Название — визитная карточка, манок. В наше время, когда все площадки борются за зрителя, хорошее название половина успеха.


Методическая рекомендация
«Организация игровых и конкурсных программ»
Введение
Все большую популярность и широкое распространение получают игровые и конкурсные программы как один из видов досуговой деятельности. На телеэкране и на площадках Дворцов и Домов культуры все чаще являют себя веселый энтузиазм и здоровое соперничество аудитории, готовой дерзнуть самоутвердиться и получить за это весьма ощутимое материальное удовлетворение.
Перед сценаристами и режиссерами подобных программ стоит непростая и ответственная задача, эстетически обеспечить эту естественную человеческую потребность. И в этом случае, профессиональная подготовка к подобного рода деятельности - необходимое условие для практической реализации творческого замысла специалиста.
Игровая программа - это совокупность и определенная последовательность игры. Но тут же возникает вопрос: а что есть игра? Игра - вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности, тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительными формами).
Конкурсная программа — это соревнование в каком-либо виде человеческой деятельности, и практически любой ее вид может лечь в основу конкурса. Это может быть профессиональная или близкая к профессиональной деятельность; это может быть деятельность, связанная с различными видами и жанрами искусства; это может быть деятельность, во время которой используется тот или иной природный или синтетический материал; при которой создаются разнообразные вещи, предметы, а так же произведения искусства или литературы. То есть все, что человек делает своими руками, головой, да и всем телом, что он может делать, соревнуясь с другими людьми.
Конкурсно-игровая программа – это театрализованное представление, основой которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши.
Главное отличие конкурса от игры заключается в том, что конкурс предполагает обязательное наличие победителя, в игре же могут быть варианты.
Виды игровых программ
1. Разовая игровая программа.
Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Участники включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом, предлагаемые игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, подвижные игры в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более – в зависимости от возраста участников.
Для описания разовой игровой программы может быть достаточно сценарного плана.
2. Игра-спектакль. Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники, без предварительной подготовки, могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля. (Например: «Слава Богу, ты пришел!», «Озвучка» и т.п.)3. Театрализованная игра. Требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над …», «Литературный салон», «Подбери рифму» и т.п.
В оформленном виде такая программа должна предусматривать для участников возможность самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:
- четко изложенные задачи;
- план подготовки игры;
- экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу действия);
- сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения участников в ту или иную ситуацию;
- список литературы для подготовки к игре.
4.Интеллектуальная игровая программа – это программа, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта. Основные типы интеллектуальных игр:
Викторина - форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов.
Разновидности викторин:
- тестовая викторина - участники отвечают на вопросы и получают оценку («О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?»); - сюжетная викторина - организаторы придумывают игровой сюжет, например: лошадиные скачки, космическое путешествие, морская регата, где участники соответственно становятся жокеями, космонавтами, моряками.
Стратегия - форма интеллектуальной игры, где успех обеспечивается за счет наиболее верного планирования участниками своих действий. Разновидности стратегий:
- ролевая стратегия - путь к успеху – через наилучшее исполнение роли, данной участнику игры («Экспромт-театр»);
- экономическая стратегия - путь к успеху – через успешные приобретения и продажи («Менеджер»);
- боевая стратегия - путь к успеху – через правильное планирование победы над противником (шашки, шахматы).
В реальной практике преобладают комбинированные формы интеллектуальных игр. Чаще всего это сюжетные викторины с элементами экономической стратегии. Особенность интеллектуальных игр – наличие вопросов, предлагаемых участникам. Поэтому одной из важнейших задач организаторов таких игр является качественный подбор и составление вопросов.
5. Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры-соревнования и др.
Для конкурсно-игровой программы в форме КВН необходим полный сценарий с формулировкой задач, описанием мероприятий подготовительного периода, списком рекомендуемой литературы. При организации КВН, важно не превратить игру в обычный экзамен, лишить участников возможности импровизировать, проявлять выдумку, фантазию.
Классификация игр
по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные); по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации);
по предметной области (математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, прикладные, производственные, спортивные, народные, туристические, управленческие, экономические, педагогические, досуговедческие и др.); по игровой среде (с предметами и без предметов, компьютерные (игры-автоматы и аттракционы), осуществление посредством технических приспособлений; пространственно-временные).
Из всего многообразия игр выделены основные группы, которые можно отнести к условиям проведения игр, содержащим классификационные признаки:
- игры по времени проведения;
- игры по месту проведения;
- игры по возрасту участников;
- игры по степени регулирования;
- игры с предметами и без предметов;
- игры по содержанию.
Общие требования к организации и проведению игр
в сельских учреждениях культуры
Игра не должна быть опасной, но не следует избегать и трудных элементов, связанных с проявлением смелости, решительности.
Игра не должна содержать продукты питания и воду, так как это может быть опасно для здоровья.
Игровой инвентарь, различные атрибуты и реквизит должен быть безопасен, удобен, гигиеничен.
В игре нельзя допускать эмоционального перенапряжения играющих и болельщиков, ибо игровые эмоции настолько возбуждают играющих, увлекают их, что они иногда не могут правильно оценить свои возможности и действия.
В командных играх необходимо следить за тем, чтобы команды были равны по силам.
Особое внимание необходимо уделить судейству игр. Судья обязан строго следить за точностью выполнения правил игры, чтобы не снизить воспитательного эффекта.
Очень важно правильно подвести итоги игры. Целесообразно привлекать к разбору игр самих играющих. Объективный анализ приучает к правильной оценке своих действий, повышает сознательную дисциплину.
Задания должны быть последовательны и логичны. Необходимо учитывать характер предшествующих занятий и настроения играющих. Если это были занятия, требующие больших физических или умственных усилий, то нужна веселая, малоподвижная и несложная игра. Нагрузка в играх возрастает в соответствии с эмоциональным и физическим состоянием участников, связанным с соревнованиями и преодоление препятствий
Методика составления и проведения игровых программ
Организатор должен предварительно продумать весь ход программы и предвидеть, какие моменты ее могут вызвать азарт, нечестное поведение играющих, падение интересов, чтобы заранее продумать, как предотвратить эти нежелательные явления. А также, необходимо проверить, все ли готово к проведению (в большей степени это касается реквизита, оформления и призов).
Необходимо помнить, что речь идет не только о заимствованной из каких-либо источников игры, а также и о создании оригинальной игры (авторская игра). Придумать игру - это значит определить и сформулировать основные драматургические понятия игры.
При разработке игры, организатор должен учитывать возрастные особенности предполагаемых участников, их развитие, физическую подготовленность, количество, кругозор. Так же следует учитывать погодные условия (если проводится на улице), место проведения, наличие реквизита. Выбор зависит от эмоционального состояния участников, от их взаимоотношений, от индивидуального стиля организатора, его особенностей.
Выбор, подготовка места. Место должно быть безопасным, комфортным, создающим или подкрепляющим соответствующую атмосферу. Перед проведением программы, мероприятия на местности, руководитель должен заранее ознакомиться с местностью и наметить условные границы игры.
Подготовка реквизита. Желательно, чтобы он был ярким, красочным. Реквизит должен быть гигиеничным, по размеру и весу должен соответствовать силам участников. Количество реквизита также необходимо предусмотреть заранее.
Вовлечение, введение в программу (сюжет). Для успешного проведения (особенно развлекательной, шоу - программы), а так же для того чтобы участники заинтересовались и быстро включились, желательно чтобы организатор находился в так называемом "легком весе". "Легкий вес" характеризуется эмоциональностью, подвижностью, раскрепощенностью, естественной улыбкой, приподнятым настроением. Введение в игру, программу, начало праздника и т.п. должно соответствовать сюжету и настроению программы. Например, на лирический лад может настроить соответствующая песня. У малышей началом ―Путешествия по сказкам может служить письмо, полученное от сказочного героя с просьбой о помощи или приглашением в гости и т.д.
Объяснение правил. Успех программы в значительной мере зависит от ее объяснения. Приступая к рассказу, руководитель должен ясно представлять себе весь ход программы. Объяснять правила лучше тогда, когда игроки заняли необходимое положение на площадке. Рассказ должен быть кратким: длительное объяснение может отрицательно сказаться на восприятии, (исключение составляют игры с малышами, которые необходимо объяснять в сказочной форме). Рассказ должен быть логичным и последовательным.
Объяснение правил игры можно строить по следующему плану:
игровая задача;
роли и расположение на площадке;
ход;
правила, ограничения;
представление жюри.
Если встречаются затруднения в четком, ясном изложении правил, то рекомендуется предварительно прописать объяснение на бумаге.
Деление на команды, распределение ролей - трудный момент. Трудный потому, что в играх есть роли главные и второстепенные, интересные и менее интересные. Организатор должен обеспечить положение, при котором участники будут равны по силам, в одинаковых условиях, в противном случае пропадет интерес. Если кто-то не хочет участвовать, предложите ему роль эксперта, наблюдателя, вашего помощника, следуя принципу: как можно меньше зрителей, как можно больше участников.
Деление на команды можно осуществить следующим образом:
по времени года: кто родился зимой-летом, играют в одной команде, весной-осенью — во второй (не всегда удобно, т.к. получается не равное количество человек в командах);
по разрезанным открыткам: игрокам выдаются разрезанные на равное число частей открытки, участники должны составить исходные открытки; те, кто имеют чисти одной открытки – играют в одной команде;
игроки сами набирают команду (например, игра "Два корабля": выбираются капитаны, капитаны сами выбирают себе кока, юнгу и т.д., затем даются задания каждой категории игроков);
при помощи игр-разбивок;
при помощи цветных фишек, которые раздаются рандомно (или из мешка), и участники, получившие фишки одного цвета, образуют команду.
Руководство (ведение) программой. Организатор (ведущий, конферансье) должен заинтересовать участников игрой (программой), увлечь их. Иногда стоит самому участвовать в программе, увлекая своим примером, поведением.
Необходимо чередовать конкурсы, игровые задания интенсивные и малоподвижные. Продолжительность зависит от характера программы, возраста и состава участников. Если программа (игра) командная, рекомендуется предусмотреть конкурсы (игры и т.п.) со зрителями (болельщиками).
Заключение, подведение итогов. Очень важно закончить программу своевременно, по принципу: получили удовольствие, но не переутомились. Но окончание не должно быть для игроков неожиданным ("последнее задание" и т.п.). Желательно что бы конец программы был результативным - победа, поражение, и т. п., он должен быть ярким, эмоциональным.
Там, где вкраплен сюжет, рекомендуется конец, соответствующий сюжету программы: начальник заставы "демобилизует" своих пограничников и отпускает их по домам.
Последующий разбор, анализ подготовки, проведения дела (организаторы, ведущие). Последующий разбор программы имеет большое значение. Объективный разбор приучает к правильной самооценке. При анализе отмечаются наиболее удачные моменты дела и те, кому мы ими обязаны. Неудачи также вычленяются, и обговариваются, как их избежать в дальнейшем. Рекомендуется отметить на вопросы: что помогало, мешало достижению результата, и т.п.
Последействие (публикация сценария, проведение дела для других участников, продолжение дела, изменение сценария и т.п.)
Технология игровой программы всегда начинается с ее моделирования:
1. Форма (скелет программы, фабула)
2. Содержание
3. Название
Игровая программа бывает различного типа:
авторская;
интеллектуальная;
интерактивная;
спортивная и т.д.
Формы представлены так:
Народные формы: ярмарки, посиделки, гулянья, скоморошины.
Исторически сложившиеся формы: балы-ассамблеи, маскарады, карнавалы, гостиные, салоны.
Современные традиционные формы: КВН, «Что? Где? Когда?», Дискотека.
Производные формы: Спектакль-игра, фестиваль-игра, концерт-игра, игра-экспедиция, игра-экскурсия, игра-акция, игра-аукцион.
Содержание- чем будет наполнена форма программы: конферанс, конкурсы, игровые моменты, концертные номера.
Что ж форма найдена, содержание продумано теперь, как ни странно, самое главное - название.
Название - визитная карточка, манок. В наше время, когда все площадки борются за зрителя, хорошее название половина успеха. Что выберет потребитель билет на танцы или, например, "Детскотеку", "Пляскотеку", на "Фестиваль невероятных танцев", "Хороводные смотрины", "Танцевальный Клондайк"? Хотя большой разницы в содержании этих танцевальных игровых программ нет.
Формы игровых программ уже все давно известны, содержание можно придумать новое, плюс завлекательное название. Количество форм всегда меньше чем вариантов содержания, а вариантов содержания гораздо меньше, чем вариантов названия.
Театрализованные игровые программы подразделяют по следующим типам, когда программа ведется:
- от имени реального человека (самого себя)
- от вымышленного героя.
Программы, ведущиеся от реального человека, менее театрализованы, прибегать к такому способу хорошо, когда человек уже состоялся, как ведущий. Минус реального персонажа - лексический "пятачок", минимальный словарный объем, трафарет. Начинающему ведущему лучше общаться от имени маски. Каждый вымышленный персонаж обладает своим неповторимым набором слов, что не дает ведущему использовать штампы. Когда программа пишется для вымышленного образа, главное для автора сценария и для ведущего выдерживать имидж до конца программы. Так же нужно помнить и такое правило: любая игровая программа должна начинаться с игры! Условия игры должны прозвучать в первые 1,5 минуты.
Если в своей игровой программе вы используете творческий конкурс, то знайте, либо итог не подводится (победила дружба), либо стоит усложнить конкурс каким - либо действием или игрой. Творческий конкурс без подведения итогов - забава.
Самое главное: не бояться нового, коллекционировать игры и конкурсы, импровизировать, чаще общаться с коллегами, прислушиваться к критике.
И всѐ у вас получится.
Примеры детских игровых программ
https://drofa-ventana.ru/material/detskiy-sotsialnyy-proekt-igrovaya-programma-kak-na-maslenoy-nedele-4196/http://veselokloun.ru/Igrovie.html
https://serpantinidey.ru/post/744/scenariy-igrovoy-programmi-dlya-detey-veselaya-metla
https://pozdravshutkoi.ru/item/igrovaja-programma-dlja-ljubogo-prazdnika-nasha-zhizn-igra%21https://pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/scenariy-detskoy-igrovoy-programmy-laquo-grad-chudes-raquo-1000536http://ya-uchitel.ru/load/konkursnye_scenarii/scenarii_igrovykh_programm/211https://ya-odarennost.ru/publikacii-pedagogov/686-den-znanij-1-sentjabrja/16089.htmlhttp://chiskdc.ucoz.com/load/scenarii_2015_god/scenarij_detskoj_igrovoj_programmy_dobro_pozhalovat_v_stranu_znanij/1-1-0-1Подготовила:
Методист
Михайлина Наталия Вячеславовна

Приложенные файлы

  • docx 83703805
    Размер файла: 30 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий