В нашей работе мы использовали уже готовые полоски для квиллинга (5мм), фабрично 6. Обучить бумагокручению без использования инструмента и с исползованием расчески.


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Дымковские узоры в технике квиллинг»

Воспитатель ГБДОУ №1
Адмиралтейского района
Санкт-Петербург
Белоусова Ольга Сергеевна
Санкт-Петербург,
2018г.
Ведение.
Русский народный промысел имеет большое значение для развития и воспитания детей дошкольного возраста. Такое декоративно-прикладное искусство как «Дымковская игрушка» празднична и оптимистична. Элементы узора просты в исполнении и очень красочны. Знакомство детей дошкольного возраста с определенными правилами дымковской росписи, формирует у детей способность действовать по образцу и выполнять узнаваемый орнамент в традиционной технике. В старшем дошкольном возрасте педагог помогает творчески применять полученный опыт, образно думать и развивать познавательное мышление.
В данной методической разработке говорится о выполнении дымковского узора в технике квиллинг с детьми старшего дошкольного возраста. «Квиллинг» - это особый метод бумагокручения, пришедший в Россию из средиземноморской Европы и ставший популярным только в конце XX века. Техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручением ее не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность. Именно такие качества развиваются у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий квилингом.
Дымковская роспись славится своим простым геометрическим узором. Это в основном круги, овалы, точки и т.д. Познание азов квиллинга начинается с изготовления простейших модулей - свободных и тугих роллов (кругоув), которые впоследствии можно сложить в узнаваемый дымковский узор. Выполняя данную работу, дети не только узнают новый вид творчества - квиллинг, но посредством развития образного мышления привносят новизну в изготовление уже полюбившихся дымковских игрушек.
Методическая разработка раскрывает особенности использования квиллинга в дымковском орнаменте на примере практического опыта. А так же даются ответы на возникающие вопросы и возможные трудности в процессе применения данной техники в детских общеобразовательных учреждениях.
Квиллинг и дымковская игрушка, что может быть общего?
Изучая русский народный промысел «Дымковская игрушка» с детьми дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении большое внимание уделяется её характерным особенностям. Индивидуальным чертам росписи, формам игрушки и видам. Считаются традиционными и часто встречающимися такие фигурки как барыни, лошадки, козлики, барашки, индюки. В основе росписи дымковской игрушки лежит геометрический орнамент, выполненный на белом фоне в контрастно-яркой цветовой гамме.
Узнаваемые формы дымковской игрушки можно изготовить в разных техниках. Классическими являются игрушки, вылепленные из красной глины высотой около 30 см. Фигурки монолитны и расширены книзу. Для лепки с детьми возможно использование соленого теста, полимерной глины. Пластилин использовать не рекомендуется, так как дымковская игрушка подразумевает последующую роспись, а водоотталкивающие свойства пластилина затрудняют нанесение красок на водной основе.
После изготовления фигурок дымковской игрушки необходимо их побелить, так как орнамент наносится только на белую основу. Такой белой основой может послужить обычный белый лист с рисунком дымковской игрушки, либо вырезанный силуэт игрушки, либо узнаваемые формы игрушки, выполненные в технике бумагопластики.
Роспись дымковской игрушки начинается с изучения определенных элементов, из которых и складывается общий легкоузнаваемый дымковский орнамент. Элементы просты и легко воспринимаются и запоминаются детьми дошкольного возраста. Полоски, клетки, волны, овалы, точки, круги и их разнообразные комбинации, выполненные яркими и контрастными цветами, радуют детей, и дают возможности для творческой мысли и полета фантазии.
Дети подготовительной группы, ранее знакомые с народным промыслом «Дымковская игрушка», с удивлением обнаружили характерные сходства дымковского орнамента, выполненного на классической дымковской лошадке и лошадки, узор которой начали выполнять в технике квиллинг. (См. фото 1.)

Фото 1.
У детей появился искренний познавательный интерес к новому виду творчества. Также возобновился интерес к русскому народному промыслу «Дымковская игрушка». В результате дети с удовольствием вспоминали характерные особенности дымковской росписи и применяли в её создании новую технику - квиллинг.
Последовательность работы.
1. Познакомить с квиллингом. Для эффективной работы с детьми в технике «квиллинг» необходимо дать первоначальные знания об этом виде творчества. Кратко рассказать об истории возникновения квиллинга, дать перевод новому слову, в общих чертах объяснить технику выполнения и рассказать о необходимых для этого инструментах. Всю информацию можно изложить в виде презентации с демонстрацией готовых работ выполненных в технике бумагокручения, а также показать материалы, необходимые для работы.
2. Вспомнить дымковский узор. Параллельно с этим дать возможность детям вспомнить дымковский узор и воспроизвести его традиционным способом – красками и кисточкой. В нашей практике дети подготовительной группы готовили рельефные дымковские игрушки из соленого теста с последующей росписью. (См. фото 2,3) Однако, может быть достаточным и выполнение узора на бумаге или разукрашивание силуэта дымковской фигурки.

Фото 2.Фото 3.
3. Выполнить подготовительную работу. Предварительной заготовкой для выполнения совместной работы «Дымковская лошадка в технике квиллинг» и «Дымковский индюк в технике квиллинг» является вырезанный из акварельной бумаги А3 силуэт дымковской лошадки и подготовленный в технике бумагопластики дымковский индюк. Необходимо подготовить материалы для работы в технике квиллинг:
- специальный инструмент для накручивания цветных полосок бумаги,
- цветные полоски для квиллинга (5 мм),
- клей,
- расческа.
В подготовительной части работы могут возникнуть технические вопросы, связанные с обеспечением всех детей в группе специальным инструментом для квиллинга, выбором бумаги для нарезания полос или уже готовых полос для работы, размером этих полос (2, 3, 5 мм), выбором подходящего клея. Решение задачи зависит от региона, в котором находится детский сад и материальных возможностей. Заказ материалов через творческие сайты интернет-магазинов позволит получить необходимое, в любой точке нахождения детского сада. Ну а нехватку материальных средств заменит выдумка и смекалка. Бумажные полоски для кручения можно самостоятельно нарезать из цветной бумаги определенной ширины (цветная бумага должна быть двухсторонней и иметь цвет на срезе), а инструментом для накручивания может стать винная пробка и иголка с крупным, «откушенным» сверху ушком. В нашей работе мы использовали уже готовые полоски для квиллинга (5мм), фабрично изготовленный инструмент для накручивания бумаги и два вида клея (можно использовать и один ПВА): клей ПВА – для склеивания отдельных модулей, клей Скотч – для приклеивания модулей на основу (непосредственно на изделие: лошадку и индюка).
(См. фото 4)
Фото 4.
4. Начать практиковать. Первый практический навык бумагокручения заключается в умении правильно держать инструмент для квилинга, с необходимой плотностью накручивать ролл и распускать его на определенный, заданный размер.
Детям, впервые взявшим полоску бумаги и инструмент для накручивания, требуется подробное объяснение и показ техники выполнения, а далее индивидуальный подход к каждому ребенку. Это займет некоторое, возможно даже продолжительное время, но в результате каждый модуль изготовленный ребенком найдет свое место в орнаменте дымковской игрушки.
Особую сложность в выполнении роллов у детей вызывает их склеивание. Необходимо делать акцент на количество набираемого клея. При использовании клея ПВА, в нашей практике, были использованы деревянные палочки (зубочистки) и клей наливали маленьким количеством на листок бумаги. Обращать внимание детей на плотность закручивания роллов, учить делать тугие и распущенные роллы, а также роллы со свободным концом (не приклеенным). Такие роллы используются при оформлении гривы и хвоста лошадки.
5. Научить сочетать цвета в одном модуле и размер. Следующим этапом обучения является комбинирование двух контрастных цветов бумажных полос (например, синий и желтый) для достижения схожести с элементами дымковской росписи. При помощи склеивания полос друг с другом можно добиться не только выполнения двухцветного ролла, но и при помощи регулирования длины полос бумаги регулируется диаметр модуля. А также дается информация о возможностях формирования из круглого ролла модуль в форме листочка (как для глаза лошадки) и формы капельки (как бородка у индюка). Третье, четвертое занятие лучше посвятить повторению пройденного и закреплению полученного умения.
6. Обучить бумагокручению без использования инструмента и с исползованием расчески. В ходе постижения детьми навыков квиллинга, лучшие из модулей остаются для создания дымковского узора, из всех остальных можно предложить детям пофантазировать и собрать композиции по личному замыслу.
Через пару занятий целесообразно перейти к выполнению модулей путем складывания бумажной полоски без использования инструмента, а еще через пару занятий можно показать детям, как выполнить вытянутый овал с помощью накручивания бумажной полоски на обыкновенную расческу.
Работа очень тонкая и кропотливая. Не все дети с одинаковой легкостью постигают этот новый вид творчества. Кто-то из детей выполнит один ролл и радуется своему успеху, с гордостью показывает свой модуль на общей работе. А кто-то старается постичь все тонкости квиллинга и готов дополнительно выполнять в технике квиллинг открытки и целые картины.
7. Собрать и закрепить совместно выполненные модули в дымковский узор на заготовке. Для начала детям предлагается без использования клея выложить узор на заготовке и только потом с помощью воспитателя закрепить все клеем. Возможен и такой вариант, что узор рисуется предварительно на заготовке и готовые модули клеятся на заготовку по мере их выполнения.
Заключение
Изучение древних русских народных промыслов приобщает детей к родной культуре, развивает эстетические чувства. Яркость красок дымковской игрушки формирует тонкое чувствование цвета и поднимает эмоциональный настрой. Исполнение дымковской игрушки в технике квиллинг способствует развитию творческого и образного мышления. Возникает необходимость добиться определенных форм модулей и подобрать контрастное сочетание цветов. Последующая их сборка должна соответствовать характерным чертам дымковского узора и быть узнаваемой. Это требует от детей наличие знаний о народном промысле «Дымковская игрушка», об особенностях и элементах росписи. Чтобы найти схожесть и исполнить дымковский узор в технике квиллинг, необходим навык сравнения, сопоставления, представления.
Бумагокручение – является сложным действием и тем самым активно развивает мелкую моторику. Способствует формированию усидчивости и старательности.
Дымковская игрушка в технике квиллинг – это новый взгляд на такой родной и близкий сердцу узор. Это сохранение традиционных черт дымковского орнамента, выраженных в технике европейского искусства – квиллинг.




Приложенные файлы

  • docx 85577730
    Размер файла: 682 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий