Интеграция – это стержневая линия полихудожественного воспитания [1,с.12]. В педагогике искусства сегодня получает развитие положение о том, что имеющиеся у человека образы-представления, взятые из отдельных видов искусства (музыки, изобразительного искусства


Тема: «Формирование полихудожественного воспитания студентов в условиях колледжа»
Автор:Югай Н.Л.
Особенность полихудожественного воспитания студентов в условиях колледжа – это развитие музыкальных, художественных способностей, формирование художественных представлений, подготовка подлинных ценителей искусства и, наконец, воспитание лучших человеческих качеств студентов.
Владение интегративными технологиями – стержневая линия полихудожественного воспитания; формирование художественных навыков и умений является одним из условий полихудожественного воспитания. В полихудожественном воспитании на начальном этапе одной из первых задач является использование принципов взаимодействия разных видов искусства.
Полихудожественное воспитание – воспитание искусством – необходимое условие всестороннего и гармонического развития личности. Через искусство студенты открывают для себя мир художественных образов. Занимаясь различными видами искусства в творческих коллективах, они приобретают эстетический опыт, связанный с «чувственным восприятием».
Под полихудожественным воспитанием студентов подразумевается такая форма приобщения к искусству, которая позволяет понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки в области каждого искусства. Интеграция – это стержневая линия полихудожественного воспитания [1,с.12].
Особенностью полихудожественного воспитания студентов является тезис «художественное начало есть в каждом». В развитии творческого начала открывается путь к познанию прекрасного, что эмоционально обогащает личность, подводит к более глубокому осмыслению мира.
Педагогическая мысль и деятельность поставлены перед проблемой поиска нового содержания учебного процесса, отвечающего современным социально-экономическим требованиям и новой методологии, позволяющей использовать актуальные формы трансляции знаний и формировать необходимые сегодня качества личности.
Педагогическая категория «воспитание» рассматривается как практикообразующая деятельность, направленная на преобразование человека, изменение его психического состояния, мировоззрения, сознания, знаний и способа деятельности, ценностных ориентаций.
Интенсивно развивающееся направление педагогики – полихудожественное развитие личности - дает возможность изучения комплекса искусств как необходимого компонента образованного человека. В педагогике искусства сегодня получает развитие положение о том, что имеющиеся у человека образы-представления, взятые из отдельных видов искусства (музыки, изобразительного искусства, литературы и т.д.), при помощи творческого воображения способны интегрироваться в иную художественную целостность, новый художественный образ. Художественный язык стал заимствовать средства творческой выразительности из разных видов искусства, обогащаясь при этом сложными и необычными образами. Если рассматривать образ в его прямом, примитивном стиле, то, по мнению А.Ф.Лосева, это механическое отражение чувственных вещей в сознании. Но развитое художественное мышление многообразно, индивидуально и субъективно, поэтому и различны возникающие при полихудожественном восприятии образы. Только развивая у студентов творческую способность воспринимать произведения искусства в его целостности, можно рассчитывать, что полихудожественное воспитание будет активно способствовать становлению индивидуальности студента как будущего специалиста, творца.
Особенность «современного типа мышления» характеризует специфика владения большим полем разнородной информации, многовариативность и активность восприятия и действия[2,с.25]. Форма его проявления имеет мобильный и скоростной характер перевода информации из одной модальности в другую. Анализируя работу мозга, восприятия, особенностей восприятия разных видов деятельности, в том числе и связанных с восприятием искусства, ученый Б.Г.Ананьев указывал, что человек в своем развитии сам «воспитывает» свой мозг, и характеризовал природу восприятия как эффект высокого совпадения моментов созревания функций и педагогического воздействия на их формирование[4,с.37].
Анализ научной психолого-педагогической литературы позволяет отметить «готовность» к полихудожественной деятельности как особое психическое состояние, которое характеризуется повышенным эмоциональным тонусом, как следствие того, что эта деятельность сочетает в себе черты педагогического и художественно-творческого начала. Успешное осуществление такой деятельности может быть обеспечено только положительно окрашенным эмоциональным состоянием.
Полихудожественный подход в воспитании создает оптимальное соотношение теоретической и практической подготовки будущего специалиста. В теоретической подготовке, в свою очередь, важен не столько максимум знаний, но их мобильность, управляемость. Именно гибкость делает студента пригодным к педагогической практике.
Исследования проблем полихудожественного воспитания позволили обогатить педагогическую науку новыми научно-теоретическими знаниями и научно-практическим опытом. Новые методики способствуют преодолению противоречия между нарастанием объема информации и крайне скудным сопереживанием этой информации человеком. Широчайшее взаимодействие искусств способно помочь студенту лучше ориентироваться в окружающей художественной среде.

В технологии интеграции, синтезе различных видов искусств – музыкальном и изобразительном, основополагающими являются следующие принципы:
культ творчества, развитие индивидуальности средствами искусства с использованием новой технологии;
полихудожественный интегрированный подход;
духовное возвышение – напряжение, утончение духовных потребностей и интересов студентов.
Структура интегрированных занятий по предметам искусства технологична и отличается следующими особенностями:
предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия или его блоков;
большой информативной емкостью учебного материала, используемого на занятии.
В процессе полихудожественного развития студентов возникает необходимость использования следующих методов:
метод музыкального обобщения и эмоциональной драматургии;
метод создания художественного контекста через «выходы» за пределы художественных композиций;
методы осознания личностного смысла произведения;
когнитивные методы (символическое видение, конструирование понятий, метод фактов, эвристическое исследование);
креативные (метод придумывания, метод образной картины);
деятельностные методы (метод ученического полагания, метод рецензий, метод взаимообучения).
Развитие художественных способностей студентов колледжа осуществляется и на занятиях художественных кружков и творческих коллективов, деятельность которых направлена на удовлетворение потребности в самовыражении средствами искусства, развитие навыков и умений, творческого потенциала и является значительной частью полихудожественного воспитания студентов.
Принципы полихудожественного подхода в воспитании студентов колледжа имеют определенные преимущества:
повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует уровню обучения и воспитанности;
способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон – теоретической, практической, прикладной;
способствуют развитию художественных и музыкальных умений и навыков, помогают выразить чувства, объединить художественные понятия;
формируют нравственное самоопределение, способность к творчеству и саморазвитию, ориентацию на общечеловеческие ценности;
формируют способность осознания ценностей культурных форм, созданных предыдущими поколениями;
развивают самостоятельность и заинтересованность будущих специалистов в решении проблем.

Литература
Баженова Л.М. Использование комплекса искусств в формировании художественных взглядов учащихся. М., 2001г.
Ванслов В.В.Изобразительное искусство и музыка.Л., 1983г.
Жданова С.Н. Эстетическое освоение мира школьниками в процессе дополнительного образования. Учебное пособие., Оренбург, изд-во ОГПУ, 2005 г.
Юсов Б.П. Виды искусства и их взаимодействие._ИХОРАО, 2001г.

Приложенные файлы

  • docx 85578455
    Размер файла: 75 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий