«Золотая лира» Альбом классической и современной популярной музыки. Москва, 1987 г. 15. «Фортепианная школа Джона Шаума». И.С.Бах. Изд.»Россмэн-пресс» Москва, 2003 г. 16.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.





2




СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка. Цели, задачи, формы, методы, принципы, условия

реализации, психологическое обеспечение, структура и содержание

программы……………………………………………………………………3 стр.

2. Примерное распределение учебных часов по классам и г
руппам……11 стр.

3. План выступлений учащихся в течение учебного года……………….12 стр.

4. Диагностическая карта качества обучения…………………………….14 стр.

5. Диагностическая карта учащихся подготовительного класса………..16 стр.

6. Годовые требования по классам, к
онтроль успеваемости, результат обучения:

а) семилетний курс обучения, 1 группа…………………………………..17 стр.

б) семилетний курс обучения, 2 группа…………………………………..30 стр.

в) пятилетний курс обучения………………………………………………35 стр.

6. Примерные перечни музыкальных произвед
ений, рекомендуемых для
исполнения на академических концертах в течение учебного года…….44 стр.

7. Сптсок нотной литературы……………………………………………...49 стр.

8. Подготовительный класс:

а) задачи первого года обучения……………………………………51 стр.

б) программные требования
………………………………………... 52 стр.

в) контроль успеваемости………………………………………….. 53 стр.

г) комплексное планирование образовательного процесса……… 53 стр.

д) почасовое планирование………………………………………… 54 стр.

9. Методическая литература……………………………………………… 55 стр.



3



ПОЯСНИ
ТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Занятия на фортепиано в ДШИ проводятся в соответствии с действующими
типовыми учебными планами. Данный вариант программы составлен на основе
Программы «Музыкальный инструмент (фортепиано) для ДМШ, музыкальных
отделений ДШИ» Министерства ку
льтуры СССР (Всесоюзный методический
кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. Москва, 1991 г.), а также на
основе многолетней практической работы фортепианного отделения ДШИ с.
Довольное, с контингентом учащихся, разных по возрасту, музыкальным и

физическим данным, складу психики и типу нервной системы.

Представленная программа позволяет наиболее эффективно организовать
учебный процесс в соответствии с требованиями, предъявляемыми современной
педагогикой. С одной стороны, она должна способствовать
подъему музыкальной
культуры и отвечать запросам самых широких слоев общества и различных
социальных групп. С другой стороны

обеспечить совершенствование процесса
развития и воспитания наиболее способных учащихся, будущих профессионалов.

Данная программ
а опирается на основные
концептуальные направления
:

-
пробуждение глубокого интереса к музыке как части духовной культуры
человека;

-
развитие собственных творческих способностей учащихся;

-
воспитание и развитие у учащихся различных составляющих эмоционал
ьно
-
волевой сферы

таких, как целеустремленность, выдержка, воля и проч.

Цель программы:

-
обеспечение условий для разноуровневого подхода к воспитанию и обучению
всех
детей, исходя из их музыкально
-
слуховых и психофизических возможностей;

-
выявление у д
етей комплекса музыкальных и интеллектуальных способностей с
целью приобщения их к культурному образу жизни, воспитание любителей
музыки;

-
обучение игре на фортепиано наиболее одаренных детей с целью их дальнейшего
профессионального ориентирования;

-
разв
итие мотивации личности к познанию и творчеству;


4

-
укрепление и развитие здоровья и интеллекта обучающихся.

Задачи программы:

1.
Образовательные
:

-
новых знаний, умений, навыков;

-
закрепление пройденного материала на практике;

-
развитие творческих способ
ностей;

-
познавательная деятельность;

-
способность к самообразованию;

-
самостоятельность.

2.
Воспитательные
:

-
формирование духовной культуры и нравственности ребенка;

-
приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям;

-
любовь к музыке;

-
фор
мирование высоких эстетических норм в отношениях с преподавателями и
учениками.

3.
Развивающие
:

-
развитие любознательности и кругозора ребенка;

-
развитие эмоциональной сферы;

-
развитие умения самостоятельно приобретать, анализировать,
усваивать и
применять полученные знания, умения самостоятельно и качественно выполнять
домашние задания.




Основные формы и методы работы

Для достижения поставленных целей и задач предусматривается отбор
основных форм и методов работы:

1)

индивидуальный урок
;

2)

урок ансамбля, аккомпанемента.

При обучении игре на фортепиано индивидуальный урок является основной
формой учебной и воспитательной работы, проводимый как индивидуальное

5

занятие преподавателя с учеником. Но эту работу следует разнообразить и
применить с
ледующие методы обучения и воспитания:

-
творческие задания;

-
концерты для родителей;

-
лекции
-
концерты (пропаганда игры на фортепиано);

-
участие в различных фестивалях и конкурсах.

Основные методы обучения
: диалог с учеником, монолог педагога.

Методы пр
еподавания
: объяснительный, информационный сообщающий,
иллюстративный.

Методы учения
: исполнительский, поисковый, проблемный.

Методы воспитания
: убеждения, упражнения, личный пример.

Содержание программы.

Программа объединяет теоретический, практический, т
ворческий,
исполнительский и контрольно
-
итоговый учебный материал и предусматривает
два уровня его освоения: первый

ученический (действие с подсказкой учителя),
второй

алгоритмический (действие по памяти, выполнение домашних заданий).

Теоретический мат
ериал не должен стать самоцелью. Знания, полученные на
уроке, должны стать основой для применения их самостоятельно на практике.
Игра на инструменте

это главное в процессе обучения, и теоретический
материал должен идти параллельно и очень тесно переплета
ться с практикой.
Индивидуальные уроки по классу фортепиано совершенствуют всестороннее и
комплексное воспитание ученика. Преподаватель

основной воспитатель, именно
он формирует и развивает эстетические воззрения и художественные вкусы
ученика, приобщает
его к миру музыки и обучает искусству исполнения на
инструменте.

Творческие задания (подбор по слуху, сочинение различных мелодий,
чтение нот с листа) раскрывают художественные способности учащихся.
Концерты пропагандируют игру на фортепиано и помогают уч
ащимся научиться
держаться на сцене. Репертуар подбирается преподавателем индивидуально и
фиксируется в индивидуальном плане ученика. В работе над репертуаром
преподаватель добивается различной степени завершенности исполнения: одни

6

произведения звучат на
концертах, другие

для показа в классе, третьи

с целью
ознакомления.

Необходимым условием для успешного обучения на фортепиано является
правильная постановка игрового аппарата.

В программе по классу фортепиано предусматривается исполнение
ансамблей и ак
компанемента. Навыки ансамблевого исполнения необходимо
прививать ученикам с первых лет обучения, подготавливая их тем самым к работе
в качестве концертмейстера, к различным формам ансамблевого музицирования.

Психологическое обеспечение программы.

Психолог
ическое обеспечение программы включает в себя следующие
компоненты:

-
создание комфортной, доброжелательной обстановки на уроках;

-
пробуждение творческого воображения и стремление к практическому
применению знаний;

-
индивидуальные занятия по классу форте
пиано дают возможность ярче раскрыть
способности и возможности ученика;

-
индивидуальный подбор программы (по техническим и эмоциональным
возможностям ученика);

-
постоянный контакт с родителями.

Условия реализации программы.

Занятия по классу фортепиано п
роводятся два раза в неделю.
Продолжительность урока

сорок пять минут. Занятия проводятся
индивидуально, что позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его
музыкальные возможности, эмоционально
-
психологическую сферу.

Уроки проводятся в классе, оборудо
ванном для занятий. В классе должен
быть инструмент, учебники и методические пособия. Занятия проводятся по
программе, адаптированной для фортепианного отделения данной школы
искусств. Программа по классу фортепиано соответствует типовым программам,
но с у
четом возможностей учеников и их дальнейших планов в сфере
музыкальной деятельности.


7

Кроме общей программы, которой следует преподаватель, в классе
фортепиано существует и индивидуальный план для каждого ученика, где
фиксируются все произведения, выученные
в классе и дома, исполненные на
экзаменах, концертах, технических зачетах. Ставится оценка, подпись педагога и
членов комиссии. В конце каждого года пишется краткая характеристика, где
отмечается техническое и эмоциональное развитие ученика.

Контроль и уч
ет успеваемости

Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается в различных
выступлениях: на экзаменах, академических концертах, контрольных уроках,
конкурсных прослушиваниях, открытых концертах и т.д.

Экзамены проводятся в соответствии с действующ
ими учебными планами
в выпускных классах (5 и 7) и в классах профессиональной ориентации (6 и 8).

На выпускной экзамен
выносятся 4 произведения различных жанров и
форм. Экзаменационные программы для поступающих в профессиональные
учебные заведения составля
ются с учетом требований этих заведений. В течение
года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях (с
оценкой) с исполнением произведений выпускной программы.
В остальных
классах
учащиеся выступают на академических концертах. За учебный г
од
педагог обязан подготовить с учеником 6 произведений, различных по жанру и
форме (полифония, крупная форма, пьеса, этюд) для показа на академическом
концерте. Школьные академические концерты (с оценкой) рекомендуется
проводить 1 раз в четверть. Продвину
тым, а также профессионально
ориентированным учащимся рекомендуется большее количество выступлений;
количество произведений при этом не ограничивается. Участие в отборочных
прослушиваниях, конкурсах, фестивалях, концертах и т.д. приравнивается к
выступлени
ю на академическом концерте.

Проверка технической оснащенности
учащихся, а также чтение с листа,
подбор по слуху проводится с 4
-
го класса в форме контрольного урока (с
оценкой), на который выносится одна мажорная и одна минорная гамма со всеми
изучаемыми
в данном классе техническими формулами.


8

Рекомендуется начиная с 3
-
го класса включать в работу произведения на 2
класса ниже по сложности с целью их самостоятельного выучивания учащимися.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

1)

оце
нка годовой работы ученика;

2)

оценка на академическом концерте или экзамене;

3)

другие выступления ученика в течение учебного года.





Структура программы

Структура программы обусловлена принципом организации обучения в
соответствии с делением всех учеников на
2 группы исходя из учета
индивидуальных интеллектуальных, музыкальных и психофизических
способностей каждого ученика. Предлагаемая программа позволяет
всем
детям в
той или иной мере развивать и реализовывать свои способности, не теряя при этом
главного


интереса и любви к музыке.


Группа 1.
К этой группе относятся ученики, имеющие средние и хорошие
психофизические и музыкально
-
пианистические данные, чувствующие и
понимающие музыку, способные музыкальным языком передать свои ощущения.
Эти ученики справляют
ся с репертуаром программы ДМШ (сильные

с большим
количеством произведений, средние

с меньшим, в пределах норм, указанных в
программе 1991 года), выступают в различных конкурсах, концертах, добиваются
хороших результатов в творчестве.


Группа 2
.
В нее
входят учащиеся, имеющие средние и слабые музыкальные
данные, слабо обучаемые, имеющие отклонения в психомоторике, страдающие
хроническими заболеваниями. Занятия с такими детьми проходят по программе,
максимально приближенной к психофизическим и музыкально
-
слуховым
возможностям каждого ребенка. В связи с этим у них:

-
сокращено обязательное количество изучаемых произведений;

-
допускается изучение репертуара на 1
-
2 класса ниже по сравнению с уровнем
трудности
I
группы;


9

-
сокращено количество этюдов, гамм;

-
увеличено количество облегченных переложений популярной, джазовой музыки.

В то же время большое внимание уделяется развитию творческих навыков:
игра в ансамбле, пение с аккомпанементом, подбор по слуху.

Ученики распределяются по группам
I
и
II
начиная с
3
-
го класса. На
основании показателей обучения и состояния здоровья педагог может переводить
учеников из группы в группу. Для обучения учащихся всех групп рекомендуется
гибко пользоваться музыкальным репертуаром программы ДМШ, а также
дополнительным реперт
уарным списком данной программы.


10

Примерное распределение учебных часов по классам и группам


Формирование
музыкальных
интересов
учащихся

Развитие
творческих
навыков
учащихся

Развитие
пианистических
навыков учащихся

Класс

1 группа

2 группа

1 группа

2 гру
ппа

1 группа

2 группа

Подгот.класс

20

20

20

20

32

32

1 кл.

20

20

20

20

32

32

2 кл.,
I
к.

14

14

22

20

36

36

3 кл.,
II
к.

12

12

20

26

40

34

4 кл.,
III
к.

12

12

20

20

40

40

5 кл.,
IV
к.

6

6

24

24

42

42

6 кл.,
V
к.

6

6

24

24

42

42

7 кл.

6

6

24

24

42

4
2

8 кл.

6



12



54





11

План выступлений учащихся в течение учебного года


п/п

Форма
проведения

Что исполняется

Класс, группа

Срок

1.

Академические
концерты

Два произведения:
этюд, пьеса или
ансамбль

2
-
6 класс

2
-
4 курс

Группы 1,2

октябрь

2.

Первое
п
рослушивание
выпускников

Два произведения

7, 8 классы,

5 курс

декабрь

3.

Академические
концерты

Полифония и пьеса

2
-
6 класс

2
-
4 курс

Группы 1, 2

декабрь

4.

Контрольный
урок учащихся
подготовительног
о класса

По усмотрению
педагога

Подготовительны
й класс

декабрь

5.

Академические
концерты

Три
разнохарактерных
пьесы (полифония
по усмотрению
педагога)


1 класс

1 курс

декабрь

6.

Технический
зачет

1) гаммы;

2) этюд;

3) знание
музыкальных
терминов


4
-
6 класс

2
-
4 курс

Группы 1, 2

февраль

7.

Второе
прослушиван
ие
выпускников

Исполнение трех
произведений

7, 8 класс

5 курс

Группы 1, 2

февраль

8.

Контрольный
урок по проверке
технической
оснащенности

1)

гаммы;

2)

музыкальные
термины;

3)

этюд.

1
-
3 классы,

1, 2 группы



февраль

9.

Зачет по классу
ансамбля либо
Два
разнохарактерных
4
-
7 класс

3
-
5 курс

март


12

аккомпанемента

произведения

Группы 1, 2

10.

Академические
концерты

Крупная форма и
пьеса

Подгот,1,2,3.5,6кл
асс,

1,2,4 курс,

1,2 группы

апрель

11.

Переводной
экзамен

Три произведения:

1)

крупная
форма;

2)

две
разнохарактер
ные пье
сы
(полифония
по
усмотрению
педагога)

4 класс,

3 курс

май

12.

Выпускной
экзамен


Четыре
произведения:

1)

1 группа:

а) полифония

б) этюд

в) крупная
форма

г) пьеса

2) 2 группа:

a)

полифония;

б) этюд;

в) две
разнохарактерны
е пьесы.

а) 7 класс

5 курс

Г
руппы 1, 2

б) 8 класс

VI
курс

май

Примечание:

1) В обязательный минимум входит исполнение полифонии,
этюд пьесы, крупной формы.

2) Зачет по классу ансамбля, аккомпанемента сдают учащиеся, имеющие
дополнительное время по указанным предметам.


13

Диагнос
тическая карта качества обучения в классе фортепиано

Ф.И. ученика
___________________________

Курс обучения

о ц е н к а


1
кл.,

I
к.

2
кл.,

II
к.

3
кл.,

III
к.

4
кл.,

IV
к.

5
кл.,

V
к.

6 кл.


7 кл.


I
. Анализ выученной программы

1. Точность воспроизведен
ия текста

а) метроритм;








б) динамика;








в) артикуляция.








2. Выражение жанровых признаков

а) осознание жанровых черт
музыки;








б) осознание взаимосвязи
жанровой принадлежности
музыкального
произведения и средств
выразительности;








3. Эмоциональная реакция
на характер музыки
(накопление интонационно
-
семантического фонда
ученика);








4. Сохранение ранее
выученного репертуара.








II
. Инструментальные навыки

1. Посадка за роялем.








2. Пластичность действий
аппар
ата в
legato
,
non

legato
.








3. Положение пальцев на
клавиатуре.








4. Градации опоры рук при
интонировании мелодии.








5. Координация рук
(синхронность действий,








14

соотношение звучания
пластов фактуры).

6. Аппликатура в
позиционных гр
уппах.








7. Аппликатура в гаммах,
аккордах, арпеджио.








III
. Игра в ансамбле (в
том числе исполнение
аккомпанемента)








IV
. Развитие речевой
культуры

Расширение словарного
запаса ученика, поиск
адекватного словесного
выражения возникшему
в
печатленю








V
. Знание музыкальных
терминов

(наиболее
употребительных)






















Диагностическая карта учащихся подготовительного класса.


п/
п


Список
Воз
раст

Данные на начало
учебного года

Результаты конца
учебного года


15

Музык.

слух

Ритм

Музык.
память

Мотива
-
ция

обучения

Музык.

слух

Ритм

Музык.
память

Мотива
-
ция

обучения

1.











2.











3.











4.











5.











6.











7.











8.











9.












16

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО КЛАССАМ

(гр
уппа первая)

Первый класс

1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 20
-
24
музыкальных произведения: народные песни, пьесы песенного и танцевального
характера, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли, а также (для более
продвин
утых учащихся)

легкие сонатины и вариации.

2. Подбор по слуху и пение от разных звуков песенных попевок, а затем на
протяжении всего года

песен (типа «Маленькой елочке», «Едет, едет паровоз»).
Продолжение освоения штрихов, артикуляции; простейшие упраж
нения в чтении
нот с листа, упражнения на различные виды техники. Продолжение решения
музыкально
-
слуховых и двигательно
-
пианистических задач. Приобщение ученика
к ансамблевому музицированию (исполнение с педагогом простейших пьес в
четыре руки). Вовлечение
ребенка в область художественного творчества.

3. Мажорные гаммы (
C
-
dur
,
G
-
dur
и
F
-
dur
) и одна минорная гамма (
a
-
moll
) в
прямом движении на две октавы каждой рукой отдельно, в противоположном
движении двумя руками (от одного звука) при симметричной апплика
туре;
тонические трезвучия аккордами по три звука без обращений двумя руками,
трезвучия с обращениями каждой рукой отдельно в тех же тональностях.

Контроль успеваемости:

Форма проведения

Что исполняется

Срок

Академические
концерты




Контрольный урок
по
технической
оснащенности

1) три разнохарактерные
пьесы (полифония по
усмотрению педагога);
2) крупная форма и
пьеса.

1) гаммы;

2) этюд;

3) музыкальные
декабрь,



апрель


март



17

термины.



Результат первого года обучения:

Учащийся продолжает осваивать навыки игры
non

legato
,
staccato
,
legato
в
пятипальцевой позиции и с подкладыванием первого пальца,
различные
ритмические рисунки; продолжают формироваться навыки слухового контроля и
интонационного слышания, ансамблевой игры несложных пьес.

Учащиеся должны освоить новые аппликатурные формулы; продолжается
накопление двигательных навыков. Развивается на
вык самостоятельной работы,
самостоятельного разучивания и выучивания произведений.

Второй класс


1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12
-
16
различных музыкальных произведений:


1
-
2 полифонических произведения;


1
-
2 произведе
ния крупной формы;


5
-
6 пьес (включая 2
-
3 ансамбля);


4
-
6 этюдов.


2. Чтение с листа мелодий песенного характера с несложным
сопровождением. Игра с педагогом в четыре руки простых ансамблевых пьес.
Подбор по слуху песенных мелодий с простейшим сопровожде
нием.


3. Мажорные гаммы (
C
-
dur
,
G
-
dur
,
D
-
dur
.) в прямом и противоположном
движении двумя руками в две октавы;
F
-
dur
двумя руками в прямом движении;
минорные гаммы

(
a
-
moll
,
e
-
moll
) в натуральном, гармоническом и мелодическом виде каждой рукой
отдельно в
две октавы; тонические трезвучия с обращениями аккордами по три
звука двумя руками в пройденных тональностях.

Контроль успеваемости:


18

Форма проведения

Что исполняется

Срок

Академические
концерты







1)

две произведения:
этюд, пьеса или
ансамбль;

2)

полифония и

пьеса;

3)

произведение
крупной формы и
пьеса.


октябрь



декабрь


апрель



Контрольный урок по
проверке технической
оснащенности

Диезные и
бемольные
мажорные и
минорные гаммы,
этюд, терминология
(см. требования по
классу)

февраль


Результат второго года об
учения:

Учащиеся должны освоить новые аппликатурные формулы, разновесовую
игру в пьесах с развитой линией аккомпанемента; продолжается накопление
двигательных навыков, навыков педализации. Развивается навык самостоятельной
работы, самостоятельного разучива
ния и выучивания произведений.


Третий класс

1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10
-
14
различных музыкальных произведений, в разной степени готовности:


1
-
2 полифонических произведения;


19


1
-
2 произведения крупной формы;


5
-
6 пьес (включая 2
-
3 ансамбля);


3
-
4 этюда.


2. Чтение с листа пьес различного характера (уровня трудности 1 класса).
Игра в ансамбле. Подбор по слуху мелодий с использованием на опорных звуках
простейшего аккордового сопровождения.


3. Мажорные гаммы (
C
-
dur
,
G
-
dur
,
D
-
dur
,
A
-
dur
,
E
-
dur
,
F
-
dur
,
B
-
dur
)
в
прямом движении; в противоположном движении

гаммы с симметричной
аппликатурой; минорные гаммы натуральные, гармонические и мелодические
(
a
-
moll
,
e
-
moll
,
d
-
moll
,
g
-
moll
)


в прямом движении двумя руками в д
ве октавы;
хроматические гаммы каждой рукой отдельно от всех клавиш; тонические
трезвучия с обращениями аккордами по три звука каждой рукой отдельно в
пройденных тональностях двумя руками; арпеджио короткие по четыре звука
каждой рукой отдельно.

Контроль у
спеваемости:

Форма проведения

Что исполняется

Срок

Академические
концерты





1)

две произведения:
этюд, пьеса или
ансамбль;

2)

полифония и
пьеса;

3)

произведение
крупной формы и
пьеса.

октябрь



декабрь


апрель

Контрольный урок по
проверке технической
оснащеннос
ти

Диезные и
бемольные
мажорные и
минорные гаммы,
февраль


20

этюд, терминология
(см. требования по
классу)


Результат третьего года обучения:

Формирование навыков взаимодействия внутренних слуховых и
двигательных представлений ученика. Формирование устойчивы
х пианистических
навыков: правильное положение рук на клавиатуре, свобода пианистических
движений

умение переходить от рабочего тонуса мышц к их расслабленному
состоянию и наоборот. Совершенствуются навыки педализации и
полифонического мышления.


Четверт
ый класс

1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10
-
14
различных музыкальных произведений, в разной степени готовности:


1
-
2 полифонических произведения;


1
-
2 произведения крупной формы;


4
-
5 пьес (включая 2
-
3 ансамбля);


4
-
5
этюдов.


2. 4, 5 и 6 классы: чтение с листа постепенно усложняющихся произведений
(уровень трудности примерно на два класса ниже изучаемых учеником);
дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле. Подбор знакомых мелодий по
слуху с гармоническим оформлением.


3. Мажорные гаммы до 4
-
х знаков включительно в прямом движении (в
противоположном движении

гаммы с симметричной аппликатурой) в четыре
октавы; минорные гаммы натуральные, гармонические и мелодические
(
a
-
moll
,
e
-
moll
,
d
-
moll
,
g
-
moll
,
c
-
moll
,
f
-
moll
)


дв
умя руками в прямом движении в четыре
октавы; хроматические гаммы двумя руками в прямом движении от 2
-
3
-
х клавиш;
в противоположном

от ре и соль диез; простейшие кадансы ко всем пройденным

21

гаммам; тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука
в этих же
тональностях; арпеджио короткие двумя руками; арпеджио длинные без
обращений каждой рукой отдельно в трех
-
четырех гаммах от белых клавиш.

Контроль успеваемости:

Форма проведения

Что исполняется

Срок

Академические
концерты



1)

две произведения:
эт
юд, пьеса или
ансамбль;

2)

полифония и
пьеса;

октябрь



декабрь

Переводной экзамен

произведение
крупной формы и две
разнохарактерные
пьесы.

апрель


Технический зачет


Диезные и
бемольные
мажорные и
минорные гаммы,
этюд, терминология
(см. требования по
класс
у).

февраль


Зачет по классу
ансамбля

Два
разнохарактерных
произведения

март


Результат четвертого года обучения:

Продолжается развитие беглости пальцев на основе изучения различных
технических формул. Развитие навыков разновесовой игры в партии одной ру
ки,
полифонического мышления и слышания, навыков педализации. В работе над

22

художественным произведением акцентируется внимание на осознанном
художественном исполнении.


Пятый класс

1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10
-
13
раз
личных музыкальных произведений, в разной степени готовности:


1
-
2 полифонических произведения;


1
-
2 произведения крупной формы;


4
-
5 пьес (включая 2 ансамбля);


3
-
4 этюда;


1 несложный аккомпанемент.


2. См. соответствующий пункт требований 4
-
го кл
асса.


3. Все мажорные гаммы в прямом и противоположном движении в четыре
октавы; 2 мажорные гаммы в терцию и дециму в прямом движении; минорные
гаммы до 4
-
х знаков включительно (натуральные, гармонические и
мелодические), в прямом движении двумя руками в
четыре октавы; кадансы ко
всем пройденным гаммам; хроматические гаммы двумя руками в прямом
движении от всех звуков, в противоположном

от ре и соль диез; тонические
трезвучия с обращениями по три или четыре звука; арпеджио короткие двумя
руками, арпеджио
длинные каждой рукой отдельно; доминантсептаккорд,
уменьшенный септаккорд

построение и разрешение, арпеджио длинные каждой
рукой отдельно от белых клавиш.

Контроль успеваемости:

Форма проведения

Что исполняется

Срок

Академические
концерты


1)

две прои
зведения:
этюд, пьеса или
ансамбль;

октябрь




23





2)

полифония и
пьеса;

3)

произведение
крупной формы и
пьеса.

декабрь


апрель

Технический зачет


Диезные и
бемольные
мажорные и
минорные гаммы,
этюд, терминология
(см. требования по
классу).

Февраль






Зачет по кл
ассу
ансамбля

Два
разнохарактерных
произведения

Март


Результат пятого года обучения:

В течение учебного года вырабатываются устойчивые технические навыки:
беглость пальцев, умение свободно исполнять аккорды, арпеджио различных
видов. Развиваются и стабил
изируются навыки ансамблевой игры, игры в качестве
концертмейстера. Укрепляются навыки чтения с листа как сольных произведений,
так и партий аккомпанемента. Ученик должен уметь исполнять вокальную партию
либо мелодию инструментальной пьесы голосом в сопров
ождении фортепианного
аккомпанемента.


Шестой класс

1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 9
-
12
произведений, в разной степени готовности:


1
-
2 полифонических произведения;


24


1
-
2 произведения крупной формы;


3
-
5 пьес (включая
1 ансамбль);


3
-
4 этюда;


2 аккомпанемента.


2. См. соответствующий пункт требований 5 класса.


3. См. соответствующий пункт требований 5 класса: кроме этого, арпеджио
длинные обеими руками от белых клавиш.



Контроль успеваемости
:

Форма проведения

Что и
сполняется

Срок

Академические
концерты



1)

две произведения:
этюд, пьеса или
ансамбль;

2)

полифония и
пьеса;

3)

произведение
крупной формы и
пьеса.

октябрь



декабрь


апрель


Технический зачет

Диезные и
бемольные
мажорные и
минорные гаммы,
этюд, терминология
(см
. требования по
классу).

февраль


Зачет по классу
Два
март


25

аккомпанемента

разнохарактерных
произведения


Результаты шестого года обучения:

Ко всем уже сформированным навыкам прибавляется развитие навыков
крупной техники: терций, секст, октав 4
-
звучных ак
кордов. Усложняются
технические задачи в изучаемых произведениях: они становятся более
виртуозными, более разнообразными по фактуре и художественным задачам.
Более устойчивыми становятся навыки ансамблевой игры и концертмейстерские
навыки.

Седьмой класс

1.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 6
-
9
различных музыкальных произведений, в разной степени готовности:


1 полифоническое произведение;


1 произведение крупной формы;


2
-
4 пьесы (включая 1 ансамбль);


1
-
2 этюда;


2 акком
панемента.


2. 7 и 8 классы: продолжение занятий по чтению с листа, подбору по слуху.


3. Учащиеся, готовящиеся к поступлению в музыкальный колледж на
фортепианное отделение, должны совершенствовать техническую подготовку,
расширяя требования, указанные в
6 классе (все минорные гаммы, гаммы в сексту,
ломаные арпеджио, 11 видов длинных арпеджо и др.).


Остальные учащиеся могут повторять гаммы в объеме требований 6 класса.

Контроль успеваемости:

Форма проведения

Что исполняется

Срок

Первое прослушивание

Два произведения

декабрь


26

Втор
ое прослушивание

Третье прослушивание
выпускников

Выпускной экзамен




Три произведения

Исполнение выпускной
программы

Исполнение выпускной
программы:

1 группа
-


1)

полифония;

2)

произведение
крупной формы;

3)

пьеса;

4)

этюд.

2 группа:

1)

этюд; 2) пьеса;

3) полифония или пьеса
с элементами
полифонии (по
усмотрению педагога);

4) произведение
крупной формы или
развернутая пьеса (по
усмотрению педагога)


февраль

апрель


май




Зачет по классу
аккомпанемента

Два разнохарактерных
произв
едения

март


Учащиеся, готовящиеся к поступлению в музыкальный колледж на
фортепианное отделение, сдают технический зачет (март) в полном объеме
требований 7 класса.


27

Для поступающих в музыкальный колледж на фортепианное отделение
обязательно исполнение дв
ух этюдов на различные виды техники (октавный этюд
обязателен).



Результат обучения седьмого года:

Подготовить ученика к исполнению выпускной программы, на котором он
демонстрирует навыки, приобретенные в течение семи лет обучения.

Подготовить музыканта
-
л
юбителя, умеющего читать с листа,
самостоятельно выучить текст незнакомого музыкального произведения,
исполнить несложный аккомпанемент, играть в ансамбле.

Подготовить выпускника музыкальной школы, являющегося носителем и
пропагандистом музыкальной культур
ы, способного привлечь к музыкальному
искусству своих сверстников.

Подготовить наиболее одаренных детей к поступлению в среднее
специальное музыкальное учебное заведение.


Восьмой класс

1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 9
-
12

различных музыкальных произведений, в том числе несколько

в порядке
ознакомления:


1 полифоническое произведение;


1 произведение крупной формы;


4
-
6 пьес (включая аккомпанемент или ансамбль);


3
-
4 этюдa;

2, 3. См. соответствующие пункты требовани
й 7 класса.

Контроль успеваемости


см. соответствующий раздел требований 6 класса.

Результат обучения:


28

Подготовка ученика к поступлению в музыкальный колледж с учетом
требований для абитуриентов.


29

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО КЛАССАМ

(группа вторая)


Первый клас
с


См. годовые требования по классам
1 группа, 1 класс
.


Второй класс


См. годовые требования по классам
1 группа, 2 класс
.


Третий класс


В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10
-
14
произведений в разной степени готовности:


1 про
изведение крупной формы;


1 полифоническое произведение (возможно произведение с элементами
полифонии);


3
-
4 пьесы;


3
-
4 этюда;


3
-
4 ансамбля.


Гаммы: 4
-
5 мажорных гамм двумя руками в прямом и противоположном
движении с симметричной аппликатурой двумя
руками в две октавы; минорные
гаммы (натуральные, гармонические и мелодические) ля, ми, ре

в прямом
движении двумя руками в две октавы; хроматические гаммы отдельно каждой
рукой от нескольких белых клавиш в прямом движении; тонические трезвучия с
обращен
иями аккордами по три звука в пройденных тональностях двумя руками;
арпеджио короткие по четыре звука каждой рукой отдельно.

Контроль успеваемости, результат обучения


см. соответствующий раздел
требований 3 класса 1 группы.


Четвертый класс


30


В течение уч
ебного года педагог должен проработать с учеником 10
-
13
музыкальных произведений в разной степени готовности:


1 произведение крупной формы;


1 полифоническое произведение (возможно произведение с элементами
полифонии);


3
-
4 пьесы разного характера;


3
-
4 этюда;


2
-
3 ансамбля.


Гаммы: мажорные гаммы до 3
-
х знаков включительно в прямом и
противоположном движении (с симметричной аппликатурой) в две октавы;
минорные гаммы ля, ми, ре, до, соль (натуральные, мелодические, гармонические)
в прямом движении в д
ве октавы: хроматические гаммы в прямом движении от 2
-
3 клавиш отдельно каждой рукой; тонические трезвучия с обращениями
аккордами по 3 звука в пройденных тональностях; арпеджио короткие отдельно
каждой рукой от белых клавиш в пройденных тональностях; арпе
джио длинные
каждой рукой отдельно в трех
-
четырех гаммах от белых клавиш.

Контроль успеваемости, результат обучения


см. соответствующий раздел
требований 4 класса 1 группы.


Пятый класс


В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10
-
12

музыкальных произведений в разной степени готовности:


1 произведение крупной формы;


1 полифоническое произведение;


3
-
4 пьесы;


2
-
3 этюда;


1
-
2 ансамбля;


31


1 аккомпанемент.


Гаммы: мажорные гаммы до 4
-
х знаков в прямом и противоположном
движении в
четыре октавы; минорные гаммы в прямом движении двумя руками до
3
-
х знаков включительно (натуральные, мелодические, гармонические) в четыре
октавы: хроматические гаммы от белых клавиш в прямом движении двумя
руками, от ре и соль
-
диез

в противоположном дв
ижении; тонические трезвучия с
обращениями аккордами по 3 или 4 звука; арпеджио короткие двумя руками,
длинные двумя руками в 2
-
3 тональностях; доминантсептаккорд построить и
разрешить в пройденных тональностях; игра простейших кадансов в нескольких
тональ
ностях (по выбору).

Контроль успеваемости, результат обучения


см. соответствующий раздел
требований 5 класса 1 группы.


Шестой класс


В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8
-
10
музыкальных произведений в разной степени готовности:


1 произведение крупной формы;


1 полифоническое произведение;


2 пьесы;


2 этюда;


2 ансамбля;


2 аккомпанемента.


Гаммы: мажорные гаммы до 4
-
х знаков в прямом и противоположном
движении в четыре октавы; минорные параллельные гаммы (натуральные,
га
рмонические и мелодические) в прямом движении в четыре октавы:
хроматические гаммы от всех звуков в прямом движении, от ре и соль
-
диез

в
противоположном; тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 или 4
звука; арпеджио короткие во всех тональностя
х обеими руками, арпеджио

32

длинные от белых клавиш обеими руками; доминантсептаккорд и уменьшенный
септаккорд

длинными арпеджио от белых клавиш; кадансы ко всем пройденным
гаммам.

Контроль успеваемости


см. соответствующий раздел требований 6 класса
1 гр
уппы.

Результат обучения:

Продолжается работа над совершенствованием приобретенных навыков (см.
требования 2
-
5 классов 1 группы).


Седьмой класс


В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 6
-
8
музыкальных произведений:


1 произведение к
рупной формы;


1 полифоническое произведение;


2 пьесы;


2 этюда;


1 ансамбль;


1 аккомпанемент.


Гаммы: повторять гаммы в объеме требований 6 класса, добиваясь более
качественного исполнения.

Контроль успеваемости


см. соответствующий раздел требова
ний 7 класса
1 группы.

Результат обучения:

Подготовить ученика к исполнению выпускной программы, на котором он
демонстрирует навыки, приобретенные в течение семи лет обучения.


33

Подготовить музыканта
-
любителя, умеющего читать с листа,
самостоятельно выучить
текст незнакомого музыкального произведения,
исполнить несложный аккомпанемент, играть в ансамбле.

Подготовить выпускника музыкальной школы, являющегося носителем и
пропагандистом музыкальной культуры, способного привлечь к музыкальному
искусству своих све
рстников.


Чтение с листа


2 класс

чтение с листа мелодий песенного характера с несложным
сопровождением.


3 класс

чтение с листа пьес различного характера (уровень трудности 1
класса).


4, 5, 6 и 7 классы: чтение с листа постепенно усложняющихся произ
ведений
различных жанров (уровень трудности примерно на 2
-
3 класса ниже изучаемых
учеником).


Подбор по слуху


1 класс

подбор по слуху и пение от разных звуков песенных попевок.


2 класс

подбор по слуху песенных мелодий (типа «Маленькой елочке») с
прос
тейшим сопровождением.


3 класс

подбор по слуху мелодий, используя на опорных звуках
простейшее аккордовое сопровождение.


4, 5, 6 и 7 классы

подбор по слуху знакомых песенных, романсовых
мелодий с гармоническим оформлением.

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО КЛАСС
АМ

(5
-
летний курс обучения)


Первый курс


34

1.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 20
-
24
музыкальных произведения:


народные песни;


пьесы песенного и танцевального характера;


пьесы с элементами полифонии;


этюды;


ансамбл
и;


а также легкие сонатины и вариации

(уровень трудности 1

2 класса семилетнего обучения).

2.
Подбор по слуху, игра от разных звуков песенных попевок, а затем


песен типа «Перепелочка»; простейшие упражнения в чтении нот с листа.

3.
Мажорные гаммы (3
-
4 по выбору) в две октавы каждой рукой отдельно в
противоположном движении двумя руками, тонические трезвучия с обращениями
каждой рукой отдельно в пройденных гаммах.

Контроль успеваемости:

Форма проведения

Что исполняется

Срок

Академические
концерты


1) три разнохарактерные
пьесы (полифония по
усмотрению педагога);
2) крупная форма и
пьеса.

декабрь,



апрель


Контрольный урок по
технической
осна
щенности

1) гаммы;

2) этюд;
3) музыкальные
термины.

март


Результат первого года обучения:


35

Учащийся должен овладеть основами музыкальной грамоты, основными
постановочными элементами рук на клавиатуре, первоначальны
ми навыками
звукоизвлечения, правильной посадкой за инструментом.

Учащийся должен освоить навыки игры
non

legato
и
legato
в пятипальцевой
позиции и с подкладыванием 1
-
го пальца, различные ритмические рисунки.

Формируются навыки слухового контроля и интонац
ионного слышания,
ансамблевой игры несложных пьес.

Учащийся получает первые опыты выступления, развивает умение
психологически настраиваться перед выступлением на эстраде.


Второй курс

1.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 14
-
18
различных музыкальных произведений в разной степени готовности:


2
-
3 полифонических произведения;


2 произведения крупной формы;


5
-
6 пьес (включая 2
-
3 ансамбля);


4
-
6 этюдов

(уровень трудности 2
-
3 класса семилетнего обучения в зависимости от груп
пы).

2.
Чтение с листа пьес (уровня трудности 1 класса). Игра в ансамбле. Подбор
по слуху мелодий с использованием на опорных звуках простейшего аккордового
сопровождения.

3.
Мажорные гаммы (
C
-
dur
,
G
-
dur
,
D
-
dur
,
A
-
dur
,
F
-
dur
)
в прямом движении; в
противопо
ложном движении

гаммы с симметричной аппликатурой; минорные
гаммы натуральные, гармонические, мелодические
(
a
-
moll
,
e
-
moll
,
d
-
moll
)


в
прямом движении двумя руками в две октавы; хроматические гаммы каждой
рукой отдельно; тонические трезвучия с обращения
ми аккордами по 3 звука двумя
руками, короткие арпеджио по 4 звука каждой рукой отдельно в пройденных
тональностях.


36

Контроль успеваемости:

Форма проведения

Что исполняется

Срок

Академические
концерты





1)

две произведения:
этюд, пьеса или
ансамбль;

2)

полифон
ия и
пьеса;

3)

произведение
крупной формы и
пьеса.

октябрь



декабрь


апрель


Контрольный урок по
проверке технической
оснащенности

Диезные и
бемольные
мажорные и
минорные гаммы,
этюд, терминология
(см. требования по
классу)

февраль


Результат второго года
обучения:

Учащийся должен освоить новые аппликатурные формулы, разновесовую
игру в пьесах с развитой линией аккомпанемента; продолжается накопление
двигательных навыков, навыков педализации. Развивается навык самостоятельной
работы

самостоятельное выучив
ание несложных произведений.

Примечание:
Начиная со
II
курса ученики распределяются по группам
I
и
II

(см. раздел программы «Структура программы»).


Третий курс

1.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10
-
12
различных музыкальных пр
оизведений в разной степени готовности:


37


1
-
2 полифонических произведения;


1 произведение крупной формы;


4
-
5 пьес (включая 2
-
3 ансамбля);


4
-
5 этюдов

(уровень трудности 3
-
4 класса семилетнего обучения в зависимости от группы).

2.
Чтение с листа (урове
нь трудности примерно на два класса ниже
изучаемых учеником), дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле. Подбор
знакомых мелодий с гармоническим оформлением.

3.
Мажорные гаммы до 4 знаков включительно в прямом движении (в
противоположном

гаммы с симмет
ричной аппликатурой) в четыре октавы,
минорные гаммы трех видов
(
a
-
moll
,
e
-
moll
,
d
-
moll
,
g
-
moll
)


в прямом движении,
в противоположном

от ре и соль
-
диез, простейшие кадансы ко всем пройденным
гаммам; тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 зву
ка, арпеджио
короткие двумя руками, арпеджио длинные каждой рукой отдельно от белых
клавиш.

Контроль успеваемости


Форма проведения

Что исполняется

Срок

Академические
концерты



1)

две произведения:
этюд, пьеса или
ансамбль;

2)

полифония и
пьеса;

октябрь



дека
брь

Переводной экзамен

произведение
крупной формы и две
разнохарактерные
пьесы.

апрель


Технический зачет

Диезные и
бемольные
февраль


38


мажорные и
минорные гаммы,
этюд, терминология
(см. требования по
классу).


Зачет по классу
ансамбля

Два
разнохарактерн
ых
произведения

март


Результаты третьего года обучения:

Формирование навыков взаимодействия слуховых и двигательных
представлений ученика.

Продолжается работа по совершенствованию игрового аппарата,
увеличению беглости пальцев.

Вырабатывается умение пере
ходить от состояния рабочего тонуса мышц к
их расслаблению и наоборот.

Развиваются навыки разновесовой игры, полифонического слышания,
педализации.

Посещение концертов (необходимость расширять музыкальный кругозор).


Четвертый курс

1.
В течение учебного го
да педагог должен проработать с учеником 10
-
12
различных произведений в разной степени готовности:


1 полифоническое произведение;


1 произведение крупной формы;


4
-
5 пьес (включая 1
-
2 ансамбля);


3
-
4 этюда;


1 несложный аккомпанемент


39

(уровень труднос
ти 4
-
5 класса семилетнего обучения в зависимости от группы)

2.
См. соответствующий пункт требований
III
курса.

3.
Мажорные и минорные гаммы

до 4 знаков включительно в четыре октавы.
Арпеджио короткие и длинные двумя руками, тонические трезвучия с
обращения
ми по три или четыре звука, доминантсептаккорд

построение и
разрешение, арпеджио длинные каждой рукой отдельно от белых клавиш;
хроматические гаммы в прямом движении от белых клавиш, в противоположном
движении

от ре и соль
-
диез; простейшие кадансы к пр
ойденным тональностям.

Контроль успеваемости:

Форма проведения

Что исполняется

Срок

Академические
концерты



1)

две произведения:
этюд, пьеса или
ансамбль;

2) полифония и
пьеса;

3) произведение
крупной формы и
пьеса.

октябрь



декабрь


апрель


Технический з
ачет

Диезные и
бемольные
мажорные и
минорные гаммы,
этюд, терминология
(см. требования по
классу).

февраль


Зачет по классу
ансамбля

Два
разнохарактерных
произведения

март



40

Результат четвертого года обучения:

Продолжается развитие беглости пальцев на ос
нове изучения различных
технических формул.

Развитие навыков разновесовой игры в партии одной руки,
полифонического мышления и слышания, навыков педализации.

В работе над музыкальным произведением акцентируется внимание на
осознанном художественном исполне
нии.


Пятый курс

1.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 7
-
9
различных музыкальных произведений:


1 полифоническое произведение;


1 произведение крупной формы;


2
-
4 пьесы (включая 1 ансамбль);


2 этюда;


2 аккомпанемента

(уров
ень трудности 5
-
6 класса семилетнего обучения в зависимости от группы).

2.
Закрепление навыков по чтению с листа, подбор по слуху.

3.
Гаммы повторять в объеме требований для
IV
курса.

Контроль успеваемости:

Форма проведения

Что исполняется

Срок

Первое про
слушивание

Второе прослушивание

Третье прослушивание
выпускников

Выпускной экзамен




Два произведения

Три произведения

Исполнение выпускной
программы

Исполнение выпускной
программы:

1 группа
-


1) полифония;

декабрь

февраль

апрель


май





41

2)

произведение
крупной формы;

3)

пьеса;4)
этюд.

2 группа
-

1)этюд; 2) пьеса;

3) полифония или пьеса
с элементами
полифонии (по
усмотрению педагога);

4) произведение
крупной формы или
развернутая пьеса (по
усмотрению педагога).

Зачет по классу
аккомпанемента

Два разно
характерных
произведения

март


Результат пятого года обучения:

Подготовка учащегося для сдачи выпускного экзамена, на котором он
демонстрирует навыки, приобретенные в течение пятилетнего курса обучения.

Подготовка музыканта
-
любителя, умеющего читать с лис
та, самостоятельно
выучить текст незнакомого музыкального произведения, исполнить несложный
аккомпанемент.

Выпускник музыкальной школы как носитель определенной музыкальной
культуры способен привлечь к музыкальному искусству своих сверстников.

Подготовка к
поступлению в музыкальный колледж, главным образом на
дирижерско
-
хоровое отделение.



42

ПРИМЕРНЫЕ ПЕРЕЧНИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ,
РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ НА АКАДЕМИЧЕСКИХ
КОНЦЕРТАХ

В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Подготовительный класс

1. Народные песенки и
попевки
.

2. Филипп И. Колыбельная.

Украинская народная песня «Ой, лопнул обруч».

Гнесина Е. Маленькие этюды.

РНП «В сыром бору тропина».


Первый класс

1.

Гнесина Е. Маленькие этюды: № 11.


Литовко Ю. Пастушок (канон).


Кабалевский Д. Песенка.


Дюбюк А. Русская песня с вариацией.


2.


Шитте Л. Соч. 160 этюд № 22.


Моцарт В. Менуэт ре
-
минор.


Хаслингер Т. Сонатина До
-
мажор.


Штейбельт Д. Соч. 33. Адажио.


Второй класс

1.


Гендель Г. Сарабанда ре
-
минор.


Гедике А. Соч. 32 этюд № 7.


Роули А. В ст
ране гномов.


43


Бетховен Л. Сонатина Соль
-
мажор.


2.

Бах И.С. Нотная тетрадь Анны
-
Магдалины Бах. Менуэт ре
-
минор.


Лемуан А. Соч. 37 этюд № 17.


Гедике А. Соч. 36 Сонатина До
-
мажор.


Чайковский П. Соч. 39. Детский альбом. Старинная французская песенка.


Трет
ий класс

1.

Арман Ж. Фугетта До
-
мажор


Лешгорн А. Соч. 65 этюд 15.


Чимароза Д. Сонатина ре
-
минор.


Шуман Р. Соч. 68. Альбом для юношества. «Веселый крестьянин».


2.

Бах И.С. Нотная тетрадь Анны
-
Магдалины Бах. Менуэт до
-
минор.


Черни К.

Гермер Г. Этюд № 1
7.


Зиринг В. Сонатина Соль
-
мажор.


Глинка М. Чувство.


Четвертый класс

1.

Циполи Д. Фугетта ми минор.


Шитте Л. Соч. 68 этюд № 3.


Чимароза Д. Соната соль минор.


Иванов Аз. Родные поля.

2.

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетрадь
II
. Прелюдия До
-
мажо
р № 1.


Беренс Г. 32 избранных этюда: № 23.


44


Шуман Р. Детская сонатина, ч.
I
.


Глиэр Р. Соч.31 №11 Листок из альбома.


Пятый класс

1.


Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетрадь
II
: Маленькая прелюдия Ре
-
мажор.


Шитте Л. Соч. 68 этюд № 5.


Кабалевский Д.
Вариации на словацкую тему.


Григ Э. Соч. 37. Вальс ми минор.


2.

Бах И.С. Двухголосная инвенция ля минор № 13.


Черни К.

Гермер Г. Этюд № 18.


Дюссек Я. Соч. 20 Сонатина Ми бемоль мажор.


Шостакович Д. Романс.


Шестой класс

1.


Бах И.С. Сарабанда из Франц
узской сюиты до минор.


Лешгорн А. Соч. 66 этюд № 17.


Гайдн Й. Соната Соль
-
мажор № 12, ч.
I
.


Шуман Р. Альбом для юношества. Соч.68. Воспоминание.



2.

Бах И.С. Трехголосная инвенция соль минор.


Беренс Г. 32 избранных этюда: № 26.


Скарлатти Д. Соната ре
минор (К. 35).


Чайковский П. Соч. 37 Времена года. Подснежник.


45


Седьмой класс

(примерные экзаменационные программы)

1.

Бах И.С. Французская сюита № 2 до
-
минор. Алеманда.


Бортнянский Д. Соната Фа
-
мажор ч.
I
.


Лешгорн А. Соч. 66 этюд № 25.


Григ Э. Поэти
ческие картинки (по выбору).


2.

Бах И.С. Трехголосная инвенция си
-
минор.


Мендельсон Ф. Песня без слов №22 Фа
-
мажор.


Моцарт В. Соната № 9, К. 311, Ре мажор, ч.
I
.


Черни К. Соч.299 Этюд№21.


V
курс

(примерные экзаменационные программы для учащихся со ср
оком обучения
5 лет)

1.

Бах И.С. Французская сюита № 2 до
-
минор. Сарабанда.


Лешгорн А. Соч. 66 этюд № 9.


Ботяров Е. Сонатина ля
-
минор.


Якушенко И. Первое знакомство (джазовый вальс).

2.

Гендель Г. Чакона ре
-
минор.


Бертини А. Соч. 27 этюд № 7.


Гайдн Й
. Соната
-
партита До
-
мажор
I
ч.


Чайковский П. Соч. 39 Детский альбом. Утреннее размышление.



46

























СПИСОК НОТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


1. А.Березняк. «Первые шаги». Ростов. 1972 г.


2. Учебное пособие «Малыш за роялем». М, 1989 г.


3. Н Соколова.
«Ребенок за роялем». М, 1993 г.

4. Учебно
-
методическое пособие. «Азбука игры на фортепиано». Ростов
-
на
-
Дону, 2004 г.


5. Ансамбли малышам. «Тик
-
так». Новосибирск, 2000 г.


47

6. «Улыбка». Мелодии из мультфильмов в легкой обработке для
фортепиано. Л, 199
1 г.

7. «Юному пианисту». Учебное пособие для 1
-
4 классов. Составители
С.Митина, В.Митин. Новосибирск, 1997 г.

8. И.Харитонова. «От простого к сложному». Н
-
ск, 1996 г.

9. Ю.Барахтина. «Ступеньки юного пианиста». Н
-
ск, 2004 г.

10. «Музыкальный зоопарк». Фо
ртепианный альбом. Киев,1969 г.

11. «Музыкальный зоопарк». Фортепианный альбом. Изд. «Книжица»,
Новосибирск.

12. Сборник пьес для фортепиано (3
-
4 классы). Выпуск 1, 2. Ростов
-
на
-
Дону.

2002 г.

13. С.Баневич. «Русалочка» Альбом фортепианных пьес и ансамблей
. СПб,
1996 г.

14. «Золотая лира» Альбом классической и современной популярной
музыки. Москва, 1987 г.

15. «Фортепианная школа Джона Шаума». И.С.Бах. Изд.»Россмэн
-
пресс»
Москва, 2003 г.

16. А.Смелков. «Альбом для детей и юношества». Выпуск 1, 2. СПб

17. «
От мелодии к мелодии» Популярные песни прошлых лет. Изд.
«Музыка» Москва, 1988 г.

18. «Детские пьесы современных французских композиторов для
фортепиано». Выпуск 1, 2, 3. Сост. Л.Рощина. Изд. «Музыка», Москва, 1973
г.

19. «Популярная музыка зарубежных авто
ров для фортепиано». Сост.
В.Барков, М., изд. В.Катанский, 2002 г.

20. С.Баневич. «Русалочка». Альбом фортепианных пьес по сказке
Г.Х.Андерсена. СПб, изд. «Северный олень», 1994 г.

21. «Популярные мелодии зарубежной эстрады 20 века для фортепиано»
Выпуск 1
. Сост. Л.Коршунова. Изд. «Окарина», Новосибирск, 2003 г.

22.
Nostalgie
. Сборник переложений популярных зарубежных мелодий.

Выпуск 1
-
4. СПб, 1998 г


48



















Подготовительный класс.

1. Задачи первого года обучения детей 5
-
6 лет.

1)

Формирование музы
кальных интересов

знакомство с творчеством
композиторов, слушанье музыки, движение под музыку.

2)

Вовлечение детей в область художественного творчества и выявление их
индивидуальных склонностей

рисование, сочинение стихов, рассказов к
музыкальным произвед
ениям, ролевые игры, сочинение пьес
-
настроений.

3)

Решение музыкально
-
слуховых и двигательно
-
пианистических задач:

Развитие музыкального слуха
:

-

звуковысотный слух


развивается с помощью упражнений, связанных с
пропеванием отдельных звуков, которые педагог
играет на фортепиано,
упражнений на определение движения мелодии вверх или вниз;


49


-
мелодический слух

-
этот вид слуха соединяет в себе звуковысотный
слух и ладовое чувство и активно развивается в процессе подбора по слуху и
транспонирования (следует
помнить, что подбор по слуху и
транспонирование следует начинать с максимально коротких интонаций, так
как внутренний слух начинающего музыканта недостаточно развит для
удержания в памяти больших музыкальных фрагментов);

-
гармонический слух


в практике де
тского обучения фигурируют
созвучия
-
аккорды, в которых нужно дифференцированно слышать
количество звуков и их высоту. Гармонические последования и построения
изучаются на более позднем этапе обучения;

-
тембровый слух

воспитание тембровых качеств слуха де
лает его более
тонким, оттеночно богатым, развивает музыкально
-
слуховое воображение;

-
внутренний слух


это умение запоминать звуки, представлять их,
сознательно воспроизводить. На более поздних этапах обучения внутренний
слух составляет основу музыкально
-
звуковых представлений, включающих
музыкально
-
интеллектуальную деятельность.

Развитие координации движений и тактильных ощущений;

Развитие чувства ритма;

Развитие музыкальной памяти:

-

зрительная память
: один из общих видов памяти, играющий в
ажную роль
в выучивании произведения наизусть, в чтении с листа;

-

тактильная память
: техническое чувство, возникающее как память
ощущений;

-

логическая память
: логическое мышление связано с осмыслением нотного
текста, его анализом;

-

моторная память
: это запоми
нание движений рук и пальцев, особенностью
моторной памяти является постепенное увеличение единицы технического
мышления;

-

эмоциональная память
: является одним из самых сложных видов памяти и
в то же время это самый надежный и прочный вид памяти во время

50

сц
енического выступления, так как эмоциям удается соединять в себе все
виды навыков, необходимых для исполнения произведения;

-

слуховая память
: проявляется в запоминании ритма, мелодии, гармонии и
др., развивается вместе с общим музыкальным развитием ребенка.

Развитие ладового чувства;

Изучение нотной грамоты и чтение с листа;

Освоение

штрихов
non legato, legato, staccato.

2. В течение учебного года
ученик должен выучить в разной степени
готовности 20
-
30 музыкальных произведений народные песни, пьесы песенного
и
танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли.



3. Контроль успеваемости:

1) в первом полугодии
-
контрольный урок;

2) во втором полугодии
-
прослушивание с исполнением трех разнохарактерных
произведений.

4. Комплексное плани
рование образовательного процесса (учебно
-
тематический и календарный план).

№п/п

Тема

Объем

часов

месяц

1.

Вводный урок: знакомство с инструментом,
посадка за инструментом. Регистры.
Направление мелодии «вверх
-
вниз». Овладение
навыком чтения и анализа н
отного рисунка
(запись на двух линеечках).

8 ч.

сентябрь

2.

Понятие «динамические оттенки»,
f
,
p
.
Сильная доля, такт, тактовая черта.
Упражнения на постановку 3
-
го пальца.
Аппликатура. Понятие «аккомпанемент».

8 ч.

октябрь

3.

Нота, штиль. Понятие длител
ьности
8 ч.

ноябрь


51

«четверть», «восьмая», «половинная». Понятие
«музыкальный размер». Тон, полутон, октава.
Названия клавиш. Названия октав. Затакт.

4.

Пауза. Четвертная пауза. Скрипичный и
Басовый ключ, нотный стан. Постановка 2
-
го и
4
-
го пальцев. Понят
ие «ансамбль». Понятия
«мажор
-
минор». Ноты первой и малой октавы.

8 ч.

декабрь

5.

Пауза «восьмая». Понятие длительности «целая
нота». Понятия «
mf
», «
mp
», «
ff
», «
pp
».
Упражнения с карточками на осязание.
Интервал, м2, б2. Правило написания штилей.
Знаки а
льтерации. Постановка 1
-
го и 5
-
го
пальцев. Понятия «крещендо», «диминуэндо».

8 ч.

январь

6.

Постановка терции, кварты, квинты в
различной аппликатурной конфигурации: 1
-
3,
2
-
4, 2
-
5 и т.д. Паузы

половинная и целая.
Ноты второй октавы. Терция большая и м
алая,
квинта. Реприза.

8 ч.

февраль

7.

Ноты большой октавы. Упражнения на
подкладывание первого пальца. Штрихи.
Non

legato
.
Legato
на 2, 3 звука. Кварта. Вольта.
Четверть с точкой.

8 ч.

март

8.

Понятие длительности «шестнадцатая нота»,
«шестнадцатая пау
за». Динамические оттенки


общее понятие и закрепление пройденного («
f
»,
«
p
», «
mf
», «
mp
», «
ff
», «
pp
», «
cresc
», «
dim
») на
карточках музыкального лото. Фермата.
Ritenuto
,
sf
.
Legato на 4
-
5 звуков.

Залигованная нота.

8 ч.

апрель

9.

Последовательности с под
кладыванием 1
-
го
пальца.
Staccato
. Половинная с точкой.
8 ч.

май


52

Подготовка к аккордам, гаммам. Повторение и
закрепление пройденного за год. Подготовка к
зачету. Зачет.


5. Почасовое планирование.


Предмет

Количество часов

Спец. фортепиано

2 ч.

Сольфед
жио

1,5 ч.

Ритмика

1 ч.


МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. 3
-
е изд.

М., 1978.

2.

Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство.

М., 1974.

3.

Браудо И. Артикуляция.

Л., 1961.

4.

Ветлугина Н. Музыкальное развити
е ребенка.

М., 1968.

5.

Крюкова В. Музыкальная педагогика.

Ростов
-
на
-
Дону, 2002.

6.

Маккинон Л. Игра наизусть.

Л., 1967.

7.

Мильштейн Я. Советы Шопена пианистам.

М., 1967.

8.

Милич Б. Воспитание ученика
-
пианиста.

Киев, 1977.

9.

Петрушин В. Музыкальная психологи
я.

М., 1997.

10.

Программа по фортепиано для детских музыкальных школ. Всесоюзный
методический кабинет по учебным заведениям искусства и культуры.
Министерство культуры СССР.

М., 1991.

11.

Шмидт
-
Шкловская А. О воспитании пианистических навыков.

М., 1971.

12.

Москаленко Л. Донотный период обучения игре на фортепиано.


Новосибирск. 2000 г.

13.

Москаленко Л. Методика организации пианистического аппарата в первые
два года обучения. Новосибирск, 1999 г.

14.

Хохрякова Г. Возможно ли обучение без мучения. Новосибирск,

1998 г.


53

15.

Сугоняева Е. Музыкальные занятия с малышами. Ростов
-
на
-
Дону, 2002 г.

16.
Сафарова И.Э. Игры для организации пианистических упражнений
(доинструментальный период). Екатеринбург, 1994 г.






Приложенные файлы

  • pdf 83624684
    Размер файла: 431 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий