В наше время исполнительство на баяне, аккордеоне достигло высокого профессионализма. Соответствие этим требованиям еще не значит, что музыкальное развитие и овладение инструментом будут проходить успешно.


ОТКРЫТЫЙ УРОК преп. АРОВОЙ Л.Ф.
Тема: "НАИБОЛЕЕЕ ОСТРЫЕ ВОПРОСЫ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ БАЯН - АККОРДЕОН".
Аннотация: На первый план выдвигается приобретение профессиональных исполнительских навыков, гарантирующих надлежащее развитие учащегося, обеспечение разносторонней его подготовки. Поэтому начальное обучение должно решить целый ряд важнейших задач. Для того, чтобы работать и добиваться результатов, необходимо наличие у обучаемого музыкальных способностей.
В наше время исполнительство на баяне, аккордеоне достигло высокого профессионализма. И , естественно, проблема первоначального обучения стоит очень остро , так как период, когда баян и аккордеон пользовались всенародной любовью, были самыми популярными инструментами , когда конкурс в музыкальную школу и училище давал возможность отобрать самых одаренных детей для обучения, к сожалению, прошел. Сегодня перед преподавателями стоит трудная задача возрождения престижа баяна, аккордеона, воспитания в молодом поколении интереса к своим народным инструментам, а через них к русской культуре и национальным традициям. Наши инструменты обладают замечательным голосом, способным "спеть" задушевную песню, его глубокий, густой звук, соответствующий широте русского характера, может передать целую гамму чувств, от глубокой печали до безудержного веселья.
И сегодня необходимо вернуть баян и аккордеон в школу, воспитать у молодежи любовь к русской песне, национальной культуре. Решение этой задачи во многом зависит от педагогов, работающих в музыкальных школах с учащимися, которые понесут свое отношение к баяну, аккордеону в самую широкую аудиторию школьников и должны уметь выразительно, красиво, профессионально исполнить песни, танцы, познакомить с классической музыкой. Поэтому начальный этап обучения имеет значение фундамента, на котором будут строиться и решаться основные художественные задачи.
На первый план выдвигается приобретение профессиональных исполнительских навыков, гарантирующих надлежащее развитие учащегося, обеспечение разносторонней его подготовки. Поэтому начальное обучение должно решить целый ряд важнейших задач. Для того, чтобы работать и добиваться результатов, необходимо наличие у обучаемого музыкальных способностей. Каковы же критерии?
1. Мелодический слух- пропеть мелодию без сопроваждения. Чисто и эмоционально.
2.Гармонический слух - пение интервалов и аккордов в гармоническом виде. Легкий вариант - педагог говорит, сколько звуков он берет одновременно, а ученик их поочередно пропевает; более трудный вариант - ученик сам определяет количество звуков и пропевает их.
3. Память - повторить голосом короткие попевки, которые исполняет педагог. Обращаем внимание на запоминание мелодического и ритмического строения мелодии. Неточное исполнение напева после нескольких проигрований свидетельствует о слаборазвитой музыкальной памяти.
4.Чувство ритма - это качество является главным условием успешного развития учащегося.Отсутствие ритма делает слух беспомощным, неспособным правильно воспринимать, а следовательно и воспроизводить мелодию, проверить чувство ритма - прохлопать различные ритмические рисунки, в том числе и синкопированные, а ученик должен их повторить.
Соответствие этим требованиям еще не значит, что музыкальное развитие и овладение инструментом будут проходить успешно. Многие факторы влияют на обучение - хорошее общее развитие, восприимчивость, живой темперамент, а также заинтересованность, аккуратность. Большое значение имеют координация рук, приспосабливаемость к инструменту. Все это будет способствовать развитию музыкальных успехов ученика.
Возвращаясь к моей теме "наиболее острые вопросы начального обучения" не могу не затронуть положение в наших музыкальных школах. Во- первых - "дополнительное образование" и на обучение берем детей с самыми разными данными. К сожалению очень мало детей с хорошими музыкальными данными.Мало того, дети с низким уровнем общего развития, плохая координация рук, плохое ощущение клавиатуры. Родители отдают детей в муз. школу для того, чтобы не бегал по улице и был чем-то занят.Это очень похвально, но если бы они еще и заставляли их дома заниматься и выполнять задания, а ведь бывает, что родители не знают, что у ребенка зачет или экзамен! И тем не менее занимаемся и развиваем в учениках любовь к музыке, стараюсь раскрыть их душевность в исполнениях народной музыки. Учу дисциплине , трудолюбию. Прекрасный вид работы с детьми - ансамбль. Развивает слух, ритм, дух соревновательности , усиливает интерес к музицированию.
Начальное обучение должно решить целый ряд важнейших задач. Наиболее острые вопросы: профессиональная посадка баяниста - аккордеониста, установка инструмента, положение рук и свобода игрового аппарата, и очень специфическая проблема самостоятельности рук при игре двумя руками, штриховая координация.(Проблема независимости рук и координация движений при игре двумя руками на баяне, аккордеоне стоит особенно остро. Наиболее важным на первом этапе является приобретение навыка штриховой координации. На баяне, аккордеоне единственным средством для выделения отдельного голоса или мелодии на фоне аккомпанемента является штрих. Поэтому первое, чем занимается преподаватель, - добиваться хорошего штриха NON LEGATO при иге правой рукой и STAKKATO при исполнении формулы "бас - аккорд" в левой руке. При соединении этих двух штрихов и возникают основные проблемы. У некоторых учащихся процесс этот проходит довольно быстро, но, в основном, и особенно у тех, кто имеет нарушения в координации рук, появляется много трудностей. А ведь это один изо основных навыков, которыми должны овладеть учащиеся).
В первом классе необходимо освоить ученику следующее:
1.Приобретение элементарных теоретических знаний ( музыкальная грамота, устройство клавиатур, развитие навыков чтения нот).
2.Усвоение основ постановки (посадка, установка инструмента, постановка рук) для исполнения.
3.Овладение практическими навыками:
a) освоение клавиатур ( ощущение мензуры- расстояние между клавишами, овладение навыками исполнения различных фактур);
б) выработку аппликатурной дисциплины;
в) овладение навыками ведения меха;
г) изучение основных исполнительских приемов;
д) развитие двигательных навыков;
е) координацию движения рук;
ж) овладение целесообразными мышечными движениями ( работа над предупреждением излишних, неоправданных движений пальцев). Причиной излишних движений бывает напряжение не занятых исполнением пальцев- в момент нажатия клавиши 4 пальцем у многих учащихся появляется резкое разгибательное движение второго пальца, а также разгибательное или сгибательное движение пятого пальца.(Устранение этих "излишеств" - специальные упражнения на развитие координации движения пальцев- гаммы, арпеджио, упражнения).
4. Работа над выразительностью исполнения. (Эта работа должна начинаться с первым прикосновением к инструменту, т.к. чтение и воспроизведение нот на инструменте без правильного их "произнесения" так же не возможно, как чтение литературного текста без соблюдения знаков препинания, слоговых и логических (смысловых) ударений.Все вопросы, раскрываемые в методической работе, на практике применяются в самом начале обучения.
Не пренебрегайте мелкими деталями при объяснении нового материала, используйте яркие эпитеты, сравнения, широко используйте показ на инструменте.
Не допускайте неточного, небрежного выполнения ваших требований.
Проявляйте настойчивость и терпение. Ошибки и неточности в вопросах начального обучения могут стать серьезными проблемами на последующих этапах освоения инструмента.
Таковы основные задачи начального обучения игре на баяне, аккордеоне Сущность работы над музыкальным произведением - это наиболее полное раскрытие художественного замысла. Осуществление этой задачи возможно лишь при наличии необходимых исполнительских навыков.
Постепенное, систематическое накопление исполнительских навыков - есть последовательность в обучении. Это должно определять выбор репертуара на начальном обучении. Встречающиеся ошибки- преподаватель дает много пьес, не содержащих ничего нового по сравнению с предыдущими пьесами. Здесь ученик проходит много произведений, но приобретает мало исполнительских навыков. И, наоборот, дается сложный репертуар и результат бывает еще плачевнее.
Основные этапы последовательности обучения:
a) Движение меха (я начинаю работу с левой клавиатуры.)
б) Воспроизведение длительностей- от целой до восьмой с определенной сменой меха (играю с учеником ансамблем упражнения из пособия Д.Самойлова " 15уроков игры на баяне").
в) Овладение приемами " нон легато, легато, стаккато". (Начинаю с хроматизма штрихом нон легато, переходя в гаммообразное движение - здесь идет знакомство с основами аппликатуры .При этом параллельно идет усвоение постановки левой руки .Правильное исполнение простейшего аккомпанемента- сразу даю штрих стаккато. Приобретение этих навыков у каждого ученика проходит по разному, ведь многое зависит от тех критерий, о которых говорилось ранее).
Огромное значение необходимо придавать сознательному, осмысленному отношению к занятиям у учащихся. Г.Коган в эпиграфе к своей книге "У врат мастерства" пишет: "При игре на фортепиано дело не столько в постановке рук, сколько в постановке головы"
Умейте оценить положительные результаты своих учеников, особенно на первом этапе. Это придает ему уверенность в свои силы, и желание заниматься регулярно и систематически.

Приложенные файлы

  • docx 83600859
    Размер файла: 22 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий