Формирование этнокультуры исследовалось в работах А.Ю. Белогурова, А.Н. Джуринского, Г.Д. Дмитриева, Л.М Студия народной песни «Колипкай» Касева Лариса Анатольевна, учитель начальных классов.



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

« ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «КОДЗУВКОТКАР»
КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Разработчики:
Морохина Татьяна Григорьевна, заместительдиректора по УВР, учитель коми языка и литературы;
Ревеняла Жанна Валериевна, директор школы, учитель обществознания;
Шебырева Антонина Михайловна, педагог дополнительного образования;





с.Нижний Воч
2015 г.



Содержание
Концепция программы1-6
Цели и задачи программы .6
Методы, положенные в основу работы ...7-8
Наличие теоретической базы опыта.8-10
Стратегия и механизм достижения поставленных целей и задач10-23
Ожидаемые результаты..22-23
Эффект программы в долгосрочной перспективе23-24
Приложения 24 -66
























Концепция программы.
Система образования на современном этапе стоит на пути модернизации и инновационного развития, что нашло свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах. В соответствии с принятой в рамках ФГОС «Концепцией духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России» современный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Возрастает значение школ, выполняющих государственный и социальный заказ на воспитание и формирование личности - гражданина с развитым национальным самосознанием и одновременно поликультурным мышлением. В связи с этим возникает необходимость становления и развития в учебных заведениях этнокультурной направленности, и, как показывает опыт, в наиболее полной мере это может быть реализовано в условиях национальной сельской школы.
Актуальность работы обусловлена противоречием между современными задачами реализации педагогического потенциала этнокультурной деятельности по сохранению в социально-культурной среде регионов России традиционной народной культуры и слабым использованием в этой деятельности идей и технологий педагогического проектирования. Традиционная культура народов России представляет собой целостную систему этнокультурных ценностей и идеалов, сохранение и трансляция которых в современную социально-культурную среду должны стать одним из важнейших факторов духовно-нравственного воспитания граждан России, сохранения культурного разнообразия нашей страны и, одновременно, формирования идентичности нации, укрепления единства Российского государства.
В начале ХХI в. переосмысливается основная цель образования. Знаниецентристская парадигма сменилась культуротворческой и компетентностной парадигмами. Ведущим становится развитие творческой и профессионально компетентной личности. Обладание этнокультурной компетентностью и проблемы ее формирования имеют особую значимость для педагогов, так как своей профессиональной деятельностью они осуществляют процесс трансляции культуры в обществе. Этнокультурная проблематика сложна и многосоставна, многие ее понятия недостаточно разработаны.
Анализ основных тенденций социокультурного становления личности позволяет выделить ряд оснований, задающих стратегические направления в определении путей достижения нового качества образования, создания перспективных парадигм, подходов, концепций построения современного образования.
Актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества. Современную эпоху по праву называют эпохой этнического возрождения. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры.
Традиционная народная культура на рубеже ХХ-ХХ1 веков стала важным объектом государственной культурной и образовательной политики в нашей стране. Об этом свидетельствуют государственные документы и законы РФ о традиционной народной культуре. Этнокультурное воспитание школьников в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной политики Российского государства. В законодательных и нормативно-правовых документах, принятых в последние годы Правительством Российской Федерации (Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. (одобренной постановлением правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. за № 751), Концепции модернизации российского образования , Концепция государственной этнонациональной образовательной политики Российской Федерации и др.), подчеркивается, что стратегической задачей образования в России является конструирование таких образовательных систем, в условиях которых ребенок получал бы запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться к социокультурным ситуациям, быть готовым действовать в поликультурной полиэтнической среде. Образовательный процесс одной из задач ставит повышение качества всех ступеней образования и уделяет пристальное внимание сохранению и укреплению национального образования. Основными задачами государства в сфере образования признаются, среди прочих, сохранение и поддержка этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур.
В этих документах признается основополагающая роль традиционной народной культуры в развитии и гуманизации общества, сохранении национальной самобытности, определены приоритеты государственной политики, формы стимулирования и поддержки этнокультурной деятельности государственных социально-культурных и образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным компонентом.
Процессы, происходящие сегодня в образовании, невозможно представить вне процессов глобализации. Глобализация имеет в своей основе не только экономическую сторону проблемы, существует и более фундаментальная сторона этого процесса. Дело в том, что процессу глобализации подвергаются и культурные традиции, идеалы и нормы, т.е. жизненные ориентиры различных этносов, народов. И здесь мы согласны со многими исследователями, которые говорят, что жизнеспособность всего мира в целом будет зависеть от многообразия сосуществующих культур. Многообразие, а не однородность является фактором мирного сосуществования и развития человечества, при этом самоизоляция и неприятие других культур может сказаться пагубно на существовании цивилизации в целом. Данные идеи закреплены в нормативных документах ООН. Так, во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии (принята в 2001 г.) культурное разнообразие признается общим достоянием человечества и ключевым фактором устойчивого человеческого развития.
Современная социально-культурная ситуация в российском обществе характеризуется интенсивным процессом обновления системы образования как по линии наполнения новым содержанием, так и по структурным компонентам. Основной стратегической целью образовательных учреждений становится создание условий для социокультурного становления личности. Школа как социальный институт общества может внести существенный вклад в нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. С младших классов необходимо развивать у школьников такие нравственные чувства, как уважение и любовь к родине и своему народу. Все более актуальным становится наряду с формированием культуры межнационального общения, воспитание гражданского самосознания.
В условиях переосмысления ценностей человечества и наций общество вновь обращается к культурному наследию каждого народа, что приводит к необходимости возрождения этнопедагогической культуры, духовных и нравственных ценностей, обычаев и традиций каждого народа. Важную роль играет неоспоримое утверждение Константина Дмитриевича Ушинского: «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национально более, чем что-либо другое». Духовное наследие культуры сегодня по праву должно занять достойное место в социально-культурной сфере нашего общества. Без опоры на национально- культурные традиции невозможно целенаправленное развитие и совершенствование образования в России. Культура и этнокультурное образование вносит определенный вклад в миростроительство, организацию диалога культур, формирование толерантности у подрастающего поколения. Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к культуре своего народа. Средством её приобщения является усвоение ребенком способов познания саморазвития, его ориентация в окружающем мире. Именно это определяет основное направление и содержание деятельности образовательного учреждения.
Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию личности, патриота своей Родины, человека высоко нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.
Таким образом, процесс этнокультурного обучения и воспитания является актуальной социокультурной и педагогической проблемой, решение которой позволит сохранить традиционную культуру и исторически сложившиеся воспитательные традиции, инновационно осмыслить их.

2.Цели и задачи программы
Целью нашей работы является создание единого этнокультурного образовательного пространства, обеспечение качественно нового уровня состояния образовательного учреждения, способствующего становлению и развитию успешной личности, стимулированию роста интеллектуально-творческих сил сельских школьников с учетом его национально-культурных потребностей, способного к адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору.
Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу. Проблема этнокультурного воспитания в школе с позиции кардинальных изменений в общественном сознании остается одной из главной в настоящее время. И самое важное личностное качество, которое следует развивать и воспитывать в наших детях, есть национальный дух.
Программа предусматривает решение следующих задач:
Создать условия для создания системного комплекса направлений образовательной и воспитательной деятельности, позволяющий создать единое интегрированное этнокультурное пространство.
Разработать и внедрить в образовательный процесс школы научно-обоснованную модель этнокультурного центра «Кодзувкоткар» («Муравейник»).
Совершенствовать систему управления, создающую наилучшие условия для взаимодействия основных участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов, учителей, социума; преемственности между блоками: начальное общее образование - основное общее образование - среднее (полное) общее образование.
Разработать и апробировать комплекс педагогических приемов, методов, средств, современных образовательных технологий, способствующих развитию направлений деятельности этнокультурного центра.
Разработать систему мониторинга эффективности функционирования модели этнокультурного центра «Кодзувкоткар» («Муравейник»).

3.Методы, положенные в основу работы
Методологической основой раскрытия и реализации данной темы являются педагогические принципы и концептуальные позиции. Процесс формирования нравственных и патриотических качеств личности по средствам этнокультурного воспитания в школе основывается на учете следующих педагогических принципов:  - Природосообразности, учет особенностей развития ребенка (возрастные, половые, физиологические, психологические и др.). Я – природа.
-Кулътуросообразности, опора на многовековые воспитательные ценности в национальной, общероссийской и мировой культурах .Я – культура. 
- Гуманизма, воспитание положительного отношения и уважения к семье, человеку, природе, окружающему миру на таких ценностях как любовь, доброта и ответственность. Я – человек.
- Поликультурности, учет мировых, национальных, региональный, языковых особенностей и тенденций развития личности, того общего, что объединяет все народы и культуры мира, России, Республики Коми. Я - гражданин. 
- Народности, использование воспитательного потенциала народной педагогики; Я – коми, русский, украинец, удмурт. 
-Духовности, учет традиций и ценностей гуманистической, духовной, религиозной культуры, носителя нравственных устоев народа и общества, хранителя всего человеческого в человеке. Я – совесть. 
- Толерантности, изучение ценностей и традиций культур народов мира, использование их опыта мирного взаимодействия, развития, диалога культур и уважения, исключения насмешек, неприязни ко всему иному. 
  Основные концептуальные позиции этнокультурного компонента как средства формирования нравственных и патриотических качеств личности: 
Целостность всего учебно-воспитательного процесса школы по воспитанию ценностей. Целостность предполагает, что все аспекты учебно-воспитательного процесса участвуют в воспитании школьников (воспитательный потенциал уроков, факультативов, системы дополнительного образования, работа с родителями и связь с внешкольными образовательными и культурными учреждениями). Целостность подразумевает комплексность и последовательность всех уровней от начальной школы до выпускников. 
Создание воспитательной среды школы, основанную на гуманистических традициях мирового, российского образования и национальной (коми) культуры. Под воспитательной средой школы подразумевается: положительный психологический климат в ученическом коллективе. Наличие ученического самоуправления в школе, в этноцентре в виде детской общественной организации, активная роль школьного музея, тесная взаимосвязь всех форм дополнительного образования, усиление воспитательного потенциала каждого урока, высокая профессиональная, общекультурная компетентность учителя и воспитателей, наличие традиций в школе и соответствующих организационно-педагогических условий. 
Активная взаимосвязь с семьей, общественными организациями и другими ведомствами в деле воспитания школьников. «Любовь в Родине начинается с семьи», – писал Ф.Бэкон. Родители повышают свои педагогические знания по воспитанию и развитию детей, активно участвуют в различных видах деятельности ( кружки, экскурсии, экспедиции, вечера, внешкольные мероприятия, конференции, походы и др.). 
Интеграция ценностей национальной (коми) культуры и общероссийской, мировой в содержании образования. Интеграция предполагает включение в содержание предметов гуманитарного цикла учебного материала с ценностями национальной культуры на когнитивном, аксеологическом и поведенческом уровнях (исторические события, факты, творчество деятелей культуры, науки, народные праздники, игры, описание архитектурных памятников, стихи, песни, музыка, театр, изобразительное искусство, фольклор и др.).
4. Наличие теоретической базы опыта.
Теоретическую основу внедрения модели организации внеурочной деятельности этнокультурной направленности в условиях реализации ФГОС в общеобразовательное учреждение в целях формирования нравственных и патриотических качеств личности обучающихся составили концепции современного поликультурного образования (А.Ю. Белогуров, Г.Д. Дмитриев, В.А. Ершов, и др.); теории диалога культур (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, М.С. Каган и др.); теории гуманистической личностно-ориентированной педагогики (Ш.А. Амонашвили, А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, Б.М. Неменский, К. Роджерс, Н.Е. Щуркова и др); теории о взаимосвязи этнокультурных традиций и духовно-нравственного развития человека (М.А. Абрамова, У.А. Винокурова, Т.Н. Волков, А.И. Гоголев, А.А. Григорьева и др.).
Формирование этнокультуры исследовалось в работах А.Ю. Белогурова, А.Н. Джуринского, Г.Д. Дмитриева, Л.М. Дробижева, В.А. Ершова, Т.С. Комаровой, М.Н. Кузьмина, В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.А. Парамоновой, Д.Б. Сажина, Л.Л. Супруновой, Э.К. Сусловой, В.Н. Цатурова и др.
Проблеме использования потенциала этнокультуры и этнопедагогики в образовательном процессе посвящены исследования В.Ф. Афанасьева, Л.А. Афанасьева-Тэрис, У.А. Винокуровой, А.И. Гоголева, А.А.Григорьевой, Д.А. Данилова, А.Г. Корниловой, А.В. Мордовской, Н.Д. Неустроева, А.Г. Новикова, А.П. Оконешниковой, Б.Н. Попова, И.С. Портнягина, А.Д. Семеновой, К.Д. Уткина и др.).
Методологической основой исследования являются положения материалистической философии о гармонии национального, межнационального и общечеловеческого; о диалектическом единстве формы и содержания; теории и практики развития личности; современные философские, культурологические, педагогические, психологические концепции образовательных систем.
В решении поставленных задач авторы опирались на: исследования роли социальной среды в развитии личности (В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, Л.Ю.Сироткин); концептуальные положения теории развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.П.Занков); идею диалога как сотворчества (М.В.Богуславский, Л.Я.Зорина, Н.И.Селиванова); культурологические и социологические разработки С.Н.Иконниковой, В.Н.Шубкина, В.А.Ядова; понимание народной культуры как «внегенетического механизма наследования социального опыта» (Ю.М Лотман).
В понимании феномена этнокультурных традиций и осмыслении опыта народного воспитания авторы опираются на педагогические идеи Я.А.Коменского, Н.И.Пирогова, Д.И.Писарева, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Г.Н.Волкова, Я.И.Ханбикова, З.Г.Нигматова, идеи выдающихся просветителей и деятелей коми народа: И.Л.Жеребцов, Д.А.Несанелис, О.Е.Бондаренко, К.С.Королев, В.В.Латышева, Н.Д.Конаков, А.К.Микушев, В.В.Филиппова, Е.А.Игушев, П.И.Чисталев, П.Ф.Лимеров, О.И.Улашев, И.И.Уляшев и др.
В педагогической теории и практике проблема сущности, цели, задач патриотического воспитания также получила широкое развитие. Важность патриотического воспитания подчеркивали в своих работах Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и другие. В современной отечественной педагогике патриотическое воспитание рассматривается как процесс превращения социально и государственно значимых требований общества во внутренние стимулы личности (Н.И. Болдырев, Э.П. Козлов, И.А. Липкина, Н.Т. Трофимова, С.Н.Федорова, М.Г. Яновская и др.). 
Таким образом, можно констатировать, что в научной литературе нашли свое отражение основные направления проблемы этнокультурного образования. Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на достаточно пристальное внимание зарубежных и отечественных исследователей к данной проблеме, многие вопросы данного вида образования продолжают оставаться недостаточно разработанными.

5.Стратегия и механизм достижения поставленных целей и задач
Ведущая педагогическая идея опыта
Анализ современной психолого-педагогической литературы показал, что формирование этнокультурной компетентности обучающихся является проблемой, имеющей социальное и научное значение. 
Главным условием формирования этнокультурной компетентности является создание системы воспитательно-образовательной работы. В данном процессе создаются условия для целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре, воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у обучающихся образовательного учреждения.
Таким образом, ведущая педагогическая идея опыта заключается в необходимости создания системы работы педагога по формированию этнокультурной компетенции детей как средства формирования нравственных и патриотических качеств личности, посредством развития познавательных представлений об этнических и эстетических идеалах своего народа, эмоциональной включенности ребенка в этот процесс, а также через овладение поведенческими нормами, принятыми в обществе, что позволит ребенку усвоить свое культурное наследие, приобрести чувство национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества.
Оптимальность и эффективность средств
Целостность и будущность России во многом связаны с ее полиэтничностью. Здесь проживают более 150 национальностей, которые принадлежат к различным этнолингвистическим семьям и группам, исповедуют разные религии, имеют свои самобытные культуры, сложную и особую историю. И именно система образования обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной толерантности. С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у детей этнокультурной компетентности, которая предполагает только объективную информацию о другом народе. Иными словами, быть этнокультурно компетентным – это значит признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность. Такие представления и знания реализуются через умения и навыки поведения, которые способствуют эффективному межнациональному взаимопониманию и взаимодействию. Другими словами, этнокультурная компетентность позволяет индивиду найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а, следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи, языком, ценностями, культурой. В целом под этнокультурной компетентностью мы понимаем свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.  Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры. При этом, как отмечает М.Беннет, вначале у ребенка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу.
Этнокультурная компетентность предполагает готовность человека к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на специально-организованных занятиях, ориентированных на участие ребенка в учебно-познавательном процессе, а также направленных на его успешную адаптацию в полиэтнической среде. Готовность в данном контексте мы понимаем как психическое состояние, которое характеризуется настроем, актуализацией и приспособлением возможностей личности для успешных действий, внутренней устремленностью на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, установкой на активную и целесообразную деятельность.  В рамках своей деятельности произведена оценка образовательного и воспитательного процесса. По результатам данного обследования разработана система организации, содержания и технологий работы по формированию в этнокультурной компетентности детей в образовательном учреждении с последующим ее внедрением, коррекцией и доработкой.
Определены принципы работы педагога по формированию этнокультурной компетенции детей, а именно: 
- целостность, системность и последовательность воспитательно-образовательной работы по воспитанию основ общечеловеческих нравственных качеств личности;
- единство влияния семьи и образовательного учреждения на формирование этнокультурной компетенции детей ;
- интеграция усилий обучающихся, педагогов и родителей в работе по реализации педагогических условий, способствующих формированию этнокультурной компетентности детей;
- направленность педагогического процесса ОУ на комплексное познание концептов этнокультуры: фольклора, народной философии, декоративно-прикладного искусства, игр, традиций;
В основу формирования этнокультурной компетентности заложены три ключевые позиции.
Первая позиция – культурно-образовательный подход в обучении и воспитании , где целевыми ориентациями являются: 
формирование высоконравственного, образованного, духовно-богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самосовершенствованию и творчеству человека; 
возрождение традиционной культуры воспитания, включения детей в этнокультурную традицию как ее носителей и продолжателей; 
создание системы образования, основанной на глубоком освоении богатейшего культурного наследия России, Республики Коми, пробуждение национального самосознания.
Вторая позиция - культуровоспитывающий подход дифференцированного обучения по интересам . Целевами ориентациями данного подхода являются:
развитие эмоциональной сферы личности ребенка;
развитие творческих способностей, созидательных качеств личности;
превращение образовательного учреждения из преимущественно просветительского учреждения в центр духовной, нравственной и эстетической культуры.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что только в атмосфере высокой гуманитарной культуры, освоения богатств народной культуры, насыщение ее «кислородом» гуманитарной культуры, возможно воспитать личность, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества. Личностная ориентация педагогического процесса должна быть направлена на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом ребенке, использование дифференцированного подхода к ребенку по его интересам как главной мотивационной базы. 
Третья позиция - педагогическая концепция целостного развития ребенка, как субъекта детской деятельности . 
Ребенок рождается как индивид. Важнейшими индивидными свойствами являются возраст и половая принадлежность. Это определяет необходимость при выборе содержания работы и разработке педагогической технологии для ее реализации - исходить из физических, психологических, познавательных особенностей детей , ориентироваться на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский). При этом необходимо учитывать становления функциональных асимметрий головного мозга и их связи с индивидуально-психологическими особенностями.
Формирование этнокультурной компетенции детей
В последние десятилетия мы стали свидетелями кардинальных изменений в обществе, которые отразились определенным образом на жизнедеятельности сельского населения. Проблема развития сельской школы с этнокультурным компонентом в условиях очевидного разрушения села – одна из важнейших в современной жизни России. Население сельских районов находится в удручающем состоянии по показателям здоровья, образованности, элементарного достатка и благосостояния. Однако село держится школой – это аксиома. Поэтому работа по развитию сельского образования и сельской школы в сегодняшних условиях является чрезвычайно своевременной и может стать эффективным механизмом развития села, а, следовательно, и одним из ведущих механизмов построения новой сельской жизни и реального развития села.
Сельская школа должна предъявлять детям и подросткам идеальные и реальные образцы их взрослой жизни, должна рисовать и предъявлять разного уровня конкретности «портреты» их как взрослых ответственных людей, а также задавать своеобразие их сельской жизни в качестве масштаба и меры их идентификационных устремлений и планов. Поэтому в первую очередь, необходима работа сельской школы по этнокультурному самоопределению детей и подростков.
Кроме того, сельский социум имеет свои особенности, имеющий фундаментальную основу традиционной народной культуры для этнокультурного воспитания подрастающего поколения, которая в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной политики РФ. К ним можно отнести следующие:
Невысокая людность населения с преобладанием однородного национального состава - коми, переплетение родственных, соседских, межличностных связей.
Широта охвата жизненного пространства, которая требует сложившиеся способы организации удовлетворения повседневных жизненных потребностей, индивидуальный способ приспособления человека к социоприродным условиям жизнедеятельности (сенокос, ведение сельского хозяйства, охота, рыболовство и т.д.)
Выраженная взаимозависимость друг от друга способствует формированию уживчивости, толерантности, предполагает кооперативность труда («помочи»).
Жизнедеятельность в условиях сельского социума с однородным национальным составом отражает специфические ценности и привычки народа, навыки, социально-психологические направления развития личности.
Сельский социум характеризуется информированностью досуговой среды (проведение массовых праздников, где задействовано все население села).
Детство сельского ребенка погружено во взаимоотношения со взрослыми. Личное ведение домашнего хозяйства рано включает детей в разнообразные виды деятельности (уход за домашними животными, приусадебным участком, текущий ремонт, строительство подсобных помещений) и требует большой самостоятельности, ответственности, собственных усилий по организации этих процессов.
Совокупность перечисленных особенностей сельского образа жизни образует фон, на котором должна выстраиваться система социально-педагогической работы сельской школы, реализующей этнокультурный компонент образования, и выступает как условие эффективной адаптации детей и подростков к конкретным социальным условиям.
Социальная среда характеризуется «степенью благополучия» пространства жизнеобитания, жизнедеятельности, в котором индивид вне семьи и других официальных институтов образования и воспитания структурирует свое свободное время. У сельского жителя, в том числе и у ребенка, пространство жизнеобитания ограничено «объективными» условиями жизнедеятельности.
Психологический подход к анализу средового фактора заключается в определении референтности микросреды для ребенка. Одной из социальных сред человека является образовательная среда.
Вочевская средняя общеобразовательная школа расположена на территории Усть-Куломского муниципального образования в 100 километрах от районного центра в селе Нижний Воч. Подавляющее большинство населения – коми. Село Нижний Воч располагает богатым наследием духовной культуры, имеет богатое историческое прошлое, т.к. является одной из старинных поселений Усть-Куломского района.
Школа имеет право осуществлять образовательную деятельность по следующим программам:
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее (полное) общее образование;
дополнительное образование.
На сегодняшний день общая численность учащихся составляет 65 человек, в том числе начальном звене 16 учащихся, в неполной средней школе (5-9 классы) – 38 человек, в 10-11 классах – 11 человек. В школе обучаются дети из нескольких населенных пунктов: с.Н.Воч, д.В.Воч, д.Воль.
Образовательный процесс организован в одну смену. Режим работы школы соответствует требованиям к организации учебно-воспитательного процесса по СанПиН. Организовано горячее питание (100% обучающихся).
В целях развития детей при дальнейшем выявлении и стимулировании их индивидуально-личностного и творческого потенциала в условиях сельской местности, в Муниципальном общеобразовательном учреждении Вочевская средняя общеобразовательная школа разработана и внедрена модель внеурочной деятельности этнокультурной направленности в условиях реализации ФГОС «Этнокультурный центр «Кодзувкоткар» как ресурс формирования нравственных и патриотических качеств личности ребенка», которая направлена на социокультурную адаптацию, социализацию и интеграцию обучающихся.
Данная модель предполагает внедрение нового компетентностно - деятельностного подхода в содержание образовательного и воспитательного процесса, внедрение педагогически-организованного сопровождения обучающихся с целью формирования новых образовательных результатов – системы ключевых компетенций, способствующих становлению и развитию успешной личности с учетом его национально-культурных потребностей, способного к адаптации в современном обществе и самостоятельному жизненному выбору.
Для практического внедрения данного подхода был разработан системный комплекс направлений образовательной и воспитательной деятельности, позволяющий создать единое интегрированное этнокультурное образовательное пространство школы – этнокультурный центр «Кодзувкоткар» («Муравейник»).

Этапы внедрения в образовательный процесс функционирования модели этнокультурного центра «Кодзувкоткар» («Муравейник»):
1 этап. Подготовительный. 2014-2015 учебный год.
2 этап. Практический. 2015 – 2018 учебные годы.
3 этап. Обобщающий. 2018 – 2019 учебный год.
Направления деятельности центра:
- Художественно-эстетическое
- Патриотическо- краеведческое
- Учебно-познавательное

В основе модели этнокультурного центра деятельность творческих мастерских:
Мастерская коми языка и литературы «Ордым»;
Мастерская художественного вязания «Ш—вк туг»;
Студия народного танца «Марьямоль»;
Студия народной песни «Колипкай»;
Поисково- исследовательская мастерская «Ябыр»;
Фольклорно-этнографическая мастерская «Серни-басни»;
Музейно-краеведческая мастерская «Кодзувкот»;
Коми народные подвижные игры «Тур-тор».

Направление
Название и формы организации

Художественно-эстетическое
Мастерская художественного вязания «Ш—вк туг»


Студия народного танца «Марьямоль»


Студия народной песни «Колипкай»


Студия берестоплетения «Зарни куд»

Патриотическо- краеведческое
Музейно-краеведческая мастерская «Кодзувкот»


Фольклорно-этнографическая мастерская «Серни-басни»


Поисково- исследовательская мастерская «Ябыр»;

Учебно-познавательное

Мастерская коми языка и литературы «Ордым»

Спортивно-оздоровительное
Коми народные подвижные игры «Тур-тор»


Как видно из таблицы, функционирование модели этнокультурного центра «Кодзувкоткар» («Муравейник») в системе обучения и воспитания сельской школы способствует самоопределению сельских школьников в личностной, этнокультурной, социокультурной и профессиональной областях, включению их в различные виды творческой деятельности, позитивному отношению к ценностям образования и культуры, развитию нравственных и духовных качеств школьников.
Таким образом, в настоящий момент перед дополнительным образованием детей в рамках сельской школы с этнокультурным компонентом встает задача не столько вооружения прочными знаниями и умениями учеников, сколько формирования творческой личности в процессе сотворчества субъектов. Именно такое пространство дает возможность организовать субъективно-равноправное общение ребенка и взрослого, их совместную новаторскую и творческую деятельность.

Материально-техническая база
Материально-техническая база для внедрения в образовательное пространство модели этнокультурного центра «Кодзувкоткар» («Муравейник») создавалась трудоемко, задействовав весь материальный, финансовый ресурс школы. В течение подготовительного этапа за 2014-2015 год было обустроено помещение, отведенное под создаваемый центр: приобретена мягкая мебель, книжные шкафы, полки, ЖК телевизор (используется как проектор). Средства на приобретение необходимого оборудования были выиграны учащимися в грантовых конкурсах. На сегодняшний день – это уютное помещение, куда между уроками и после занятий с удовольствием приходят дети. Это так называемое пространство «школа вне школы», где дети - «кодзувкотъяс»(«маравьишки») занимаются понравившейся им деятельностью: поют и танцуют, творят и исследуют. У центра свой Устав, самоуправленческий корпус, расписание проводимых мастерских. Двери центра открыты для всех желающих с 9.00 до 19.00 часов. Так же имеется неплохая  методическая и учебная литература, медиатека для проведения мастерских. Создан свободный доступ в сеть Internet. При школе имеется краеведческий музей с хорошим фондом, где хранятся предметы материальной и духовной культуры жителей села (статус музея приобрели в 2014-2015 учебном году). Коллекция будет пополнятся.
Кадровое обеспечение.
Школьный коллектив насчитывает 16 педагогов. Из них 9 педагогов задействованы в деятельности этнокультурного центра «Кодзувкоткар» («Муравейник»).
Деятельность
Руководитель

Куратор этнографического центра «Кодзувкоткар»
Морохина Татьяна Григорьевна

Мастерская художественного вязания «Ш—вк туг»
Морохина Валентина Николаевна, родитель

Студия народного танца «Марьямоль»
Литош Галина Ивановна, учитель начальных классов

Студия народной песни «Колипкай»
Касева Лариса Анатольевна, учитель начальных классов

Музейно-краеведческая мастерская «Кодзувкот»
Ревеняла Жанна Валериевна, учитель обществознания

Фольклорно-этнографическая мастерская «Серни-басни»
Шебырева Антонина Михайловна, педагог дополнительного образования

Поисково- исследовательская мастерская «Ябыр»;
Липин Никита Александрович, учитель географии, физкультуры

Мастерская коми языка и литературы «Ордым»
Кочанова Татьяна Альбертовна, учитель коми языка и литературы

Мастерская берестоплетения «Зарни куд»
Кочанова Ольга Николаевна, педагог группы продленного дня

Коми народные подвижные игры «Тур-тор»
Кутькин Вячеслав Валерьевич, учитель истории


Основные этапы
Для внедрения в образовательное пространство модели этнокультурного центра «Кодзувкоткар» («Муравейник») был разработан план работы и разработаны основные направления и этапы.
I этап. Подготовительный: 2014-2015 учебный год.
Цель: Создание условий для внедрения в образовательное пространство модели этнокультурного центра «Кодзувкоткар» («Муравейник»).
Задачи
Содержание работы
Оформление результатов

Изучение и анализ современных тенденций развития национальной школы и организации деятельности центров народной культуры
Изучение научно-методической литературы.

Обобщение изученного материала, проведение цикла обучающих семинаров

Подготовка педагогических кадров

Самообразование.
Поиск и изучение новых образовательных технологий, обеспечивающих эффективность формирования ключевых компетенций.
Организация курсового обучения и индивидуальных консультаций педагогов, внедренных в работу по организации центра.

Создание ресурсного ядра.
Определение ответственных за реализацию направлений
Педагогический совет во главе с директором школы Ж.В.Ревеняла.

Проведение организационных мероприятий по разработке плана мероприятий основного этапа, согласование, утверждение на Педагогическом совете
Заседания педагогического совета
Составление плана и программы деятельности модели этнокультурного центра

Разработка программ:
- Мастерская художественного вязания «Ш—вк туг»;
- Студия народного танца «Марьямоль»;
- Студия народной песни «Колипкай»;
- Музейно-краеведческая мастерская «Кодзувкот»;
- Фольклорно-этнографическая мастерская «Серни-басни»;
- Поисково- исследовательская мастерская «Ябыр»;
- Мастерская коми языка и литературы «Ордым»;
- Мастерская берестоплетения «Зарни куд»;
- Коми народные подвижные игры «Тур-тор»;
Разработка модели этнокультурного центра
Подготовка учебно- методического материала (программы, планы.)
Аналитическая справка по результатам I этапа эксперимента.


2 этап. Практический: 2015 – 2019 гг.
Цель этапа: внедрения в образовательное пространство МОУ Вочевская СОШ модели этнокультурного центра «Кодзувкоткар» («Муравейник»).
Задачи
Содержание работы
Оформление результатов

Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с новыми Государственными стандартами на основе инновационных учебных планов и программ.
Реализация требований новых Государственных стандартов.

Мониторинг качества обучения.
Внесение корректирующих изменений в учебные планы и программы.

Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.


Внедрения в образовательное пространство модели этнокультурного центра «Кодзувкоткар».

Использование ИКТ – технологий. Проектная и исследовательская деятельность.

Участие на внешкольных мероприятиях, народных праздников, концертах.

Участие на школьных, районных, республиканских конференциях, конкурсах, олимпиадах.
Анализ и обобщение опыта учителей.
Портфолио обучающихся.
Проекты учащихся.

Распространение результатов исследований на другие ОУ (национальные школы)

Организация сетевого взаимодействия образовательного сообщества проекта.
Создание страницы на школьном сайте, отражающей ход реализации проекта.


Мониторинг хода эксперимента, анализ результатов мониторинга и корректировка деятельности участников.






Независимая оценка эффективности реализации проектных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам и показателям.



Статистические отчеты всех уровней, обобщенные результаты исследований, отчеты исполнителей отдельных направлений и ответственных за мероприятия. Аналитическая справка по результатам II этапа эксперимента.



3этап: Обобщающий этап – 2018 - 2019 г.г.
Цель: Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате функционирования модели этнокультурного центра «Кодзувкоткар» («Муравейник»).
Задачи
Содержание работы
Оформление результатов

Теоретическое обоснование результатов, определение их соответствия цели и задачам исследования
Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате функционирования центра.
Оформление выводов, выявленных педагогических условий внедрения модели этнокультурного центра

Определение результативности создания модели этнокультурного центра.
Проведение диагностических процедур. Диагностика (тесты, собеседование, сочинения, анализ ситуаций).
Обобщение полученных диагностических данных. Оформление диагностической документации.

Оформление методических рекомендаций по внедрению модели в практику регионального образования. Создание базы данных по наработанным технологиям, формам и методам работы.
Подготовка к проведению обобщающего семинара. Подготовка печатных публикаций.
Проведение обобщающего семинара. Отчет. Выступление на конференциях, семинарах.
Комплекс экспериментальных программ по направлениям деятельности этноцентра

Распространение результатов исследований.
Проведение семинаров, конференций, открытых уроков
Оформление методических материалов по обобщению опыта работы педагогов-экспериментаторов.
Сборник материалов.

Аналитические отчеты о достижении цели и решении задач, предложения по развитию в ходе его реализации.

Аналитическая справка по результатам III этапа.


Средства контроля
Систематическое проведение научных консультаций, обсуждение проблем на совещаниях, семинарах.
Ежегодные отчеты по результатам работы этнокультурного центра «Кодзувкоткар».
Публикации по ходу и результатам работы этнокультурного центра «Кодзувкоткар».

Финансово-экономическое обоснование
Функционирование этнокультурного центра «Кодзувкоткар» будет осуществляться за счет:
бюджетных средств, выделяемых по действующим нормативам финансирования общеобразовательных учреждений;
средств фонда доплат и надбавок к окладам работников школы.

Риски, затрудняющие эффективную реализацию проекта
-инновационные инициативы деятельности школы не обеспечиваются в полной мере научно-методическими, бюджетными средствами для реализации инновационных программ, связанных с новым качеством образования;
-недостаточная подготовленность педагогического коллектива, члены педагогического коллектива в связи с целями и задачами образования в современной действительности не всегда отвечают требованиям выполнения высокой образовательной миссии, что влечет большие эргономические и хронологические затраты и опасность риска снижения темпов инновационной деятельности;
-отсутствие разработок научно-обоснованных индикаторов.

Мониторинг реализации проекта
Порядок организации и проведения мониторинга
Мониторинг - отслеживание выполнения мероприятий на основе совокупных критериев путем:
анализа хода реализации мероприятий;
выявления отклонений от сроков реализации мероприятий;
определения эффективности реализации мероприятий;
оценки влияния реализации мероприятий на образовательную школы.
Мониторинг предусматривает поэтапную и комплексную оценку реализации проекта и проводится для обеспечения достижения намеченных целей.
Объектом мониторинга является деятельность этнокультурного центра «Кодзувкоткар» в муниципальном общеобразовательном учреждении Вочевская средняя общеобразовательная школа.
Участниками мониторинга являются исполнители мероприятий; иные организации в пределах полномочий, определенных законодательством.
Целью мониторинга проекта является эффективная реализация, достижение намеченной цели.
Мониторинг проводится для решения следующих задач:
- получение и обобщение информации о функционировании центра;
- обеспечение получения намеченных количественных и качественных показателей,
достижения целей и задач;
- выявление отклонений от намеченных ориентиров.

Индикаторы и измерители эффективности

Индикатор
Мотив выбора индикатора
Способ измерения
Измеритель
Вид отчета


Использование современных образовательных технологий
Повышение эффективности образовательного процесса
Аттестация педагогических работников
Количество
учителей, использующих
те или
иные технологий и инновационные методики
Пакеты аттестационных документов


Уровень педагогического мастерства педагогических работников
Повышение уровня педагогического мастерства педагогических работников
Аттестация, участие в профессиональных конкурсах
Коэффициент
эффективности
деятельности
педагогов,
прошедших
повышение
квалификации
Аналитическая записка, диаграммы


Уровень ИКТ-компетентности учащихся и педагогов, освоение продуктивных видов деятельности
Соответствие современным требованиям и запросам
Тестирование, творческие задания, собеседования, результаты итоговой аттестации педагогов
Результаты
тестирования и аттестации
Аналитическая записка, диаграммы


Внеучебные достижения
оценка качества образования учащихся, участия в олимпиадах, конкурсах различного уровня
Портфолио
Число учеников-
победителей на
олимпиадах, конкурсах школьного, муниципального, республиканского, всероссийского.

Отчет зам. директора по УВР


Качество выпускников и обучающихся школы
Достижение цели функционирования этноцентра - становление и развитие успешной личности с учетом его национально-культурных потребностей, способного к адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору.
Опросы, анкетирование, работа с документацией
Коэффициент отношения
между выпускниками
школы,
поступившими в
вузы за последние годы.
Аналитическая записка, диаграммы


6.Ожидаемые результаты:
Создание условий для развития творческих способностей детей, выявления, поддержка и сопровождение наиболее одаренных детей;
Создание условий для изучения и развития родного языка;
Содействие профориентации школьников в сфере культуры и искусства народа коми, науки и образования;
Воспитание любви к родной земле, уважения к ценностям традиционной культуры;
Создание условий для сохранения и развития фольклорных традиций коми народа;
Участие в конкурсах, фестивалях различного уровня.

Вся  деятельность в нашей школе направлена, прежде всего, на  воспитание патриотизма, чувства долга перед Отечеством,  ответственности за будущее нашей страны. А истинный патриот своего Отечества – это человек, дорожащий памятью поколений, ведь без прошлого нет будущего. Поэтому с уверенностью можно сказать, что вся деятельность, описанная в программе формирует у ребят собственную активную гражданскую позицию, уважительное, бережное отношение к культуре своего народа, его обычаям и традициям, историческому прошлому, национальное самосознание личности, а значит, помогает в воспитании настоящих патриотов Родины.
В последнее время много разговоров о подъеме национального самосознания коми человека. Тем не менее данный процесс требует приложения немалых усилий, так как из-за утраты носителей коми национальной культуры, отсутствия отлаженных механизмов ее передачи, сочетающих в себе оптимальные методы и формы, невозможно пока говорить о высоком уровне воспитания на этнокультурных ценностях в системе образования. Подобная программа, используемая в школах может помочь в получении знаний, культурных ценностей, верований, в выработке культуры отношений. Несомненная значимость поиска путей разрешения данной проблемной ситуации послужила основанием для создания модели этнокультурного центра «Кодзувкоткар».

7.Эффект программы в долгосрочной перспективе
Одной из серьезнейших проблем всегда была и особенно сейчас обострилась неприкаянность и ненужность современной молодежи. Принимаемые стандарты образования нацелены на насильственное получение учащимися суммы теоретических знаний. Практическая ценность этих знаний в социальном плане не поддерживается в связи с тем, что ни общество, ни производство, ни сам ученик, как правило, не нуждается в том, что в него с таким трудом в течение многих лет насильственно вводили. Вследствие агрессивного воздействия внешней среды (низкопробных СМИ и рекламы, экономического, политического, диалогического цинизма) молодежь воспринимает и следует наихудшим образцам поведения и образа жизни. Молодежь воспитана в информационном безразличии: нежелание читать газеты, слушать новостные передачи. Характерными чертами молодежи становиться эмоциональная неразвитость, отсутствие душевной толерантности. Обостряется конфликт между родителями и детьми, в том числе и вследствие слабой психолого- педагогической подготовки родителей. Произошла смена кумиров, когда молодежи предлагаются в качестве образцов не вечные истины и доблести, а криминальная, подлая и силовая героика. Общество насильно навязывает молодежи агрессивные формы досуга, создает условия и не противодействует алкоголизации, наркомании, курению молодежи.
Эти проблемы обостряются в тысячи раз перед сельской молодежью, так как они находятся в замкнутом круге. Наше маленькое село Нижний Воч затерялось среди бескрайней пармы и девственных лесов Коми края. Вот уже третье столетие живет своей самобытной жизнью, не растрачивая своих традиций, сохраняя дух коми человека. Но наряду с этой первозданной красотой природы и лесных массив маленькие люди школьного возраста теряются в большой жизни информационных утех в виде телевидения 24 часа в сутки на 100 каналах по Триколор со всякой пошлятиной, или же в общении по социальным сетям в тематических сообществах по типу «Ты-пацан!» или «Мы – из крутых». В селе альтернативы телевидению и интернету нет. Наши дети не могут позволить себе походы в кинотеатры, после школы заниматься в Ледовом дворце или в театральной студии. Эта «роскошь» отсутствует в маленьком населенном пункте. Большинство родителей в нашем селе не имеют работы, а, значит, не могут обеспечить нормальную жизнь ребенку. В нашей школе 67 учащихся из 55 семей. Высшее образование родители имеют только в 5 семьях (9 %), средне-специальное – в 26 семьях (47%), в остальных 24 (44%) семьях родители не имеют никакого образования. Из 67 учащихся 52 (78%) ребенка из семьи, которая имеет статус малоимущей и достаток ниже прожиточного уровня. Малообразованность родителей негативно сказывается на культурном уровне детей. От безработицы и безденежья люди начинают употреблять спиртное, а это значит что увиденное молодежью на экранах, подкрепляется примером из их жизни. Отсутствует учебный мотив. Подростки не находят истинного примера для подражания, хотя в это время им необходимо на кого- то ровняться. Им некуда обратиться, некуда идти, негде реализовать свои способности.
В связи с этим возрастает роль школы, которая берет всю роль воспитателя и наставника и которая является единственным воспитательным пространством маленького социума-села, призванная быть координатором в гражданско-патриотическом воспитании человека и гражданина.
Внедрение в воспитательную систему школы этнокультурного центра «Кодзувкоткар» формирует нравственные и патриотические качества личности обучающихся. Использование в воспитательной системе среди учащихся культурные традиции наших предков является по сути тем механизмом, с помощью которого происходит сохранение, воспроизводство и передача последующим поколениям духовно-нравственных ценностей, которых так не хватает в наши дни. У нашего молодого поколения от природы заложены формы материальной и духовной культуры коми человека, которые соответствуют природному окружению человека, его менталитету, социально-экономическим условиям жизни. Нашим детям необходимо закрепить все то лучшее, что было накоплено народом в процессе жизнедеятельности многие века.
Разработка и внедрение в образовательный процесс школы модели этнокультурного центра «Кодзувкоткар» будет способствовать созданию благоприятных и оптимальных условий для формирования будущей коми интеллигенции, конкурентоспособной в обновляемом социуме.
На перспективу данный проект будет работать продолжительно, поскольку он затрагивает многие моменты гражданско-патриотического воспитания молодежи, формирования ее гражданской активности, интереса и уважения к истории малой Родины, формирования некоторых жизненно важных моральных ценностей. С реализацией модели этноцентра в селе Нижний Воч улучшится положение с патриотическим воспитанием молодежи, значительно изменятся моральные ценности молодого поколения, возрастет уважение к прошлому Родины, к старшему поколению, повысится требовательность к себе, ответственность за свои поступки.





















8.Приложения

Приложение 1.




Схема этнокультурного центра «Кодзувкоткар»

Схема этнокультурного центра «Кодзувкоткар»


Цель: Создание единого этнокультурного пространства, способствующего развитию успешной личности с учетом её национально-культурных потребностей.


Краеведческая деятельность (поисковая деятельность, проекты)
Досуговая деятельность (концерты, народные праздники, общешкольные мероприятия, ДОЛ, ЛТО)

Научно-исследовательская деятельность (конференции, олимпиады, конкурсы)
Информационно-методическая деятельность


Мастерская коми языка и литературы «Ордым»
Мастерская художественного вязания «Ш—вк туг»
Студия народной песни «Колипкай»
Студия народного танца «Марьямоль»
Поисково-исследовательская мастерская «Ябыр»
Фольклорно-этнографическая мастерская «Серни-басни»
Музейно-краеведческая мастерская «Кодзувкот»
Мастерская берестоплетения «Зарни куд»
«Коми народные подвижные игры «Тур-тор»


Мониторинг эффективности этнокультурного центра «Кодзувкоткар»














13PAGE 15


13PAGE 143415




 
·

Приложенные файлы

  • doc 85822785
    Размер файла: 1 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий