Рассказ «Квиллинг – искусство бумагокручения». История квиллинга. Инструменты для квиллинга, способы их применения.


муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 92 г. Могоча
«Рассмотрено»
на заседании МО
__________/Г.А. Кузнецова/ «Согласованно»
завуч по УВР
_________/Л.Ю. Негожева/ «Утверждено»
Директор МОУ СОШ № 92
___________/Л.Г. Вавилова/
Программа элективного курса
Технология«Бумажная филигрань»
8 класс
Программа работы курса рассчитана на 14 часов обучения (2 часа в неделю). Объединение комплектуется из учащихся 8 класса. Количество детей в группе для освоения программы 7 – 10 человек.
Составитель:
учитель технологии
Черная Марина Николаевна
Пояснительная записка
Программа имеет художественно - эстетическую направленность.
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству, в том числе, по вошедшему в моду виду декоративного творчества, «квиллингу». Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Квиллинг — старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время. Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Развитие мелкой моторики рук – одна из актуальных проблем. Решить эту проблему можно с помощью моделирования полосок из бумаги – квиллинга.
Особенностью данной программы является сочетание традиционной техники бумагокручения с современными видами графического изображения, используемыми в качестве активизации индивидуальной творческой деятельности учащихся.
Во время работы по программе, обучающиеся знакомятся с историей возникновения  квиллинга,  основами цветоведения, законами композиции и приемами работы с бумагой. А самое главное,  они изучают источники идей, взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком, происходящих из мира художественной культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем – творить.
Программа построена по принципу «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками, кожей, природным материалом. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования авторских поделок.
Обучение способствует развитию ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет дифференцировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи программы
Обучающие:
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, истории, географии и т.д., и способствовать их систематизации;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Воспитывающие:
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционным народным искусствам;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
 
Из истории.
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества. В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и, ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства.
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Программа широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Формы и методы преподавания
Приоритет отдается активным формам преподавания:
Практическим: упражнения, практические работы, практикумы
Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов
Нестандартным: конкурс, выставка-презентация
Структура программы
Программа кружка «Квиллинг» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения за время курса:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам художественного творчества, к новым способам самовыражения
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- использовать речь для регуляции своего действия;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;
- использовать эскизы, схемы, знаки для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать карандашом);
- Познакомиться с новыми технологическими приемами ;- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать навыки работы с информацией.
Тематическое планирование содержания программы
№ Тема Всего часов Теоретических Практических
1 Вводная беседа
Знакомство с квиллингом 1
1  
2 Знакомство с техникой квиллинга2 2
3 Художественное моделирование 1 1
4 Составление композиций 8 8
5 Оформление работ 1 1
6 Творческий проект 1 1   Итого: 14 2 12
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с квиллингом
Теория. Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности. Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Беседа. «Из истории происхождения бумаги».
Рассказ «Квиллинг – искусство бумагокручения». История квиллинга.
Инструменты для квиллинга, способы их применения.
Бумага для квиллинга. Компьютерная презентация «Красивый квиллинг».
Беседа о природе Забайкалья в работах художников, мастеров декоративно-
прикладного искусства
Тема 2. ( Занятие 2-3) . Знакомство с техникой квиллинга.
Теория. Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи преподавателя. Правила пользования ножницами, карандашом и линейкой.
Методическая разработка по технике квиллинг:
Закрытые формы: «Глаз», «Ромб», «Треугольник», «Капля», «Стрела»;
открытые формы: «Спиралька», «Сердечко», «Рожки», «Веточка».
Практика. Изготовление бумажных полосок. Гофрирование бумажных полосок. Изготовление инструмента для квиллинга.
Практические приемы изготовления закрытых форм
Практические приемы изготовления открытых форм
Изготовление простого цветка с листиками
Изготовление махрового цветка с сердцевиной
Изготовление махрового цветка без сердцевины, на конусе
Тема 3. ( Занятие 4 ) Художественное моделирование . Теория. Изучение способов конструирования модели из заготовок. Техники выполнения элементов (методическая подборка)
Практика
Изготовление объемных элементов (цветов розы). Сборка цветка. Оформление
объемной композиции. Декорирование шкатулок бумажными лентами, бисером,
природным и бросовым материалом
Тема 4. (занятие 5- 12). Составление композиций.
В процессе практических занятий преподаватель знакомит с профессией дизайнера, беседа о флористике. Познакомить с основным понятием "композиция". Способы и правила её составления.
Практика. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас учащихся. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий учащиеся приучаются работать по плану:
эскиз
воплощение в материале
выявление формы с помощью декоративных фактур.
Изготовление композиции «Махровые цветы»
Изготовление композиции «Бабочка»
Изготовление композиции «Весенняя фантазия»
Тема 5. (занятие 13 ). Оформление работ.
Практика. Применение бисера, меха, ткани, пряжи, бросового и природного материала в оформлении работ. Правила оформления паспарту.
Тема 6. (занятие 14 ). Творческий проект.
Теория. Этапы проекта. Требования к мультимедийному проекту. Папка-копилка «Проектная деятельность»
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков. Также программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства.
Выставка. Презентация «Квиллинг нашими руками»
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Бумага для оригами или офисная двусторонне окрашенная, или специальные полоски для квиллингаКлей ПВА
Картон
Бархатная бумага
Двусторонний скотч
Бумага цветная
Сукно, бисер, кусочки меха
Ножницы, карандаши, зажимы канцелярские, булавки для квиллингаИнструмент для квиллинга или расщепленные зубочистки
Литература
Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – Издательство «Скрипторий», Ростов –на-Дону 2007г.
Светлана и Максим Букины. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. Ростов-на-Дону «Феникс» 2010г.
Юртакова, Юртакова: Квилинг: создаем композиции из бумажных лент, Издательство «Эксмо-пресс», Москва 2012 г.
Анна Зайцева: Объемный квилинг: создаем фигурки из гофрокартона, Издательство «Эксмо-пресс» Москва 2012 г.
Клавдия Моргунова: Цветы в технике квиллинг. Издательство «Эксмо-пресс» Москва 2013 г.
Интернет- ресурсы:
http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587http://quillingskazka.blogspot.ru/http://art-khome.blogspot.ru/http://radugabumagi.blogspot.ru/

Приложенные файлы

  • docx 85577729
    Размер файла: 51 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий