Русская лапта. Участники игры делятся на две равные группы, в каждой есть водящий. Русская лапта с препятствиями. Правила.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Рябининская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса по выбору
«Работа с текстами, представляющими описание подвижных игр»
______для ____5-6 ___классов_________
Составил:
Селянинов А.В.
Пояснительная записка.
В последние время все больше людей, связанных, так или иначе, с образованием, говорят о тексте. Всем вдруг стало понятно, что выросло поколение людей, которые не понимают смысл прочитанного. А не понимают потому, что читают механически, не задумываясь о смысле написанного. Поэтому в настоящее время большое внимание уделяется такой технологии как смысловое чтение. Смысловое чтение предполагает работу с текстом на любом уроке, курсе по выбору, в том числе и на курсе, где планируется работа с текстами, представляющими описание подвижных игр .
Важно научить учащихся воспринимать текст, предполагающий описание подвижной игры, так как от восприятия данного текста зависит выполнение тех или иных действий, связанных с элементами игры. В зависимости от того, как ребенок поймет текст и выполнит задание, зависит исход игры. Причем очень важно, чтобы понимали текст все дети в команде, так как от неправильного поведения лишь одного члена команды
(неправильно поймет текст с описанием игры), может зависеть исход игры всей команды.
Курсы предназначены для учащихся 5-6 классов, когда обучаемые уже умеют разбираться в текстах, с одной стороны, а с другой стороны, им еще интересна игра, тем более в ее подвижном варианте. Кроме того, учащиеся данного возраста с удовольствием рисуют, изображают графически, что необходимо при реализации данной программы и для правильного понимания текстов данного характера.
Программа рассчитана на 8 часов.
Результатами знаний участников курсов станут
осмысление прочитанного текста;
Чтобы стало понятно, что участники приобрели эти знания, им предлагаются разного рода действия с этими знаниями:
умение полученную информацию перевести в графическою;
умение полученную информацию применить на практике, т. е в детской подвижной игре;
полученными знаниями поделиться с товарищами, обменяться умениями, чтобы совместно достичь поставленной цели.

Цель программы: создание условий для формирования метапредметных умений (интерпретировать текст), посредством формирования практический навыков.
Задачи программы:
1. формировать умение определять основные этапы игры;
2. формировать умение графически изображать описание подвижной игры;

3. на основе прочитанного текста умение выполнять двигательные действия (индивидуально и в составе команды);
5. формировать навыки чтения и осмысления текстов.
Формы организации занятий:
Лекция – кратковременное выступление педагога в виде монолога по конкретной проблеме (теме).
Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнений по проблеме (теме).
Работа в группах- взаимодействие учащихся друг с другом, в результате которого должен происходить обмен знаниям и умениями, практическими навыками.
Индивидуальная работа  – каждый участник графически изображает описание подвижной игры
Методы обучения:
Беседа – метод, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного.
Дискуссия – специально организованный обмен мнениями по проблеме для получения информационного продукта в виде решения.
Игра - практические занятия
Учебный тематический план курса
«Работа с текстами, представляющими описание подвижных игр»
№ Тема Кол-во часов Теория Практика Форма контроля
1. Инструктаж по технике безопасности. Ввод в тему курса 1 1 2. Осмысление текста, графическое изображение описания подвижной игры (игра «Город за городом») 1 0,5 0,5 Графические изображение описания подвижной игры
3 Практическое занятие
(игра «Город за городом») 1 1 Соблюдение правил игры, правильное выполнение действий
4 Осмысление текста графическое изображение описания подвижной игры (игра «Русская лапта») 1 0.5 0,5 Графические изображение описания подвижной игры
5. Практическое занятие
(игра «Русская лапта») 1 1 Перечень простых вопросов
6. Осмысление текста, графическое изображение описания подвижной игры (игра «Русская лапта ас препятствиями») 1 0,5 0,5 Соблюдение правил игры, правильное выполнение действий
7. Практическое занятие
(игра «Русская лапта с препятствиями») 1 1 Графические изображение описания подвижной игры
8.
Контрольный урок
Игра 1 1 Умение правильно выполнять действия игроков согласно описанию правил игры
ИТОГО 8 1,5 6,5
Описание правил игр, рассматриваемых на данном курсе по выбору
«Город за городом»
Требуется площадка 10x10 или 20x20 м По четырем сторонам или по углам площадки чертятся 3 города 1х1 и 4-й главный, 3x3 м или немного меньше (рис 18)
Играющие делятся на 2 команды с капитаном во главе. По жребию 1 команда заходит в главный город, другая - в поле. У команды, находящейся в главном городе – маленький мяч и лапта. Одна команда называется подающей, другая - командой поля.
Капитан подающей команды устанавливает очередь, кому за кем подавать. Игрок, назначенный первым, берет лапту и встает за переднюю черту города, а капитан на этой же черте – напротив него. Капитан подбрасывает мяч вверх, а игрок отбивает его как можно выше и дальше в поле. Если удар был хороший и можно предположить, что мяч полетит далеко, ударивший бежит в ближайший первый город. Затем, если успеет, во второй, 3-й и обратно. Если же мяч отбит плохо, то можно совсем не убегать из главного города и там дождаться удара следующего игрока чтобы обежать другие города и вернуться в главный город.
Игроки поля стараются поймать мяч с воздуха – «поймать свечу» или схватить мяч и попасть им в игрока, перебегающего из города в город. Если им это удастся, они меняются местами с подающей командой, если нет, то отбивает мяч в поле следующий игрок и т.д. Каждый, обежавший все города и возвратившийся в главный город, выигрывает для своей команды очко и имеет право опять бить по мячу в свою очередь. Правила.
Играющие имеют право перебегать в города только когда мяч находится в поле. Как только мяч брошен в главный город, перебегать нельзя.
В одном городе могут укрываться несколько игроков.
Капитан команды имеет право отбивать мяч 3 раза подряд все остальные играющие – 1 раз.
Промахнувшийся при отбивании мяча не имеет права бежать в городЕсли капитан остался в главном городе один, то ему «подает» мяч ближайший игрок с поля.
Каждый игрок подающей команды должен обязательно побывать в каждом городе и вернуться в главный город Он перебегает, пока мяч не вернётся в главный город. Поэтому иногда игрокам поля выгоднее перебросить мяч в главный город нежели, рискуя, бросать его в перебегающих.
Команды меняются местами в случаях: а) кто-либо из подающей команды осален в поле во время перебежки- б) если мяч, посланный из города, пойман с воздуха; в) если у подающей команды нет в главном городе ни одного игрока, имеющего право бить по мячу
При смене игроки подающей команды занимают те города в которых они были в предыдущую игру во время отбивания мяча
Игра кончается, когда выиграно установленное количество очков или когда истекло установленное время.
Побеждает команда, закончившая эстафету раньше и не допустившая ошибок (имеющая меньше штрафных очков).

Русская лапта
Участники игры делятся на две равные группы, в каждой есть водящий. Посередине площадки отмечают игровое поле. С одной стороны игрового поля на расстоянии от 10 до 20 м находится город, а с другой — отводится место для кона.
По жребию игроки одной группы идут в город, а другой — расходятся по полю. Игру начинает ведущий из группы города. Он лаптой забивает мяч, бежит через поле за линию кона и снова возвращается в город. Во время перебежки игроки водящей команды (поля) стараются запятнать бегущего. Если им удается, они переходят в город. В противном случае игроки остаются на своих местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок и также бежит через поле за линию кона.
Однако не всегда удается игрокам сразу же вернуться в город. В этом случае они ждут, кто их выручит, а выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.
Может быть и такой вариант: если тот, кто пробил мяч, не смог сразу же перебежать за линию кона, он ждет, когда мяч пробьет следующий игрок; тогда за линию кона бегут одновременно два игрока.
Русская лапта1Русская лапта с препятствиями
Правила
1. Игроки города подают мяч в поле по очереди; отбивающий мяч не должен переступать черту города; если в городе остался один игрок, а все остальные за чертой кона, то разрешается ему подать мяч 3 раза; ведущему разрешается пробить 3 мяча.
2. Игроки поля пятнают бегущего с того места, где поднят или пойман мяч; чтобы быстрее запятнать бегущего, разрешается мяч передавать игрокам своей партии.
3. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросить в поле рукой.
4. Команда города проигрывает и переходит на игровое поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона; все игроки перебежали за линию кона, но не вернулись в город; во время перебежки игрока города осалили.
Указания к проведению
Первое условие этой игры — дружное действие всех игроков партии и точное выполнение правил. Очень важно также правильно выбрать водящего: он должен хорошо владеть мячом, быть активным, следить за ходом игры, умело расставить игроков с учетом их умений.
Водящему лучше начинать игру первому — это позволит ему в дальнейшем наблюдать за ходом игры, помогать игрокам, а если нужно при случае, и выручить своих товарищей.
Играющие при подаче мяча должны смотреть, куда его направить: туда, где меньше игроков или где их нет совсем. Если игроки бегут в город, то мяч в поле нужно послать дальше к линии-кона; если же они бегут из города, то слабым ударом мяч подать так, чтобы он упал ближе к линии города.Играющие делятся на две команды. Каждая выбирает своего капитана. По жребию одна команда становится в главном «городе», а другая—в «поле» (располагается по всей площадке между городками). У команды, находящейся в «городе», имеются мяч и лапта.
Описание игры. Команда, находящаяся в «городе», называется подающей. Другая команда, разместившаяся по всему «полю» между «городами» и сзади них (если имеется такая возможность), называется командой «поля». Капитан подающей команды устанавливает очередь, кому за кем подавать. Игрок, назначенный первым, берет лапту и становится на переднюю черту «города», а капитан — на эту же черту напротив него. Капитан подбрасывает мяч вверх, а игрок отбивает его лаптой как можно выше и дальше в «поле». Если удар хороший и можно рассчитывать, что мяч полетит далеко, ударивший бежит в ближайший первый «город», преодолевая на пути препятствия, а затем, если успеет, во второй, в третий и обратно в главный «город». Перед каждым «городом» преодолевает препятствия. Если же игрок отбил мяч плохо и видит, что он не полетит далеко, играющий может совсем не побежать или перебегает только в ближайший «город» и там дожидается следующего удара, чтобы пробежать другие «города» и вернуться в главный «город». Игроки «поля» стараются поймать «свечу» или схватить мяч и попасть им в перебегающего из «города» в «город» игрока.Если им удастся поймать «свечу» или попасть мячом в перебегающего игрока, они меняются .местами с подающей командой, если нет, то отбивает мяч в «поле» следующий по очереди игрок и т. д. Пробившие по мячу стараются преодолеть все препятствия, обежать все «города» и возвратиться в главный «город», не будучи «осаленными» мячом. За такую удачную пробежку команде присуждается одно очко и дается право опять бить по мячу. Учитель записывает очки, выигранные каждой командой.
Таким образом, цель игры подающей команды—отбивать мяч каждый раз возможно сильнее и дальше, чтобы успеть пробежать все «города»; команды, находящиеся в «поле» — поймать «свечу» или «осалить» мячом бегущего «противника».Играют установленное время или до определенного количества очков. В первом случае по окончании установленного времени выигрывает команда, набравшая большее количество очков. Во втором случае победительницей считается команда, быстрее другой набравшая определенное количество очков.Правила игры. 1. Играющий имеет право перебегать из одного «города» в другой только тогда, когда мяч находится в «поле». 2. Не перепрыгнувший гимнастические скамейки, задевший веревочку или не сумевший перепрыгнуть опорным прыжком через коня обязан бежать назад в свой «город». Эта пробежка не засчитывается 3. В одном «городе» могут укрываться несколько игроков. 4. Капитан команды имеет право отбивать мяч
2  раза подряд. Все остальные имеют право на один удар по мячу. Если капитан остался в главном «город» один то ему подает мяч ближайший игрок «поля». 5. Перебегать из одного «города» в другой игроки имеют право пока мяч с поля не перебросили в главный «город».
6. Команды меняются местами и обязанностями в следующих случаях: если кто-либо из подающей команды «осален» в поле во время перебежки; если поймана «свеча» т. е. мяч, посланный из «города», пойман с воздуха, если у подающей команды в главном «городе» нет ни одного игрока, имеющего право бить по мячу. 8. При смене игроки подающей команды занимают те «города» в которых они были в предыдущую игру во время отбивания ими мяча. 9. Игра кончается, когда выиграно условленное количество очков или когда истек установленныйМетодические указания. При разучивании игры не надо объяснять сразу все правила, а лучше по ходу игры постепенно добавлять новые.
Сначала надо рекомендовать выпускать в «поле» более слабых игроков с тем, чтобы более сильные могли их выручить в случае неудачи.
При каждой смене команд учитель предлагает учащимся запомнить свои места с тем, чтобы играющие правильно заняли исходное положение к моменту новой смены.

Список рекомендуемой литературы
1. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. - М.: Физкультура и спорт, 1985. 
2. Васильков И.И. От игры к спорту. - М.: Физкультура и спорт, 1985. 3. Спиваковский А.С. Игра - это серьезно. – М., 1981. 4. Яковлев В.Г. Игры для детей. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 158 с. 5. Яковлев В.Г., Ратников В.П. Подвижные игры. - М.: Просвещение, 1974. - 143 с.
 

Приложенные файлы

  • docx 85822357
    Размер файла: 112 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий