Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки) знакомство с вокальной баркаролой.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 2 Пояснительная записка Рабочая п рограмма по музыке для основной школы (5 - 7 классы) составлена на основе: - федерального компонента государственного образовательного стандарта осн овного образования ; - примерной программы по музыке для основной общеобразовательной школы; - авторской программы «Музыка. 5 - 7 классы» - Е.Д. Критской, Г. П. Сергеевой . Издательств о « Просвещение», год издания: 2006; - стать и 28 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в РФ». Изучение музыки как вида искусства на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующей цели: - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры, а так же формирование основ духовно - нравственного воспитания шк ольников через приобщение к музыкальной культуре. Задачи уроков музыки: - приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно - эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведени ях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; - освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства; - развитие общей музыкально сти и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной с феры и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей. - воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим музыкальным наследием . Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса знать/понимать:  содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;  знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга;  знать, что разные виды искусства по - разному отзываются на одно событие. Иметь представление о том, что каждое из искусств помогает глубже понять другое;  знать художественные особенности музыкального импрессионизма, а также имена композиторо в - К. Дебюсси и М. Равеля; уметь:  находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством; 3  выражать знания, полученные в 5 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунко в;  определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально - изобразительных жанров;  распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;  творчески интерпре тировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально - ритмическом движении;  участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации); использовать приобретённые знания и умения в практической де ятельности и повседневной жизни для:  размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;  певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;  самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;  определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса знать/понимать:  содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов; уметь:  находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;  умение определять в прослушанных произведениях главные выразительные средства  выражать знания, полученные в 6 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;  определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, сюиты, баллады, серенады, а также музыкально - изобразительных жанров;  распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;  проявление навыков вокально - хоровой деятельности;  творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально - ритмическом движении;  участвовать в коллективной исполнит ельской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации); 4 использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;  певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;  самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;  определения своего отношения к музыкальным явлени ям действительности. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса знать/понимать:  главные особенности содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;  понимание концептуально - содержательных особенностей сонатной формы уметь:  опр еделять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;  находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных пр оизведений  находить взаимосвязь между художественными образами музыки, литературы и живописи;  аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека  осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;  преломления полученных знаний в эмоционально - личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в ра змышлениях о музыке, в выполнении проблемно - творческих заданий  певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;  самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетическо й значимости;  определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности. Базисный учебный план отводит на изучение предмета «Музыка» на ступени основного общего образования 102 часа (1 час в неделю, 34 учебных недел и ). Авторская программа рассч итана на 105 часов. 5 Распределение часов в авторской программе примерное, поэтому при разработке рабочей программы учитывался ка лендарный учебный график МОУ Жуковская СОШ . Так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки, учитель может по своему усмотрению увеличить или уменьшить количество часов для работы над темой, поэтому в календарно - тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и те м: Тематическое планирование по учебному предмету «Музыка» 5 класс (34 часа) Содержание Кол - во часов по авторской программе Кол - во часов по рабочей программе Раздел 1. Музыка и литература 17 17 Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство 18 17 Всего 35 34 Тематическое планирование по учебному предмету «Музыка» 6 класс (34 часа) Содержание Кол - во часов по авторской программе Кол - во часов по рабочей программе Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки 17 17 Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки 18 17 Всего 35 34 Тематическое планирование по учебному предмету «Музыка» 7 класс (34 часа) Содержание Кол - во часов по авторской программе Кол - во часов по рабочей программе Раздел 1. Особенности драматургии сценической 17 17 6 музыки Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки 18 17 Всего 35 34 Данна я рабочая программа обеспечена учебно - методическим комплектом : 1. Музыка. 5 кл.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Учеб ник для общеобразоват ельных учеб ных заведений. – М.: Просвещение, 20 12 . 2. Музыка. 5 кл.: Творческая тетрадь: Пособие для общеобразоват ельных учеб ных заведений. – М.: Просвещение, 2007. 3. Музыка. 6 кл.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Учеб ник для общеобразоват ельных учеб ных заведений. – М.: Просвещение, 20 12 . 6. Музыка. 6 кл.: Творческая тетрадь: Пособие для общеобразоват ельных учеб ных заведений. – М.: Просвещение, 2005. 7. Музыка. 7 кл.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Учеб ник для общеобразова т ельных учеб ных заведений. – М.: Просвещение, 20 12 . Содержание программы учебного предмета «Музыка» 5 класс (34 ч) В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального и скусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств - ли тературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра ( оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок - оперы), кино. Тема I полугодия: ‮Музыка и литература   (17 часов) Урок 1 . Что роднит музыку с литературой. Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искус ства. Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искус ств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно - образная, ж анровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке. Урок 2. В окальная музыка. 7 Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки. Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры св оего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека. Урок 3. Вокальная музыка. Н ародное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки). Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально - хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни . Разнохарактерные песенные Жа нры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игро - вые, хороводные, лирические песни. Песни - заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных и художественных образов. По содержанию песни делятся на : лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные нен цы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев - это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню - ре чь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себ я, бороться, чтобы содержать свою семью, воспитать детей. Урок 4. Вокальная музыка. Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс. Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс. Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, ка к способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности 8 русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки . Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфониче ской сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов. Обращение композитор ов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность. Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной музыки чувашского народа. Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы. Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой - либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы . Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии. Урок 8. В торая жизнь песни . Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование. Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиона льной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: ‮Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем . Раскрытие терминов и осмысление понятий: инте рпретация, обработка, трактовка . Урок 9. Вторая жизнь песни . Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле. Связь между музыкой русской композиторской музыкой и нар одным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа. Урок 10. ‮ Всю жизнь мою несу родину в душе..  9 Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысл е жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество. Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Романтизм в западно – европейской музыке: особенности тра ктовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве запад но - европейских композиторов – Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, сит уации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюд а, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной. Урок 12. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен) Осознание учащимися значимости музыкального ис кусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров. Урок 13. Первое п утешествие в музыкальный театр. Опера . Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору. Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника л ибретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы - (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр). Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. 10 Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы . На основе имеющегося музыкально - слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет - искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально - симфоническая музыка, хореография, (танцоры - солисты, кордебалет - массовые сцены), драматическ ое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации). Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении . Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Роль литературного сценария и зн ачение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – о дно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинемато графических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам. Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл . Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл. Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом ‮Кошки  Э. - Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, пос тоянно находятся в движении. Урок 17. Мир композитора . н.р.к. Музыка профессио нальн ых композиторов Чувашии. Знакомство с творчеством чувашских композиторов. / Г.Лебедев, Ф.Павлов, Г.Хирбю, А. Асламас/ Тема II полугодия: « Музыка и изобразительное искусство » (1 7 часов) Урок 18. Что роднит музыку с изобразительным искусством. Выр азительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические). Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика сре дств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи. Урок 19. Небесное и земное в звуках и красках. 11 Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве. Урок 20. Зв ать через прошлое к настоящему. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические)и особенности их драматургического развития (контраст). Героические образы в музыке и изобразительном иску сстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев. Урок 21. Звать через прошлое к настоящему. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами и зобразительного искусства. Песня - плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве. Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка . Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов - романтиков. Развитие музыкального, образно - ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном в ыражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность. Урок 23. Музыкальная живопись и живописная музыка . Общее и особенное в русском и западно – европейск ом искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого. Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и обшность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеч еской души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Урок 24. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Народные истоки русской профессиональной музыки. 12 Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека . Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей. Урок 25. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Инт онация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которы х входят и музыкальные шедевры. Урок 26. Волшебная палочка дирижера. Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер. Урок 27. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. Особеннос ти трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры - Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития. Урок 28. ‮ Застывшая  музыка. Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: а рхитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка. Урок 29. Полифония в музыке и живописи. Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу челов ека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живо писи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Урок 30. Музыка на мольберте. Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литов ского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. 13 Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro , Andante . Урок 31. Импрессионизм в музыке и живописи. Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси. Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошло го и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают. Урок 32. ‮ О подвигах, о доблести и славе... ‮ Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические. Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкал ьный жа нр – Реквием. Урок 33. ‮ В каждой мимолетности вижу я миры…  Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке. Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия. Урок 34. Мир композитора. ‮С веком наравне . Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Содержание программы учебного предмета «Музыка» 6 класс Тема I полугодия: « Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов) Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов. Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке. Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе. Урок 2. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. 14 Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс. Жанр песни - романса. Песня - диалог. Инструментальная обработка романса. Урок 3. - Урок 4. Два музыкальных посвящения. Пор трет в музыке и живописи. Картинная галерея Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации. Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок. Урок 5. «Уноси мое сердце в звенящую даль…» . Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов. Лирические образы ро мансов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке. Урок 6. Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин. Творчество Ф.И.Шаляпина . Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина. Урок 7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня - диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя). Урок 8. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Знакомство с вокал ьным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены. Урок 9. Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь». Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и р ечи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов. Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и м астерство исполнителя. Урок 10. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. 1 5 Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально - звуковой символ Древней Руси. Особен ности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование. Урок 11. Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт.. Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно - духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаме нный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала. Урок 12. «Фрески Софии Киевской». Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Духовные сюжет ы и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Урок 13. «Перезвоны» Молитва. Стилевое многообразие музыки ХХ столети я: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Урок 14 . - Урок 15. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. М узыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека). Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое ис кусство, возвышающее душу человека). Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2 - частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок - обработка музыки И.С.Баха. Урок 16. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально - инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и 16 гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов. Урок 17. Авторская музыка: п рошлое и настоящее. Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня . Жанры и особенности ав торской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни. Тема II полугодия: « Мир образов камерной и симфонической музыки» (1 7 часов) Урок 18. Джаз – искусство 20 века. Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз - спиричуэл, блюз. Взаимод ействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки. Урок 19. Вечные темы искусства и жизни. Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере об разцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Зак репление жанра ноктюрна. Урок 20. Образы камерной музыки. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады. Урок 21. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами. Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения о браза - пейзажа Урок 22. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». 17 Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ - пейзаж Урок 23. « Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ - пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприя тия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента Урок 24. - Урок 25. Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие тради ций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов. Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистиче ские особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке. Урок 26. - Урок 27. Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. Особенности трактовки драм атической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки. Урок 28. - Урок 29. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке. Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закреплени е строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Урок 30. - Урок 31. Увертюра - фантазия «Ромео и Джульетта». Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально - инструментальной, камерно - инструментальной, симфонической и театральной музыке. 18 Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение прот ивоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды . Урок 32. - Урок 33. Мир музыкального театра. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзи кл, рок - опера. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально - театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных соп оставлений как один из сильнейших драматургических приемов Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок - опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хоре ографии, а также легкой и серьезной музыки. Урок 34 Образы киномузыки. Проверочная работа. Обобщающий урок. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчест во отечественных композиторов - песенников - И.О. Дунаевский. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок - опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам года. Содержание программы учебного предмета «Музыка» 7 класс (34 ч) Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сц енической музыки » 17 часов. Урок 1 . Классика и современность. (1ч) Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль . Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донес ли до нас великие мыслители - художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. Вводный урок . Актуализировать жизненно - музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальны й, индивидуальный). 19 Урок 2 - 3. В музыкальном театре. Опера . Опера «Иван Сусанин - новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля .(2ч) Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфони чески - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, од ной волей. Урок 4 - 5. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (2ч) Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории. Урок 6 - 7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва . (2ч) Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыт ь особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете. Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; срав нение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь». Урок 8 .« Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов». (1ч) Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико - патриотического, эпического харак тера. Развивать ассоциативно - образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбор а музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства. Урок 9 - 10. В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля . (2 ч) Расшире ние представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. - Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и 20 современной рок - оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз . Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы). Урок 11 - 12. « Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».(2 ч) Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен. Урок 13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сю ита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора ».(1ч) Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснен ие вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии. Урок 14 . « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».(1ч) Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально - драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И. - С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того , насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа. Урок 15 - 16. «Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. ( 2ч) Знакомство с фрагментами рок - оперы Э. - Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок - оперы. Приёмы драматургического развития в опере ( повтор, контраст, вариационность ).Средства драматургического развития музыкальных образов. Урок 17 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» .«Гоголь - сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь - сюиты. Музыканты – извечные маги…». (1ч) Изуч ение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно - музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев сп ектакля или его сюжетных линий. 21 Тема II полугодия: Мир образов камерной и симфонической музыки - 1 7 часов Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально - сценич еских, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально - симфонической музыки Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составля ющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов. Урок 18 - 19. « Музыкальная д раматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. (2ч) Актуализировать жизненно - музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание так их приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки. Урок 20 - 21. « Камерная инс трументальная музыка. Этюд ,транскрипция». (2ч) Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони; Понятие « транскрипция», « интерпретация » .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма. Урок 22 – 23. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». (2ч) Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; « полистилистика ». Урок 24. « Соната . Л.В.Бетховен»Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2» .(1ч) Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева. Урок 24 - 25 «Симфоническая му зыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В. - А.Моцарта».(2ч) Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы « сонатное аллегро » на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как ро мане в звуках; расширение 22 представлений учащихся об ассоциативно - образных связях музыки с другими видами искусства. Урок 26 - 30. Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классичес кая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича». - (5ч) Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образ а и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально - сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»). Урок 31. « Симфо ническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (1ч) Закрепление представлений учащихся о стиле « импрессионизма» ; актуализировать музыкально - слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника. Урок 32. « Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна». (1ч) Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые ), опре делить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов. Уро к 33. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».( 1ч) Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе , приёмах драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина. Урок 34 . «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер . Пусть музыка звучит!». (2ч) . Систематизировать жизненно - музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной м узыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования. 23 Перечень учеб но - методических средств обучения 1. Музыка. 5 кл.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская . Учеб ник для общеобразоват ельных учеб ных заведений. – М.: Просвещение, 20 12 . 2. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 5кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2003. 3. Музыка. 5 кл.: Творческая тетрадь: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2007. 4. Музыка. 5 кл.: Фонохрестомати я. М.: Просвещение, 2006. 5. Музыка. 6 класс. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева. Учеб ник для общеобразоват ельных учеб ных заведений. – М.: Просвещение, 20 12 . 6. Музыка. 7 класс. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева. Учеб ник для общеобразоват ельных учеб ных заведений. – М.: Просвещение, 20 12 . Примерный перечень музыкального материала Прелюдия № 24. Баллада № 1. Ф. Шопен. Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитанского. Ноктюрны. П. Чайковский. Ноктюрны. Ф. Шопен. Ноктюрн. Из Квартета № 2. А. Бородин. Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж). Пьеса для камерного оркестра. Ч. Айвз. Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев. Прелюдии. М. Чюрленис. Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свир идов. Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN. . Вот мнится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки. Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди. Итальянский концерт (фрагменты). И. - С. Бах. Симфония № 4 (2 - я часть). П. Чайковский. Симфония №2 («Богатырская») (1 - я часть). А. Бородин. Симфония № 3 («Героическая») (4 - я часть). Л. Бетховен. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М . Глинка . Ave, verum. B. - A Моцарт . Моцартиана . Оркестровая сюита № 4 (3 - я часть). П. Чайковский. Эгмонт, Увертюра. Л. Бетховен. Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен. Ромео и Джульетта. Увертюра - фантазия (фрагменты). П. Чайковский. Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Ромео и Д жульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра. Д. Кабалевский. Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Бернстайн. Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк. Орфей и Эвридика. Рок - опера. А. Журбин, слова Ю. Дими трина. 24 Слова любви. Из художественного фильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подберезского. Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из художественного фильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский. Мгнове ния. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского. Звуки музыки; Эдельвейс. Из художественного фильма - мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского. Родного неб а милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского. Моя звезда. А Суханов, слова И. Анненского. Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского. Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко. Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка. Порги и Бесс Опера (фрагменты) . Дж. Гершвин. Князь Игорь. Опера (фрагменты). А. Бородин. Ярославна. Балет (фрагменты). Б. Тищенко. Высокая месса cи минор (фрагменты). И - С. Бах. Всенощное бдение (фрагменты). С. Рахманинов. Иисус Христос ‭ суперзвезда. Рок - стера (фрагменты). Э. - Л. Уэббер. Кармен Опера (фрагмента). Ж. Визе. Кармен - сюита. Балет (фрагменты). Ж. Визе ‭ Р. Щедрин. Празднества. Из цикла «Ноктюрны». К. Дебюсси. Ревизская сказка. Музыка к спектаклю «Ревизор» по пьесе Н. Гоголя. А. Шнитке. Родина моя Д. Тухманов, слова Р. Рождественского Дам, где мате детство остаемся. Ю. Чичков, слова М. Пляцковского. Дорога добра. Из телевизионного фильма «Приключения Мал енького Мука». М. Минков, слова Ю. Энтина. Небо в глазах. С. Смирнов, слова В. Смирнова. Рассвет - чародей. В. Шаинский, слова М. Пляцковского. Только так. Слова и музыка Г. Васильева и А. Иващенко. Синие сугробы. Слова и музыка А. Якушевой. Ночная дорога. С. Никитин, слова Ю. Визбора. Исполнение желаний. Слова и музыка А. Дольского. Тишь. Слова и музыка А. Загота. Наполним музыкой сердца. Слова и музыка Ю. Визбора. Как здорово. Слова и музыка О. Митяева. Образцы музыкального фольклора разны х регионов мира (аутентичный, кантри, фолк - джаз, рок - джаз и др.). Соната № 11. В. - А. Моцарт. Соната № 8 («Патетическая»). Л. Бетховен. Соната № 2. С. Прокофьев. 25 Симфония № 1 (1 - я часть). В. Калинников. Симфония № 103 («С тремоло литавр») (фрагме нты). Й. Гайдн. Симфония № 1 («Классическая») (фрагменты). С. Прокофьев. Симфония № 40. В. - А. Моцарт. Симфония № 5 (фрагменты). П. Чайковский. Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен. Симфония № 8 («Неоконченная») (фрагменты). Ф. Шуберт. Симфония № 7 («Ленинградская») (фрагменты). Д. Шостакович. Этюды но каприсам И. Паганини. Ф. Лист. Чакона. Из Партиты № 2 ре минор. И. - С. Бах ‭ Ф. Бузони. Лесной царь. Ф. Шуберт ‭ Ф. Лист. Сюита в старинном стиле. А. Шнитке. Рапсодия а стиле б люз. Дж. Гершвин. Концерт для скрипки с оркестром. А. Хачатурян. Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк - джаз, рок - джаз и др.). Россия, Россия. Ю. Чичков, слова Ю. Разумовского. Журнала. Я. Френкель, слова Р. Гамзатова. Сыновья уходят в бои. Слова и музыка В. Высоцкого. День Победы. Д. Тухманов, слова В. Харитонова. Солдаты идут. К. Молчанов, слова М. Львовского. До свидания, мальчики. Слова и музыка Б. Окуджавы. Баллада о солдате. В. Соловьев - Седой, сло ва М. Матусовского. Нечаянно - негаданно. Слова и музыка Ю. Кима. За туманом; Маленький гном. Слова и музыка А. Кукина. Следы. Слова и музыка В. Егорова. Колоколенка. Слова и музыка Л. Сергеева. Весеннее танго. Слова и музыка В. Миляева. Требования к уровню подготовки учащихся VII класса Дополнительная литература для учащихся 1. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984. 2. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996. 3. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. 4. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972. 5. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972. 6. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. 7. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН - ПРЕСС, 1998. 8. Саминг Д.К. 100 велики х композиторов. – М.: Вече, 1999. 9. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997. 26 Дополнительная литература для учителя 1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1 - 4 кл., 5 - 8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5 - е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. 3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000. 4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2005. 5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984. 6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996. 7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика му зыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985. 9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996. 10. Могиле вская С. У лиры семь струн: Научно - художественная лит - ра / художник Н. Мищенко. – М.: Дет. лит., 1981. 11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. 12. Музыка. Изобразительное искусс тво. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно - правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана - Граф, 2008. 13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972. 14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972. 15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН - ПРЕСС, 1998. 16. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999. 17 . Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997. 18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Акаде мия», 2001. Использование медиаресурсов  Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».  Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.  Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004. 27  Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.  Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998. Интернет - ресурсы http://www.teleschool.ru - Телешкола - это образовательное учр еждение нового типа, созданное при поддержке Министерства образования РФ. http://www.curator.ru - Сайт посвящен применению Интернет - технологий в образова нии. http://www.ucheba.com - Информация учебно - методического плана: учебные планы и программы, програ ммы, сопровождаемые учебно - мето дическими документами; образова тельные стандарты и документы, которые публикует Минобразования России. http://www.websib.ru/noos/it/kons.htm - Дистанционные консультации по общеобразова тельным предм етам. http://www.it - n.ru/ - Сеть творческих учителей. http://www.kcn.ru/school/book/index.htm - Мобильный учебник. - Методическая копилка. http://www.kokch.kts.ru/cdo/index.htm - Тестирование по всем предметам с 5 по 11 класс. http://www.prosv.ru - Издательство "Просвещение". http://www.naukaran.ru - Издательство "Наука". http://www.piter.com - Издательство "Питер". http://www.young - musicant.narod.ru/ - Музыкальное детство. http://dr eamiech.ru/ - Информационно - справочный портал. http://www.all - 2music.com/ - Музыкальные сайты. http://chudo - shkola.ru/index.php - Детская школа раннего развития детей. - Тематический каталог сайтов. http://music.mp.min sk.edu.by/main. - Музыка для детей. http://www.musicandi.ru/ - Музыка и я, уроки музыки в школе. http://orpheusmusic.ru/ - Культурно - образовательный портал. http://www.library.ru/ - Информационно - справочный портал. - Библиоте ка им. Ушинского. http://www.rsl.ru/home.htm - Российская государственная библиотека. www.mega.km.ru/ - Мегаэнциклопедия компании «Кирилл и Мефодий». http://www.newsducation.ru/ - Информационно - просветител ьское издание Минис терства образования РФ. www.ug.ru - Учительская газета. www.lseptembter.ru – Издательский дом «Первое сентября». www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование». www.km.ru - Образовательные сайты компании «Кирилл и Мефодий». www.college.ru – «Открытый колледж» - сайт дистанционного обучения школьников. 28 http://new.teacher.fio.ru/ - Cайт «Учитель.RU». www.museum.ru – Портал «Музеи России». www.hermitage.ru – государственный Эрмитаж. Рекомендуем учителю музыки пополнять список образова тельных ресурсов в тече ние года и создать свою библиотеку полезных сайтов по музыке. Компьютерные и информационно - коммуникативные средства 1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Ки - рилл и Мефодий». 2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо». 3 . Мультимедийная программа «Энциклопедия Ки рилла и Мефодия 2009г.». 4 . Единая коллекция - http://collection.cross - edu.ru/catalog/ 5 . Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/. 6 . Детские электронные книги и през ентации - http://viki.rdf.ru/. Приложение к программе Музыкальные жанры и формы Вариации - музыкальная форма, построенная на видоизмененных повторениях одной и той же мелодии. Кантата - одночастное или многочастное произведение для певцов - солистов, хора, оркестра. Квартет - ансамбль из четырёх исполнителей. Концерт - виртуозное произведение для одного или нескольких солирующих инструментов и оркестра. Опера - это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: музыку, драматургию, хореографию, изобразительное искусство. Оперетта - музыкально - сценическое произведение большей частью комедийного характера, в котором разговорный диалог органично сочетается с музыкой. Оркестр - большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совмес тно исполняющих музыкальные произведения. Рапсодия - инструментальное произведение, написанное на народные напевы. Романс - небольшое произведение, написанное для голоса с сопровождением фортепиано или какого – ни будь другого инструмента. Романс близок п ение, но отличается более сложной музыкальной композицией. Симфония - музыкальное произведение для симфонического оркестра, имеющее форму сонатно - симфонического цикла. Скерцо - пьеса игрового, лёгкого, шуточного характера. Соната - произведение камерной музыки. Первая часть - драматическая и напряжённая. Вторая часть - сдержанная, лирическая идёт в медленном темпе. 29

Приложенные файлы

  • pdf 85577819
    Размер файла: 483 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий