Барток Пьеса Cdur – (общее ф-но). Бетховен Сурок – (аккомпанемент). Шмитц Танцуем буги – (ансамбль). 2 вариант. Хачатурян Вечерняя сказка (общее ф-но).


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей Детская школа искусств
«Детская музыкальная школа №2 г. «Камертон»
программа
Предмет: фортепиано5 лет обучения
Составители: Билинкис Людмила Константиновна
Лотошникова Наталья Михайловна
Г.БерезникиI Пояснительная записка.
Музыкальное воспитание и образование является неотъемлемой частью общего процесса направленного на формирование и развитие человеческой личности.
В современных условиях музыкальная школа является одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Преподаватели музыкальной школы должны помочь выявить и развить творческие задатки детей, которые изберут и своей профессией. Но и всех, кто обучается в школе.
В последнее время, в музыкальную школу. С просьбой принять, обращается все большее количество детей среднего школьного возраста. Это вызвало необходимость открытия 5-ти годичного курса обучения на инструментальном отделении фортепиано.
Не ограничиваясь обучением игре на инструменте, преподаватели стремятся воплотить идеи комплексного подхода в разностороннем воспитании детей.
За период обучения в школе ученик должен получить такой объем навыков игры на инструменте, который позволит ему:
самостоятельно разучивать и выразительно исполнять произведения разных эпох,
грамотно читать с листа,
уметь аккомпанировать,
играть в ансамбле.
В программе даны различные по уровню трудности примерные перечни музыкальных произведений. Это позволит преподавателю дифференцировано подойти к обучению учащихся, отличающимся по музыкальным данным и уровню общей подготовки.Цель и задачи
Главной целью данной программы является заинтересовать детей среднего и старшего школьного возраста и развить у них навыки игры на фортепиано.
Обучение детей игре на фортепиано сложный процесс, который предполагает решение следующих учебных задач:
- развитие самостоятельности и творческой активности;
- формирование технических навыков;
- овладение музыкальной терминологией и грамотой;
- художественное исполнение музыкальных произведений.
При реализации учебных задач необходимо исходить из возрастных особенностей учащихся, которые, с одной стороны, несколько ограничивают возможности технического развития, с другой – облегчает сознательное усвоение правил и навыков игры на инструменте, понимание художественной стороны изучаемого материала. Для выполнения задач от преподавателя требуется: создание благоприятной атмосфере на уроке, гибкий подход к выбору репертуара.
Учебный план.
Предмет Кол-во часов
в неделю Кол-во недель
Инструмент
(общее фортепиано) 1 34
1 четв. 2 четв. 3 четв. 4 четв. Итого
9 7 10 8 34
Проверка успеваемости и учет знаний.
В течение учебного года основной формой учета успеваемости является четвертная оценка, выставляемая педагогом.
В связи с тем, что четвертная оценка определяется педагогом на основании текущих, и что эти оценки являются основными, определяющими фактическую успеваемость учащихся. Ответственность за их полную объективность, доброжелательность и педагогическую целесообразность чрезвычайно возрастает.
Не допуская неоправданного завышения оценок, педагог в текущей классной работе должен всячески поощрять усердие учащихся. Что в свою очередь стимулирует их работу.
Следует иметь ввиду, что критерий оценок успеваемости и продвижения учащихся в музыкальных школах очень условен. Однако во всех случаях. Независимо от степени одаренности детей. Основным критерием оценки является грамотное и осмысленное исполнение произведений.
В конце учебного года преподаватель выставляет итоговую оценку на основании четвертных.
II Содержание и методы работы.Форма индивидуальных занятий в классе фортепиано создает педагогу необходимые условия для внимательного обучения каждого ребенка. Объективная оценка его индивидуальных возможностей обусловливает конкретные дифференцированные педагогические задачи и методы работы.
Начальный этап обучения – самый трудный и ответственный этап в работе. Цель – создание фундамента, на котором построится все дальнейшее развитие ученика. В это время происходит освоение технических формул; развитие слуха, ритма, памяти; игра в ансамбле; чтение нот с листа; подбор по слуху; целенаправленное слушание с последующим обсуждением.
На уроках фортепиано используются следующие виды работ:
1) развитие технических навыков осуществляется в процессе работы над гаммами, арпеджио, этюдами и упражнениями;
2) изучение ряда разнохарактерных пьес, при этом допускается различная степень завершенности работ над ними;
3) приобретение теоретических сведений (о строении пьесы, ее ладовой и гармонической основе, изучение новой терминологии и т.д.);
4) ознакомление со сложными формами: полифонией и крупной формой.
Все названные формы работы эстетического класса образуют в совокупности «комплексный метод» обучения игры на фортепиано.
Примерные программы контрольного урока.
1 класс
II четверть – контрольный урок, 2 разнохарактерные пьесы
IV четверть – академический концерт, 2 разнохарактерные пьесы
1 вариант. Хренников «Колыбельная»
Гречанинов «Мазурка»
2 вариантБах «Ария»
Майкапар «В садике»
2 класс
I четверть – академический концерт, 2 разнохарактерные пьесы
II четверть – контрольный урок: ансамбль, полифоническая пьеса. Этюд
III четверть – академический концерт: крупная форма или пьеса полифонического плана
IV четверть – тех.зачет. Этюд, гаммы.
3 класс
I четверть – академический концерт
II четверть контрольный урок: крупная форма. Полифония, ансамбль.
III четверть прослушивание к переводному экзамену: полифония, крупная форма, пьеса
IV четверть – переводной экзамен
1 вариант – Бах «Маленькая прелюдия» Фа мажор
Глиэр «Рондо»
Григ «Вальс» Ля минор
2 вариант-Майкапар «Прелюдия и фугетта»
Моцарт «Сонатина» Фа мажор
Пахульский «Прелюдия»
4 класс
I четверть – академический концерт, 2 разнохарактерные пьесы
II четверть – контрольный урок, ансамбль, пьеса, чтение с листа
III четверть – академический концерт, полифония, крупная форма
IV четверть – тех.зачет5 класс
I четверть – академический концерт, 2 разнохарактерные пьесы.II четверть – тех.зачет.III четверть – прослушивание выпускной программы
IV четверть – экзамен (полифоническая пьеса, произведение крупной формы, пьеса, этюд)
1 вариант Циполи «Сарабанда»
Кулау «Сонатина»
Глиэр «Ариэтто»
2 вариантБах «Двухголосная инвенция»
Бетховен «Соната» №20
Купревич «Этическая серенада» соч.156
III Ожидаемые результаты.1 год обучения
В течение учебного года ученик должен пройти 20 -25 различных по форме музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли.
Изучение гамм, арпеджио, аккордов рекомендуется начинать со полугодия с мажорных гамм, арпеджио, аккордов от белых клавиш каждой рукой отдельно в пределах двух октав, расходящуюся от одного звука двумя руками, хроматическая гамма каждой рукой. Затем перейти к игре 2 руками.
2год обучения
За год учащийся должен выучить 18 – 20 различных по форме музыкальных произведений:
2 – 3 полифонического склада
2 произведения крупной формы
6 – 8 пьес различных по характеру
5 – 6 этюдов
2 – 3 ансамбля
4 – 5 мажорных гамм в прямом и противоположном движении двумя руками в 2 октавы, «Ля» и «Ми» минор натуральный, гармонический мелодический каждой рукой отдельно в 2 октавы, далее – двумя руками.
Хроматические гаммы каждой рукой отдельно от нескольких звуков.
Тоническое трезвучие с обращениями по три звука каждой рукой отдельно аккордами арпеджио в пройденных тональностях.
3 год обучения
В течение учебного года ученик должен пройти 12- 20 различных по форме музыкальных произведений.
2 полифонических произведения
2 произведения крупной формы
5 – 7 пьес различных по характеру
6 – 8 этюдов
2- 3 ансамбля
Мажорные гаммы: до, соль, ре, фа, си бемоль, в прямом движении в 2 октавы.
Минорные гаммы 3-х видов, ля, ми, ре, соль в прямом движении в 2 октавы
хроматические гамы каждой рукой отдельно от всех клавиш, в противоположном движении от звуков ре и соль диез.
трезвучия с обращениями по три звука в пройденных тональностях двумя руками, арпеджио короткие по 4 звука каждой рукой, во втором полугодии 2 руками.
4 год обучения
В течение учебного года ученик должен пройти 14 – 16 различных по форме музыкальных произведений, а также несколько пьес в порядке ознакомления:
2 полифонических произведения
2 произведения крупной формы
5 – 6 пьес различных по характеру
4 – 5 этюдов
2 – 3 ансамбля
Мажорные гаммы: до. Соль, ре, ля, ми, фа, си бемоль, ми бемоль прямом и противоположном движении в 4 октавы
Минорные гаммы: ля, ми, си, до, соль, рев прямом, в противоположном движении – ля, миХроматические гаммы в прямом движении, в противоположном – ре. Соль диез
Трезвучие с обращениями по 3 или 4 звука. Арпеджио – короткие двумя руками, ломанные каждой рукой.
5год обучения
В течение учебного года ученик должен протии не менее 8 – 10 различных по форме музыкальных произведений, 2 – 4 аккомпанемента, 1 – 2 ансамбля, несколько пьес в порядке ознакомления.
Мажорные гаммы до 4 х знаков в прямом и противоположном движении в 4 октавы
Минорные гаммы 3 –х видов прямом движении, в противоположном – ля, ми, до, соль.
Хроматические гаммы в прямом движении в 4 октавы, в противоположном – ре, соль диез
Трезвучие с обращениями, арпеджио короткие. Ломанные
Д7 – аккорд с обращениями, ум.VII аккордами каждой рукой отдельно
Примерная программа выпускного экзамена.
1 вариант
Барток Пьеса Cdur – (общее ф-но)
Бетховен Сурок – (аккомпанемент)
Шмитц Танцуем буги – (ансамбль)
2 вариант
Хачатурян Вечерняя сказка (общее ф-но)
Мусоргский Слеза (аккомпанемент)
Вольфензон Карнавальное шествие (ансамбль)
IV Список рекомендуемой литературы.1 класс
Артоболевская . Первая встреча с музыкой. Учебное пособие 3-е изд. Сов.комп. 1987г.
Соколова. Ребенок за роялем. Хрестоматия для фортепиано. Москва 1983г.
Смирнова. Фортепиано – интенсивный курс. Тетрадь 1. Москва 1994г
Калинка. Альбом начинающего пианиста.
Бакулов. Сорокин. Учебное пособие для учащихся детских музыкальных школ. 3-е изд. Москва 1983г.
Милич. Маленькому пианисту. Москва «кифара» 1987г.
Тургенева. Малюкова. Пианист –фантазер. Учебное пособие по развитию творческих навыков и транспонированию, часть 1.
Баранова «первые шаги маленького пианиста»Москва.1990г.
2 класс
1. Николаева. Школа игры на фортепиано. Москва.1986г.
Смирнова. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь 2. изд. ЦСДК Москва.1994г.
Любомудрова. Сорокин. Туманян. Педагогический репертуар хрестоматия для фортепиано. Москва. 1981г.
С. Игнатьев и Л.Игнатьева. Я музыкантом стать хочу. Сов.комп. Москва.1988г.
Взорова. Баранова. Четвертухина. Первые шаги маленького пианиста. Москва.1985г.
Черни – Гермер «Избранные этюды»
3 класс
Артоболевская. Хрестоматия маленького пианиста. Сов.комп. Москва.1988.
Смиронова. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь 2 и 3. Издание ЦСДК Москва 1994г.
Сорокина. Музыка для маленьких. Выпуск 1.2. Сов.комп. Москва.1989.
Тургенева, Малюков.Пианист – фантазер. Часть 1. 2.Сов.комп.Москва.1990.
Лукьянова «фортепианные ансамбли» в 4 руки
Бах «Маленькие прелюдии и фуги»
Беркович «Фортепианные ансамбли»
4 класс
Черни – Гермер «Избранные этюды» ч.11
Любомудрова, Сорокина, Туманян «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано» выпуск №2 3-4 классы
Майкапар «Двенадцать педальных прелюдий»
Чайковский «Детский альбом»
Прокофьев «Детская музыка»
Ляховицкая «Сборник пролифонических пьес»
Бах «двухголосные инвенции»
Бах «Маленькие прелюдии и фуги»
Загурская сост. «Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки»
5 класс.
Черни – Гкрмер «Избранные этюды»
Черни «Этюды»
Лингорн соч.66 «Этюды для фортепиано» м. 1981г.
Бетховен «Сонатины» Москва. М.: 1986г.
Кулау «Избранные сонатины» для фортепиано. Москва. М.:1990г
Сост. Алексеев «Любимые пьесы для фортепиано» Москва. М.: 1988г.
Смирнова «Фортепиано. Интенсивный курс.» тетр. 4,5,6,10.
Березовский, Барзенков «Пьесы» вып.5 М.: 1990.
Соств. Бакулова «Звуки лиры» старшие классы вып.1. Москва. Сов.комп. 1972г.
Хачатурян «Детский альбом» Москва. Сов.комп. 1974г.
соств. Ройзман. «Полифонические пьесы для фортепиано» вып.1,2. Москва. Сов. Комп. 1976г.
Соств. Питерин «Хрестоматия для фортепиано в 4 руки» Москва. Сов.комп. 1968г.
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа №2 г. «Камертон»
Учебная программа
Предмет: Общий инструмент (фортепиано)
5 лет обучения
Составители: Билинкис Людмила Константиновна
Лотошникова Наталья Михайловна
Г.Березники

Приложенные файлы

  • docx 83652131
    Размер файла: 36 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий