Но если бы мы жили в те стародавние время, когда идолы обладали неотразимым очарованием, мы бы тоже, как говорят мудрецы, помчались бы со всеми, задрав подолы лапсердаков, чтобы пасть ниц перед

Комментарий к Торе Книга Ваикра Недельный раздел Бехукотай


Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
В этом завершающем разделе книги “Ваикра” Б-г обещает евреям процветание, если они будут выполнять все заповеди Торы. В противном случае их ждут страшные кары. Детально описаны несчастья, которые обрушатся на сынов Израиля, лишенных Б-жественной защиты. Эти казни, цель которых - побудить евреев к возвращению на путь Торы, будут происходить в семь этапов, один тяжелее другого. В конце раздела описан порядок посвящения по обету “эрахин”, когда еврей обязуется принести в Храм денежный эквивалент своей “рыночной” стоимости, стоимости своего скота, дома или другой собственности.

Величие и ничтожество
“Но если не послушаете Меня и не будете исполнять все заповеди эти” (26:14). Главная тема раздела “Бехукотай” - “тохеха”, суровое предостережение, обещание страшных кар за неисполнение заповедей, за отказ вести еврейский образ жизни, за нарушение договора, заключенного у горы Синай. После краткого перечисления благодеяний, которыми евреи будут вознаграждены за верность Торе - экономическое процветание, мир и духовное блаженство, Вс-вышний строго предупреждает: “Но если не послушаете Меня и не будете исполнять все заповеди эти (обратите внимание: все 613, а не отдельные по выбору), и если установлениями Моими пренебрегать будете, и если законами Моими возгнушается душа ваша, так что не будете вы исполнять всех Моих заповедей, нарушая Союз Мой, то поступлю Я с вами так...” (26:14-16). Далее Тора детально и беспощадно живописует страшные кары, которые постигнут (уже постигли!) евреев. Нам тяжело слышать эти слова, тем более что мы знаем, как часто они сбывались. Поэтому в синагогах существует традиция читать их тихим голосом и быстро, стремясь скорее проскочить этот мучительный отрывок. Нам страшно и стыдно, что мы так часто оказывались недостойны высокого звания “избранного народа”, “народа-священника”. В серии предостережений важное место занимает прямая связь между соблюдением законов “шмиты”, седьмого года, когда евреям запрещено вести сельскохозяйственные работы в Эрец-Исраэль, и нашей способностью закрепиться на этой земле. “Шмита” была заповедана нам в разделе “Беар”, и теперь мы узнаем о катастрофических последствиях ее несоблюдения: “И сломлю гордыню могущества вашего, и сделаю небо ваше, как железо, и землю вашу, как медь (очень тяжелое проклятие: в отличие от меди, железо не “потеет”, не выделяет никакой влаги; речь идет о сильной засухе). И попусту истощаться будет сила ваша, и не даст земля ваша урожая своего... А вас рассею между народами..., и тогда возместит земля субботы свои во все дни запустения своего, когда будете вы в стране врагов ваших” (26:34). Затем еще раз: “...и возместит свои субботние годы в запустении” (26:43). Согласно комментариям, в этом пророчестве говорится о Вавилонском галуте. Он наступил через 850 лет после вступления сынов Израиля в Эрец Исраэль под руководством Иеошуа бин Нуна. Некоторые годы “шмиты” в тот период - эпоху Первого Храма - они соблюдали, некоторые - нет. В общей сложности евреи пропустили ровно 70 субботних лет. И именно такой срок они провели в изгнании до своего возвращения на родину и строительства Второго Храма. Как видим, пророчество Торы целиком исполнилось. Но почему еврейский народ так часто и упрямо нарушал “Закон Мой”? Что побуждало его к бунту? По мнению мудрецов, всему виной - неудержимая тяга к разврату. В талмудическом трактате Санэдрин (63-б) сказано: “Евреи знали, что идолопоклонство бессодержательно, и они поклонялись идолам только для того, чтобы позволить себе заниматься публичным развратом”. Иначе говоря, если бы евреи хотели грешить в “частном порядке”, они бы не поклонялись идолам. Но почему они не развратничали индивидуально, без афиширования? Ведь это было бы естественнее и проще. Что их привлекало в публичном, коллективном блуде, ради которого они соглашались даже принять языческую идеологию, хотя знали, что в ее символах не больше силы и правды, чем в детских куклах? Причина здесь чисто психологическая. Если бы они развратничали индивидуально, сам налет секретности в их действиях убеждал бы их, что они ведут себя неправильно, постыдно. И это пробуждало бы в них подспудное чувство вины. Ради душевного комфорта они решили придать своему пороку общественную значимость, показать всем, что в разврате нет ничего плохого. Поэтому они взяли на вооружение идолопоклонство, философию и культуру, в центре которой стоит вседозволенность, право на супружескую измену, на распущенность, на любое извращение. Апологеты такой культуры говорили, что разврат не только допустим, но и вполне пристоен, а кто не согласен, тот - средневековый мракобес или лицемер. Появились книги и брошюры, авторы которых, медики, социологи и философы, глубокомысленно объясняли, что любовь к однополому объекту вызвана специфическими особенностями организма и поэтому вполне допустима и даже уважаема. Через средства массовой информации шла деятельная пропаганда “новой морали”: “Нами движут не примитивные инстинкты, а стремление к подлинной свободе и раскрепощенности”. Певцы и танцоры сбрасывали прямо на сцене свои бренные одежды вместе с опостылевшими оковами стыда и скромности. Гомосексуалисты и лесбиянки стали желанными гостями в школах, на телевидении и в парламентских дебатах, на которых звучали требования узаконить неконвенциональные браки, предоставить таким семьям социальные льготы и даже отдавать им на воспитание детей-сирот, поскольку однополые супруги почему-то не рожают. Так шла иммунизация от стыда. Шкала ценностей и приоритетов перевернулась с ног на голову: то, что еще вчера считалось бесстыдным, грубым, хамским, превратилось в моду, в символ прогресса... Такая ситуация наглядно проявляет величие человека и одновременно его ничтожество. Ничтожество, потому что, стремясь удовлетворить свою похоть и убить подсознательное чувство вины, он готов принять любую, даже самую глупую и чудовищную идеологию. Величие, потому что именно чувство вины, то, что мы называем совестью, мешает ему грешить “частным образом”, без идейной опоры, без общественного одобрения. В конечном счете, это чувство поможет ему заглянуть в свою душу и ужаснуться. Но прежде ему потребуется хорошая встряска, суровые и грозные слова предостережения. “Если законами Моими возгнушается душа ваша, то поступлю Я с вами так”. О том, как поступает с нами Вс-вышний в таких случаях, мы знаем из истории.
_____________________________________________________________________________________________

Цепная реакция ассимиляции
“Но если не послушаете Меня и не будете исполнять все заповеди эти, и если установлениями Моими пренебрегать будете, и если законами Моими возгнушается душа ваша...” (Ваикра, 26:14-15). Такими словами начинается “тохэха”, суровое предупреждение. В этом отрывке перечислены те наказания, которым подвергнется еврейский народ, если не будет выполнять свою часть договора с Б-гом, заключенного у горы Синай, откажется выполнять законы Торы и нести миссию избранного народа. В субботу к чтению недельного раздела Торы вызывают семь человек, каждому из которых выделен очередной отрывок. Однако в эту субботу традиция будет нарушена: к чтению “тохэха” никого не вызовут. Габай, следящий за порядком утренней молитвы, лишь молча кивнет чтецу, и тот продолжит читать, тихо и быстро, почти скороговоркой, как будто стремясь быстрее проскочить этот тяжелый отрывок. Некоторые люди боятся слушать перечень наказаний. Они выходят на это время из синагоги. Впрочем, Тора никогда не стремится создать настроение безнадежности и безысходности. Порицаниям и угрозам предшествуют слова надежды и утешения. Начинается раздел “Бехукотай” на оптимистической ноте: “Если законам Моим будете следовать и Мои заповеди соблюдать, то...” - и дальше перечисляются блага, которых удостоятся евреи за верность Б-гу и Торе: “То дам Я вам дожди вовремя, и земля даст урожай свой...и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить спокойно в стране вашей...”. Короче, нам гарантируется и мир, и безопасность, и материальное процветание. Завершается “тохэха” тоже обнадеживающими словами: “Но при всем этом (несмотря на страшные бедствия), когда будут они (евреи) в стране врагов своих, не станут они мне отвратительны, и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, чтобы нарушить союз Мой с ними”. Вот в чем причина бессмертия еврейского народа, которую не могут разгадать историки и философы. Все другие племена и народы, побежденные и изгнанные со своей земли, неизменно исчезали, растворялись, включая самые могущественные из них: египтяне, вавилоняне, персы, древние греки, римляне, - все наши главные мучители. Бесследно исчезли даже самые молодые из них, появившиеся на арене истории, когда евреев уже считали древним народом, а их законы “несовременными”, “отсталыми”. Сменялись эпохи и цивилизации, идеологии и культуры, а евреи продолжали существовать. Они цепко держались за свое многовековое знамя - Тору и ухитрялись играть активную роль во всех областях человеческой деятельности. Корень этой вечности в обещании, которое Б-г дал праотцу нашему Аврааму: “Установлю Свой союз между Мной и тобой, и твоим потомством, которое будет после тебя, - на все поколения, вечный союз” (Берешит, 17:7). В отрывке “тохэха” Тора детально живописует те страшные испытания, которым подвергнутся евреи, лишенные Б-жественной защиты. Наказания будут приходить в семь этапов, причем их тяжесть будет нарастать. Цель у них одна - побудить евреев к осознанию истинных причин несчастий, искреннему раскаянию и возвращению к Торе: “А если и после этого не послушаете Меня и пойдете против Меня, то в ярости пойду Я против вас и накажу вас всемеро против грехов ваших...”. Эти слова повторяются рефреном после описания очередной серии кар. Комментаторы говорят, что эта “тохэха” предсказывает тяготы вавилонского изгнания, продолжавшегося 70 лет после разгрома двух еврейских царств Израиля и Иудеи и разрушения Первого Храма. Вторая “тохэха”, включенная в раздел “Ки таво” (книга “Дварим”), содержит пророчество о нашем еще не завершившемся галуте. Читая предсказания Торы, пытаешься нащупать в них причинно-следственные связи, понять, почему нас так ненавидят, преследуют, короче, откуда берется антисемитизм. “Тот, кто думает, что Берлин - это Иерусалим..., будет снесен ураганным ветром, который оторвет его от корней”. Так писал рав Меир Симха в первых годах нашего столетия. Буря действительно разразилась 30 лет спустя и охватила всю Европу. С тех пор, как Б-г заключил Свой необратимый договор с Авраамом, выживание еврейского народа стало историческим императивом, как один из законов природы, как восход солнца, как морские приливы и отливы, как “Волга впадает в Каспийское море”. Антисемитизм - это тоже “закон природы”, единственная цель которого - предотвратить исчезновение евреев, их растворение в плавильном котле наций и, как следствие, расторжение необратимого Б-жественного завета с праотцем нашим Авраамом. В еврейской истории XX век - это эпоха тотальной ассимиляции и одновременно эпоха массовых неслыханных трагедий, исполнения страшных пророчеств: “и будете есть плоть сыновей ваших и будете поражены врагами вашими” (Ваикра, 26:2937). Ассимиляция подобна ядерной цепной реакции. Когда накапливается критическая масса, следует атомный взрыв фанатичного антисемитизма. Не было в Европе более культурной и просвещенной нации, чем немцы. Но всего за несколько лет этот цивилизованный народ превратился в дикого зверя. Героиня одного из рассказов американского еврейского писателя Бернарда Маламуда предупреждала перед смертью сына: “Главное, не забывай, что ты еврей. Потому что если забудешь, то “гои” напомнят тебе”. Когда еврейский народ забывает о своей исторической миссии святого народа, ему напоминают - иногда страшным, варварским способом. И степень этого варварства прямо пропорциональна стремлению евреев к ассимиляции.
Приправа к жизни Один из тяжких грехов, за которые был разрушен Первый Храм и евреи были отправлены в Вавилонское изгнание, состоял в идолопоклонстве. Вс-вышний сурово карает изменников: “И уничтожу Я возвышения ваши, и разрушу солнечные кумирни ваши, и повергну трупы ваши на распавшихся идолов ваших...” (26:30). Сегодня нам трудно понять, почему люди испытывали такую тягу к идолопоклонству, да и самого идолопоклонства в том смысле, о котором говорит Тора, уже давно нет. В самом деле, как можно служить безжизненной кукле или статуе? Но если бы мы жили в те стародавние время, когда идолы обладали неотразимым очарованием, мы бы тоже, как говорят мудрецы, помчались бы со всеми, задрав подолы лапсердаков, чтобы пасть ниц перед каким-нибудь деревянным чурбаном. Такая сильная тяга к идолам существовала до тех пор, пока мудрецы начала эпохи Второго Храма не убили ее. Да, нам, современным людям трудно понять эту тягу. Мы ее не знаем и никогда не поймем. Даже главному “идолу” наших лет - доллару - мы поклоняемся отнюдь не бескорыстно. Когда мудрецы уничтожили в людях страсть к идолослужению, из внутренних покоев Храма, из Святая Святых вышла странная фигура, похожая на огненного льва. Пророк сказал: “Это тот самый “йецер а-ра” (побуждение ко злу), который привлекал людей к идолопоклонству”. Но при чем здесь Храм? Что делал огненный лев в святейшем месте на земле? Разве это подходящее укрытие для такого чудовища? На самом деле, тяга к идолопоклонству - не вполне отрицательное явление. У него была и полезная сторона. Преодолевая стремление к языческим страстям, человек поднимался вверх по лестнице святости. Когда мудрецы устранили из мира это стремление, они принизили тем самым и значение святости. Наши современники не знают, что она означает. Мы чувствуем, что в нашей жизни не хватает чего-то важного, но чего именно - понять не можем. Убив любовь к идолам, мудрецы пытались также покончить и с сексуальным вожделением, часто ведущим к разврату. Три дня ни одна курица не снесла яйца. Видя, что мир не может существовать без физического влечения полов, мудрецы вернули его. В Талмуде приведены слова Б-га: “Я создал побуждение к злу, и Я создал Тору, лекарство от него”. В тексте употреблено слово “тавлин”, которое означает также “приправа”, “специя”. Тора не только дает еврею безотказное средство для обуздания своих физических страстей, которые иначе ведут к разрушительным последствиям, но и становится приправой, придающей жизни тонкий вкус и аромат, которые трудно ощутить нашим современникам, не ведающим истинных радостей бытия и живущих в духе лермонтовской строки: “И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом”.
_____________________________________________________________________________________________

Побег от реальности Главная тема раздела “Бехукотай” - “тохэха”, суровые предостережения о тех наказаниях, которые постигнут еврейский народ, если он не будет выполнять договор, заключенный с Б-гом у горы Синай, откажется следовать законам Торы и с гордостью нести миссию избранного народа. При публичном чтении свитка Торы, которое проводится во время утренней субботней молитвы, недельный раздел делится на семь частей, к каждой из которых вызывают кого-нибудь из присутствующих. Однако в наступающий шаббат этот порядок будет нарушен: к чтению предостережений никого не вызовут. (Во многих общинах к этому отрывку вызывают раввина. Рав Мордехай Элиягу тоже считает, что к этому чтению на вызвать раввина, - прим. ред.). Габай, следящий за порядком Б-гослужения, лишь молча кивнет чтецу, и тот продолжит читать, тихо и быстро, почти скороговоркой, как будто стремясь скорее проскочить этот тяжелый отрывок, полный грозных предупреждений и описаний страшных несчастий. Некоторые люди боятся слушать его и выходят на это время из синагоги. Хафец-Хаим, духовный лидер религиозного еврейства начала прошлого столетия, осуждал такую практику. Он говорил, что “баал-коре” (чтец) не должен понижать голос и проглатывать слова при чтении этих страшных угроз. Ведь многие его просто не услышат. Свою мысль Хафец-Хаим пояснял такой притчей. Одному человеку, собиравшемуся в долгий путь, посоветовали не идти опасным маршрутом, где водились дикие звери и случались разбойные нападения. Но путешественник игнорировал предупреждение: он завязал себе глаза, чтобы не видеть опасностей и не бояться. “Глупец! - прокомментировал Хафец-Хаим. - Он не только не уменьшил опасность, а наоборот, усилил ее, потому что лишил себя возможности своевременно увидеть ее и принять оборонительные меры”. “То же самое происходит и с малодушными евреями, которые стараются не слышать грозных предупреждений Торы. Они думают, что тем самым избавятся от наказания. Однако кара все равно настигнет их, вдобавок с гневом Вс-вышнего за то, что они не желают слушать Его”.
Позолоченная середина “Если по установлениям Моим будете вы соблюдатьто будете жить спокойно в стране вашей Но если не послушаете Меня и не будете исполнять все заповеди Моито пошлю на вас ужас, чахотку и горячкуи будете поражены врагами вашими” (Ваикра, 26). Хотя еврейские мудрецы рекомендует придерживаться золотой середины в повседневной жизни, этот совет не распространяется на выполнение заповедей Торы. Тут нет середины: либо ты - верный слуга Вс-вышнего и зарабатываешь себе вечную награду выполнением всех 613 заповедей, либо ты пренебрегаешь ими и попадаешь в разряд грешников. Те, кто пытается лавировать между этими двумя полюсами - соблюдают заповеди “частично” или “через день”, в лучшем случае попадут в категорию “бейноним”, “середнячков”, затесавшихся между праведниками и грешниками (впрочем, как показывает статистика Судного Дня, к таким “середнячкам” принадлежат сегодня более 90 процентов евреев). До цадиков, праведников, они не дотянут. Ибо цадик - это человек, соблюдающий или хотя бы старающийся соблюдать все заповеди. Впрочем, это вовсе не значит, что Б-г отвергает всякого, кто не достиг уровня праведности. Ведь многие евреи, особенно те, кто вернулся к еврейскому образу жизни, “баалей-тшува”, не могут сразу взвалить на себя все тяжкое бремя заповедей. Мудрые наставники осторожно вводят их в мир Торы, приучают к выполнению заповедей постепенно, начиная с нескольких самых важных, таких как шаббат и кашрут, и добавляют все новые “мицвот”. Но такая частичность носит вынужденный характер. Принцип остается неизменным - соблюдение всех 613 заповедей. Иной принцип - выполнение лишь тех законов, которые кажутся легкими и “разумными”, - решительно отвергается традицией. Тора не приемлет никакой селекции в этом вопросе. В конечном счете, каждый еврей должен стремиться к исполнению всех “мицвот”. И пока он идет к этой цели, считает прегрешением каждое невыполнение заповеди или обычая и честно пытается исправить ситуацию, ему обеспечена благосклонность Б-га. Его усилия будут поддержаны Свыше. Если вдуматься, сам подход выборочного отношения к “мицвот” (эта заповедь мне подходит, а эта нет), не имеет под собой никакого разумного основания. В конце концов, кто мы такие, чтобы состязаться в мудрости с Тв-рцом неба и земли, чьи безупречные законы изложены в Торе? Отсутствие золотой середины в соблюдении заповедей наглядно демонстрируется в разделе “Бехукотай”, где описаны две ситуации: одна - утопическое преуспевание для тех, кто выполняет волю Тв-рца, и другая - страшные казни и муки для тех, кто ею пренебрегает. Тора отвергает образ “полурелигиозного” еврея, как любой из нас не согласился бы купить полкомпьютер или полмашины.
Почему за нами не гонятся? “И будут властвовать над вами ненавистники ваши, и побежите, хотя никто не будет гнаться за вами” (Ваикра, 26:17). Последние слова этого стиха вызывают недоумение. Что это за проклятие, если за нами не будут гнаться, когда мы будем убегать? Неужели с погоней было бы лучше? Объясняя этот кажущийся парадокс, Виленский Гаон привел слова из книги “Коэлет” (“Экклезиаст”): “И Б-г взыщет за преследуемого” (3:15). В мидраше сказано, что Вс-вышний всегда защищает тех, за кем гонятся, даже если преследуемый - злодей, и ему угрожает праведник. (Данное общее правило изобилует исключениями.) Хафец-Хаим идет еще дальше. Он пишет, что иногда Вс-вышний нарочно позволяет нашим врагам преследовать нас, чтобы иметь возможность вмешаться и защитить свой народ. Во всяком случае, главная мысль приведенного стиха ясна. В тяжелые годы, в эпоху проклятия, Б-г не только позволяет нашим ненавистникам властвовать над нами, но и создает такие условия, когда нас безнаказанно мучают и обращают в бегство. Мы бежим в панике, но враги не гонятся за нами, и поэтому Б-г не может осуществить на деле Свой универсальный принцип: защитить преследуемого.
_____________________________________________________________________________________________

В обратном отсчете “И Я вспомню союз Мой с Яаковом, и союз Мой с Ицхаком, и союз Мой с Авраамом, и страну (тоже) вспомню” (26:42). В этом утешительном обещании привлекает внимание обратный порядок перечисления трех праотцев еврейского народа: от самого младшего к самому старшему, от внука к деду. Комментатор “Бааль а-турим” объясняет, что тем самым Тора ретроактивно напоминает об их заслугах: спасительная цепочка заслуг тянется от нас вначале к Яакову, затем к его отцу Ицхаку и в конце к первому еврею Аврааму. На иврите этот стих звучит так: “Ве-захарти эт брити Яаков, ве-аф эт брити Ицхак, ве-аф эти брити Авраам эзкор”. Повторяющийся союз “аф..аф” (ии) означает также “гнев” и предшествует лишь именам Ицхака и Авраама. Перед именем Яаков его нет. Это потому, продолжает “Бааль а-турим”, что Б-гу было не за что гневаться на Яакова: у нашего третьего праотца все двенадцать детей, основатели колен Израилевых, были праведниками. Такая большая заслуга отвращает Б-жественный гнев. К сожалению, Авраам и Ицхак не могли похвастаться подобным достижением. Первый произвел на свет Ишмаэля, второй - Эсава. Хотя злодей Ишмаэль вернулся к концу жизни на путь праведности, сделал “тшуву”, его потомки-мусульмане перечеркнули эту заслугу. Сегодня они с лихвой превзошли потомков Эсава, христианские народы, по части лютой ненависти к еврейскому народу. Их готовность к самопожертвованию ради убийства как можно большего числа евреев не знает аналогов в истории. Поэтому расстановка “гневных” союзов “афаф” вполне уместна. Если бы имена праотцев перечислялись в хронологическом порядке, то по правилам грамматики “аф” пришлось бы поставить перед Яаковом, убрав его от Авраама, а это было бы несправедливо.
“Дайте трудное дело” “И сходиться будет у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда сходиться будет с севом, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить спокойно в стране вашей” (26:5). Раши комментирует: “Такой плодородной будет земля. Вы еще не успеете обмолоть зерно, как настанет пора сбора винограда, а на следующий год, когда наступит время сева зерновых, вы все еще будете собирать виноград”. Раши хорошо разбирался в сельскохозяйственных вопросах, ведь он сам был виноградарем. У американцев есть поговорка: если хочешь решить вопрос, обратись к занятому человеку. Когда у нас много дел, когда нам постоянно некогда, мы в хорошей форме, и мы многое успеваем сделать. И, наоборот, безделье расслабляет, обилие свободного времени вредит душе и телу. Не зная, как убить время, бездельник ищет развлечений, придумывает их, чтобы отвлечься от душевной пустоты, которая причиняет ему безотчетные страдания. Ему скучно; его одолевает беспокойство. Стремясь убежать от самого себя, он отправляется в путешествие (если кошелек позволяет). Но перемещение в пространстве и симуляция активности не помогают. Человеку нужно реальное дело; ему нужно постоянное занятие, по возможности без перерывов, чтобы молотьба сходилась со сбором винограда. Б-г лучше нас знает, что нужно человеку для счастья.
_____________________________________________________________________________________________

День земли
Разделы Беар и Бехукотай довольно часто объединяются еврейским календарем и читаются в синагогах совместно. И это неслучайно, поскольку они тесно связаны между собой. В первой из них представлены законы шмиты, а во второй Б-г грозит наказанием за их несоблюдение.
“И опустошу Я страну вашу, и враги ваши, живущие на ней, будут разореныИ тогда возместит земля шабаты свои во все дни запустения своего, когда будете вы в стране врагов ваших; тогда будет покоиться земля и возместит шабаты свои” (26:32,34).
Когда евреи не соблюдают законы шмиты и йовеля, не дают покоя Святой земле в отведенные для этого годы, Б-г отправляет их в изгнание: чтобы земля отдохнула от них. В эпоху Первого Храма и в годы, предшествовавшие его строительству, евреи нарушили в общей сложности семьдесят субботних лет, и за это провели столько же лет в Вавилонском плену.
Незадолго до разрушения Второго Храма и начала нынешнего галута историк Иосиф Флавий так описывал изобилие Эрец Исраэль: “Исключительно плодородна эта земля; она изобилует пастбищами и усажена разнообразными деревьями Жители страны превратили ее в цветущий сад; ни один клочок не остался заброшенным. При таком изобилии неудивительно, что города Галилеи и многочисленные деревни очень плотно заселены. Даже в самой маленьком селении живут не менее 15 тысяч человек”.
Но вот прошли века, и в 1260 году великий еврейский раввин и мыслитель Рамбан прислал сыну в Испанию совсем другой отчет из Эрец Исраэль: “Что сказать тебе о состоянии страны Она совершенно заброшена и велико ее опустошение Те ее места, которые обладают большей святостью, опустошены больше, чем менее святые места. В самом большом запустении и разрухе пребывает Иерусалим”.
Еще через шесть столетий, в 1867 году, американский писатель Марк Твен нашел Страну Израиля в таком же печальном состоянии: “Разоренная страна, чья почва, несмотря на свое плодородие, рождает лишь колючки и чертополох. Край скорбного безмолвия. Запустение достигло здесь такой степени, что невозможно даже представить себе, как эта земля может расцветать и плодоносить. Мы благополучно доехали до горы Тавор не встретив по пути ни единой души, не увидев ни деревца, ни кустика”.
Далее Марк Твен продолжает: “Страна Израиля облачилась в траур. Проклятие висит над ней; оно опустошило ее поля и сковало кандалами ее прежнюю силу”. Писатель душевно потрясен; с великой горечью он пишет: ”Страна Израиля пустынна Страна Израиля перестала быть частью реального, живого мира”.
Теперь сравните эту характеристику, как будто заимствованную из научно-фантастического романа о последствиях ядерной войны, с мрачным пророчеством Торы: “И придет чужеземец из дальней страны, и увидит бедствие той страны и недуги ее, которыми поразил ее Б-г: сера и соль, пожарище – вся страна; не засевается она, и не растет и не поднимается из нее ни одной травинки – как после уничтожения Сдома и АморыИ скажут все народы: “За что поступил Б-г так с этой страной? Чем вызван великий гнев этот?”
Христианам очень нравились эти слова из книги Дварим (гл.29). Они утверждали, что разорение Страны Израиля доказывает, что Б-г отверг еврейский народ. Однако тот же Рамбан, слова которого мы только что привели, отмечал, что на самом деле в разорении нашей страны скрыты ростки благословения, что руины и пустоши вселяют надежду. В разделе Бехукотай Б-г ставит вещи на свои места: “И опустошу Я страну вашу, и враги ваши, живущие на ней, будут разорены”. Это значит, что в течение всех веков изгнания, Эрец Исраэль не примет наших врагов и не признает в них хозяев.
Армия может завоевать территорию, но чтобы новые жители закрепились на ней, требуется “согласие” земли: она должна раскрыть объятия завоевателям.
Маарша (рав Шломо Эйдельс, XVII век, Польша) предрекал: “Пока народ Израиля не живет в своей страна, она не дает плодов. Но когда она снова расцветет и вознаградит сеятелей плодами, это верный знак, что близится конец дней, время Великого Спасения, когда все евреи вернутся на Родину”.
Эрец Исраэль подобна верной жене. Все вокруг говорят, что ее муж никогда не вернется из плена, что его, наверное, уже и нет в живых. Но она отвергает лестные предложения ухажеров и терпеливо ждет мужа, веря, что он вернется, обязательно вернется.
Когда читаешь путевые заметки Марка Твена, трудно поверить, что он пишет о той самой стране, в которой мы сегодня живем, которая цветет и плодоносит. Израильские апельсины и цветы украшают столы во многих странах мира. Специалисты по сельскому хозяйству из еврейского государства – желанные гости за границей. Пустыня, которая, по выражению Марка Твена, “перестала быть частью реального мира”, превратилась в пышный сад.
Теперь вам ясно, почему христианская Европа так враждебно относится к нашей стране, так рьяно поддерживает наших арабских врагов, пытаясь подменить нас, истинных хозяев Эрец Исраэль, вымышленным “палестинским” народом? Они ведь думали, что Б-г и Святая земля отвергли нас еще тогда, две тысячи и один год назад. И теперь им так трудно расставаться с собственными вымыслами.
_____________________________________________________________________________________________

На живую нитку
“Если по установлениям Моим будете вы поступать, и заповеди Мои соблюдать, и исполнять их...” (26:3). Жил-был портной. Да не простой, а блестящий мастер своего ремесла, умевший одной иголкой сшить царскую мантию. Однажды к нему пришел богатый бизнесмен и предложил особый заказ. Находясь в Китае по своим коммерческим делам, он купил великолепный отрез шелка - редкостный по качеству и красоте образец. При виде отреза у портного загорелись глаза. Ему еще ни разу не доводилось работать с такой роскошной тканью. Он быстро договорился с бизнесменом о цене за пошив костюма и на следующее утро приступил к работе. Портной шил быстро и с увлечением, но очень аккуратно, жалея каждую нитку уникального шелка. Время летело быстро, и к двум часам ночи к пиджаку была пришита последняя пуговица. Откусив нитку, мастер устало откинулся на спинку стула, любуясь созданным шедевром. Это был лучший из всех сшитых им костюмов. Он зевнул, медленно поднялся и отправился спать. Заказчик должен был прийти назавтра. То-то обрадуется, когда примерит костюм. Портной закрыл за собой дверь, но будучи не в силах сразу расстаться со своим сокровищем, снова заглянул в мастерскую. Костюм гордо восседал на манекене, освещаемый из окна струящимся лунным светом. Дверь захлопнулась с мягким щелчком. После безмолвной паузы донеслось тихое шуршание. Из щели под плинтусом сверкнула пара крошечных глаз. Выползла мышка, повела мохнатым носиком и осторожно направилась в середину комнаты. За ней последовали еще несколько длиннохвостых разведчиков. Их число росло, и вот уже целая армия мышей заполнила мастерскую, направляясь с вожделенным писком к костюму... Через десять минут все было кончено. На полу валялись лишь несколько лоскутков редкостного шелка со следами мышиных зубов. На следующий день, когда портной вошел в мастерскую и увидел, что произошло, его чуть не хватил удар. Он застыл посредине комнаты, бесцельно теребя оставшийся лоскуток. Слезы текли по его щекам. Через несколько минут из-за его спины выглянул предприниматель, пришедший за костюмом и еще не знавший, какая беда приключилась с его бесценным шелком. Портной взял себя в руки и дрожащим голосом рассказал потрясенному гостю обо всем, что произошло после их предыдущей встречи: как он старательно, почти целые сутки трудился над его заказом, какой прекрасный костюм получился и как его ночью съели коварные мыши. Закончив свою печальную историю, он осторожно добавил: “И все же я хотел бы получить от вас плату за труд. Ведь мы же договорились. Костюм пропал, но я вложил в него душу и все свое умение”. Предприниматель задохнулся от возмущения: “Ты не портной, а сапожник, и к тому же наглец. Скажи спасибо, что я не взыщу с тебя стоимость моего китайского шелка”. С этими словами он выскочил из мастерской, хлопнув дверью. Всякая работа оплачивается по конечному результату. Даже если ты вложил душу и мастерство в свой труд, но результат оказался нулевым, вознаграждение будет тоже нулевым. У этого правила есть лишь одно исключение - Тора. Начальный стих сегодняшнего раздела состоит из трех как будто одинаковых по смыслу фраз: “Если по установлениям Моим будете вы поступать, и заповеди Мои соблюдать, и исполнять их...”. На самом деле, эти фразы не повторяют, а дополняют друг друга, развивая общую мысль. Б-г словно хочет сказать: “Если вы будете следовать моим установлениям, старательно изучая Тору, чтобы это изучение побудило вас правильно выполнять Мои заповеди, и если, в результате, вы будете жить по ним, то Я осыплю вас благами, описанными в последующих стихах”. Обратите внимание, Вс-вышний не требует от нас результата, не ждет, что каждый еврей станет “талмид-хахамом”, знатоком Писания. Он не устраивает нам экзамена. Но Он ждет искренности и преданности, хочет, чтобы мы вложили сердце и все свои силы в служение Ему, в изучение Его Торы. И тогда мы получим награду, даже если результат учебы будет близок к нулю, даже если вместо прекрасного костюма в наших руках останется пара жалких лоскутков.
Это наш Б-г “Но при всем этом, когда будут они в стране врагов своих, не станут они мне отвратительны, и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, чтобы нарушить союз Мой с ними, ибо Я - Г-сподь Б-г их” (26:44). Руководителя одной из ведущих еврейских организаций Америки спросили в газетном интервью, как он относится к смешанным бракам между евреями и неевреями. Он сказал, что побывал недавно на брачной церемонии, которую вели “еврейский священник” и католический пастор. “Красивей свадьбы я не видывал”, - восторженно сообщил этот еврейский лидер, и дальше стал говорить о том, как важно принять в еврейскую среду невесту-нееврейку. Ведь смешанные браки - объективная неизбежность, зачем же упрямиться? В самом деле, зачем упрямиться? Иудаизм тривиален. Иудаизм устарел, и поэтому должен приспосабливаться к новым реалиям. Дорогу прогрессу! Рабби Меир Симха из Двинска писал в своей фундаментальной работе “Мешех хохма”, что всякий раз, когда евреи оказываются в изгнании, будь то Вавилон, Северная Африка, Испания, Германия или Восточная Европа (Америка тоже может быть включена в этот список), они стремятся воссоздать то общество и те институты, которые оставили на своей прежней родине. Евреи - трудолюбивый народ. Они быстро обустраиваются на новом месте, создают центры еврейской учености и достигают новых высот знаний, хотя им трудно равняться с духовными достижениями своих славных предков. Однако евреи никогда не ограничивались рамками внутриобщинной жизни. Они активно проникали в культурную среду коренных народов и очень скоро занимали в ней видные места, преуспевали в промышленности, торговле и искусстве. Тесный контакт с местной культурой неизбежно вел к ассимиляции и смешанным бракам. Перед еврейской общиной нависала угроза растворения и исчезновения. Чтобы предотвратить эту опасность, Высший Разум принимал решение отправить евреев в новое изгнание, отбросить их к первоначальному состоянию неустроенности и отчужденности, заставить их снова и на новом месте строить инфраструктуру еврейской жизни. “Но при всем этом, когда будут они в стране врагов своих, не станут они мне отвратительны, и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, чтобы нарушить союз Мой с ними, ибо Я - Г-сподь Б-г их”. Вс-вышний говорит евреям, что Он “возгнушался” ими и отправил их в “страну врагов” не потому, что расторг Свой договор с ними и решил их уничтожить. Наоборот, Он сделал это для того, чтобы сохранить свой избранный народ. Потому что Он - наш Б-г, и всегда будет нашим Б-гом. Мы сами ставим Его в такое положение: ломаем установленные Им границы, в результате чего изгнание и преследования становятся единственным путем нашего сохранения и выживания. Ведь как бы не складывались исторические обстоятельства, Вс-вышний не допустит исчезновения своего народа. Когда еврейский лидер Америки рекламирует через прессу смешанные браки, не навлекает ли он на своих хорошо обустроенных соплеменников новый взрыв антисемитизма и новое изгнание?
Хлеб и мир “И будете есть хлеб свой досыта, и будете жить спокойно в стране вашей. И установлю Я мир в стране” (26:5-6). Когда в стране достаточно хлеба, объясняют комментаторы, ее жителям не надо уезжать на чужбину в поисках пропитания. В обществе царит мир; в нем меньше зависти и злобы, неизбежных спутников голода и всевозможных дефицитов. Поэтому Тора соединяет в одном благословении экономическое процветание и общественный мир. Одно без другого невозможно.
Вечные козлы “И установлю Я мир в стране, и когда ляжете, никто не будет вас тревожить” (26:6). Известный комментатор Пятикнижия Ор а-Хаим (1696-1743, Ливорно-Иерусалим), так объясняет эти слова. Когда царит мир, евреи спят спокойно. Но во время войн они лишаются покоя, даже когда не имеют отношения к происходящих событиям, потому что евреи - вечные козлы отпущения. Их обвиняют в дестабилизации, в разжигании конфликтов, и они страдают порой сильнее, чем непосредственные противоборствующие стороны. Мудрецы Талмуда сообщают, что царь Давид никогда не спал глубоким сном, потому что он вел постоянные войны, которые лишали его покоя и душевного равновесия.
_____________________________________________________________________________________________

Притяжение святости
«Но при всем этом, когда будут они в стране врагов своих, не станут они мне отвратительны, и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их» (26:44).
Первый вечер Хануки. Единственный огонек неровно мерцает во тьме, бросая странные отблески на осунувшиеся лица. Это не восковая свеча и не масляный фитилек. Это особый светильник изготовлен из старой полусгнившей деревяшки, а свеча слеплена из сапожной ваксы. Так отмечали первый вечер Хануки в бараке концлагеря Берген-Бельзен.
Ребе из Блужева пропел на традиционный праздничный мотив два первых благословения. В его приглушенном голосе слышалась боль перенесенных страданий. Перед заключительным третьим благословением он надолго замолчал и испытующе оглядел собравшихся, стараясь заглянуть каждому в глаза. Затем издал глубокий облегченный вздох и неожиданно сильным, уверенным голосом пропел Шеэхеяну: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, за то, что даровал нам жизнь, и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени!» «Амен!» шепотом откликнулись собравшиеся.
Позже один узник спросил ребе: «Почему вы благодарили Б-га за то, что он дал нам дожить до этого времени? Что хорошего в том, что он привел нас сюда, на верную смерть, в Берген-Бельзен, Разве это благо жить в такое страшное время?»
Вы знаете, ответил ребе из Блужева. Та же самая мысль пришла мне в голову, когда я начал читать благословения. Вот почему я остановился перед Шеэхеяну. Я не мог выдавить из себя слова благодарности. Но потом я посмотрел на всех вас и увидел в лицах такую чистоту, такое возвышенное самоотречение. Вы так напряженно смотрели на эту деревяшку с черной ваксой, что я подумал: «Вот мы здесь, на самом дне пропасти, в самой черной дыре, когда либо существовавшей на Земле. Но мы по-прежнему свободны духом: отмечаем Хануку, зажигаем свечи, как наши деды и прадеды. Несмотря на все зло, причиненное нам этими убийцами, мы, как прежде, создаем поле притяжения святости горит свеча!» И тогда я мысленно обратился к Создателю: «Владыка вселенной! Кто сравнится с Твоим народом, народом Израиля?! Смотри, как они стоят! Смерть глядит им в лицо, а они тянутся к Тебе, трепетно ловят каждое слово благословения Тому, Кто “творил чудеса для отцов наших, в те дни, в это время”.»
И я понял, что нет более подходящего времени для благодарности Вс-вышнему за то, что Он дал нам дожить до этих великих мгновений веры и оптимизма.

Догнать и перегнать
Сказано в Пасхальной Агаде, что в каждом поколении враги пытаются уничтожить нас, но Пресвятой неизменно спасает нас из их рук. Поколение недолгий срок. Пятнадцать, от силы двадцать лет, и каждый раз перед нами возникает новая опасность, новая угроза.
Пройдитесь по улицам Иерусалима по Меа Шеарим или Геуле, прислушайтесь с чистым голосам еврейских детей, заучивающих нараспев стихи Торы. В этих звуках сама вечность, наша древняя история и наше будущее. Этот голос Яакова наши враги пытались задушить в каждом поколении. Пытаются и сейчас, даже здесь, в Израиле. Но даже когда мы томимся «в стране врагов наших», Б-г не забывает Свой народ. Хотя мы не раз самонадеянно и бездумно отвергали Его, Он нас никогда не отвергнет и в конечном счете соберет, как обещал, «с четырех концов света».


Heading 1 Heading 2 Heading 3 Heading 4 Heading 5 Heading 6 Heading 7 Heading 8 Heading 9Default Paragraph Font Table Normal
No List

Приложенные файлы

  • doc 85822339
    Размер файла: 125 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий