своей сути и предполагает освобожде-ние от ощущения национального в себе, от национальной гордости и патрио-тизма. Среди молодежи стало распространяться мнение, что в течение собственной жизни «надо попробовать все» без всяких запретов и предубеждений.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Scientific Cooperation Center "Interactive plus"


1

Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC
-
BY 4.0)

Фролов Александр Георгиевич

канд. пед. наук, доцент

ФГБОУ ВО «Казанский государственный

энергетический университет»

г. Казань, Республика Татарстан

ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕС
КОГО ВОСПИТАНИЯ


В РОССИИ НА СОВРЕМЕ
ННОМ ЭТАПЕ

Аннотация
:
в статье рассмотрены понятия «патриот», «патриотизм»,
«патриотическое воспитание», выявлены факторы, под влиянием, которых они
формируются, затронуты

мероприятия, которые необходимы для восстанов-
ления в стране системы патриотического воспитания

Ключевые слова
:
патриот, патриотизм, патриотическое воспитание.

Патриотизм



фундамент

общества

и

государства,

опора

его

жизнеспособ-
ности,

условие

его

эффективного

функционирования

и

развития.

Патриотизм

не

заложен

в

генах,

это

не

природное,

а

социальное

качество

и

потому

не

наследу-
ется

от

предыд
ущих

поколений,

а

формируется

и

развивается

в

процессе

воспи-
тания.

Быть

патриотом

естественная

потребность

людей,

удовлетворение

кото-
рой

выступает

условие
м

их

материального

и

духовного

развития,

осознания

своей

исторической,

культурной,

национальной

и

дух
овной

принадлежности

к

Родине

и

понимания

перспектив

ее

развития

в

современном

мире.

Следует

отме-
тить,

что

патриотизм

выступает

в

единстве

духовности,

гражданственности

и

со-
циальной

активности

личности,

осознающей

своё

единство

с

Отечеством.

Он

формируется

под

влиянием

многих

факторов:

в

процессе

обучения

и

социализа-
ции,

однако

главную

роль

при

этом

играет

воспитание

молодежи
.

В

настоящее

время

в

большей

степени

молодежи

навязываются

приоритеты

земных

интересов

над

нравственными

и

религиозными

ценностями,

а

также

пат-
риотическими

чувствами.

Кроме

патриотических

тенденций

в

мировом

сообществе

существует

тен-
денции

глобализации.

Глобализация

придала

современному

миру

невиданную

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»


2

https://interactive
-
plus.ru

Содержимое

доступно

по

лицензии

Creative Commons Attribution 4.0 license (CC
-
BY 4.0)

динамику,

резко

обострила

конкуренцию

между

странами,

становясь

для

нацио-
нальных

г
осударств

проверкой

их

способности

адаптироваться

к

лавинообраз-
ным

переменам.

Глобализация

разрушает

национальное

государство,

а

космопо-
литизм

объектом

имеет

все

человечество,

любить

и

сопереживать

которому

го-
раздо

сложнее,

чем

народу

или

этносу.

Космопо
литизм

как

идеология

мирового

гражданства

имеет

давнюю

исто-
рию.

Космополитизм

антинационален

по

своей

сути

и

предполагает

освобожде-
ние

от

ощущения

национального

в

себе,

от

национальной

гордости

и

патрио-
тизма.

Оценивая

в

целом

«
вклад
»

сторонников

космополит
изма

в

дело

«
пере-
стройки
»

и

последующего

реформирования

российского

общества

в

сфере

обще-
ственного

сознания,

можно

констатировать,

что,

безусловно,

одним

из

самых

негативных

последствий

воздействия

этого

направления

явилась

депатриотиза-
ция

значительной

час
ти

населения,

особенно

молодежи.

В

России

издревле

выражением

идеологии

являлся

патриотизм



предан-
ность

и

верность

Отчизне,

братское

сотрудничество

всех

наций

и

народов,

насе-
лявших

просторы

России,

стремление

к

свободе,

независимости,

социальной

справедли
вости.

Поэтому

следует

утверждать,

что

именно

на

этом

основании

следует

формировать

национальную

идею

глобального

гуманизма

в

ее

россий-
ском

варианте,

который

соответствует

интересам

развития

и

будущему

России.

Становится

очевидной

необходимость

развития

в

стране

системы

патриоти-
ческого

воспитания,

при

помощи

которой

удастся

возродить

к

жизни

всю

си-
стему

образования

в

государстве,

оградить

его

от

внутренних

и

внешних

нега-
тивных

факторов,

подготовить

к

профессиональной

деятельности

новые

поколе-
ния

молодых

лю
дей,

которые

станут

опорой

для

семьи,

страны,

общества

в

це-
лом.

Говоря

о

таком

понятии

как

патриотизм
,

нельзя

не

упомянуть

о

проблемах

современного

российского

общества
,

которые

влияют

на

его

формирование,

та-
ких

как

низкая

рождаемость,

высокая

смертность,

особенно

среди

мужского

населения,

алкоголизм,

наркомания,

высокий

уровень

преступности,

огромное

количество

абортов,

эпидемии

СПИДА

и

туберкулеза.

Разрушаются

с
емьи,

а

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"


3

Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC
-
BY 4.0)

ведь

именно

семья



основа

государственности.

За

многие

годы

бездуховного

воспитания

м
олодежи,

отсутствия

государственной

идеологии

мы

получили

не-
сколько

поколений

молодежи,

у

которых

начисто

отсутствует

нравственность
,

гражданственность,

любовь

к

Родине,

духовность,

то

есть

такие

качества

лично-
сти
,

которыми

многие

столетия

гордилась

наша

с
трана.

В

этих

непростых

усло-
виях

приходится

жить

современным

поколениям

россиян.

В

толковом

словаре

Даля

словам

патриот
,

патриотизм

дается

следующее

определение:

«
Патриот



любитель

отечества,

ревнитель

о

благе

его,

отчизно-
люб,

отечественник,

отчизник
.

Пат
риотизм



любовь

к

отчизне
»

[1,

т.

3,

с.

24]
.

Педагогический

словарь

200
3

год
а

дает

следующее

определение

патриотизма:

«…
любовь

к

отечеству,

к

родной

земле,

к

своей

культурной

среде.

С

этими

есте-
ственными

основаниями

патриотизма

как

природного

чувства

соеди
няется

его

нравственное

значение

как

обязанности

и

добродетели.

Ясное

сознание

своих

обязанностей

по

отношению

к

отечеству

и

верное

их

исполнение

образует

доб-
родетель

патриотизма…»

[2,

с.

185]
.

Все

годы

существования

нашей

страны,

нашего

отечества

проблеме

формирования

у

подрастающего

поколения

патрио-
тизма,

любви

к

отечеству

уделялось

первостепенное

значение.

Так

продолжалось

вплоть

до

крушения

Советского

Союза,

когда

патриотизм

(не

без

зарубежной

пропаганды)

начал

подменяться

при

помощи

технологий

разрушен
ия

националь-
ного

самосознания

«
массовой

культурой
»

с

ее

культом

насилия,

эгоизма,

секса,

антиинтеллектуализма,

эгоизма

личности,

ценностями,

лишенными

обществ
ен-
ного

и

гражданского

содержания
.

Материальные

ценности

(деньги,

машины,

квартиры,

тусовки,

и

так

далее
)

стали

преобладать

над

моральными

ценностями
.

Среди

молодежи

стало

распространяться

мнение,

что

в

течение

собственной

жизни

«
надо

попробовать

все
»

без

всяких

запретов

и

предубеждений.

Огромную

роль

в

этой

негативной

тенденции

воспитания

молодежи

сыгр
ала

дегероизация

истории

России.

Разрушив

образы

защитника

отечества,

подвижника,

мудрого

государственного

деятеля,

полководца,

отца,

жертвенной

матери
,

молодежи

предложили

образ

бездельника,

мздоимца,

чревоугодника,

блудника

и

разврат-
ника
.

А

теперь

мы

уд
ивляемся

результатам

подобного

воспитания.

Даже

те,

кому

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»


4

https://interactive
-
plus.ru

Содержимое

доступно

по

лицензии

Creative Commons Attribution 4.0 license (CC
-
BY 4.0)

по

своей

профессиональной

деятельности

необходимо

было

утверждать

в

душах

подрастающего

поколения

образцы

патриотического

поведения
,

отмахнулись

от

них.

Учителя

в

школах

стали

передавать

ученикам

тол
ько

знания

и

умения,

ру-
ководители

и

преподаватели

ссузов

и

вуз
ов

за

последние

десять

пятнадцать

лет

стали

избавляться

от

дисциплин

социально
-
гуманитарного

цикла.

Хотя

совер-
шенно

ясно,

что

именно

в

этих

дисциплинах

центральным

звеном

является

пре-
подавание

образцов

патриотического

поведения

и

воспитания.

В

настоящее

время

в

большей

степени

молодежи

навязываются

приоритеты

земных

интересов

над

нравственными

и

религиозными

ценностями,

а

также

пат-
риотическими

чувствами.

Традиционные

основы

воспитания

и

образов
ания

под-
меняютс
я

более

современными,

западными;

христианские

добродетели

общече-
ловеческими

ценностями

гуманизма;

педагогика

уважения

старших

и

совмест-
ного

труда

развитием

творческой

эгоистической

личности;

целомудрие,

воздер-
жание,

самоограничение

вседозвол
енностью

и

удовлетворением

своих

потреб-
ностей;

любовь

и

самопожертвование

западной

психологией

самоутверждения;

интерес

к

отечественной

культуре

исключительным

интересом

к

иностранным

языкам

и

иностранным

традициям

[
3
,

т.

2,

с.

543
].

Откуда

же

брать

молодом
у

поколению

образцы

патриотизма,

нравственно-
сти,

духовности,

самоотверженности,

мужества,

воли

к

победе,

если

их

не

дают

в

процессе

обучения?

Из

телевизора,

социальных

групп

«
в

контакте
»

и

других?

Чему

может

нас

воспитать

в

настоящее

время

телевидение

и

ин
тернет?

Всему,

но

только

не

патриотизму

и

альтруизму.

В

нашей

стране

создан

телевизионный

канал,

предназначенный

для

улучшения

имиджа

России

в

мире

(
Russia

Today
)
,

может

быть

стоило

подумать

о

том,

чтобы

в

первую

очередь

повлиять

на

наших

соотечественников
.

О
дним

из

острых

вопросов

является

вопрос

патриотического

воспитания

со-
временной

молодежи.

Патриотическое

воспитание



формирование

духовно
-
нравственных,

гражданских

и

мировоззренческих

качеств

личности,

которые

проявляются

в

любви

к

Родине,

к

своему

дому
,

в

стремлении

и

умении

беречь

и

приумножать

традиции,

ценности

своего

народа,

своей

национальной

культуры,

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"


5

Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC
-
BY 4.0)

своей

земли

[
4
,

с.

2
4

2
5].

Общая

цель

патриотического

воспитания,

по

мне-
нию

Г.К.

Селевко

[3,

т.

2,

с.

542],

воспитывать

у

подрастающего

поколения

лю-
бовь

к

Родине,

гордость

за

свою

Отчизну,

готовность

способствовать

ее

процве-
танию

и

защищать

в

случае

необходимости.

Патриотизм

проя
вляется

в

детском

возрасте,

развивается

и

обогащается

в

социальной,

особенно

духовно
-
нравствен-
ной

сфере

жизни.

Высший

уровень

развития

чувства

патриотизма

связан

с

актив-
ной

социальной

деятельностью,

действиями

и

поступками,

осуществляемыми

на

благо

Отечест
ва.

Сегодня

в

патриотическом

сознании

существуют

противоборствующие

тен-
денции,

одна

из

которых

в

различиях

народа

видит

фактор

их

отторжения

друг

от

друга,

вторая

стремится

использовать

феномен

различий

в

качестве

взаимо-
притяжения

и

взаимообогащения.

Глоб
ализация,

приводящая

к

возникновению

многочисленных

сообществ

на

локальном

уровне,

стимулирует

всемирные

связи

этих

сообществ

по

горизон-
тали.

Такие

сообщества,

строящиеся

по

единству

и

близости

интересов

их

участ-
ников,

связываются

друг

с

другом

подобно

яче
йкам

сети.

Сетевые

связи

стано-
вятся

самодостаточными,

причем

«
сети
»

возникают

на

всех

уровнях,

что

приво-
дит

к

резкому

снижению

вертикальных

процессов

в

политике,

экономике

и

куль-
туре

[
4
].

В

подавляющем

большинстве

стран

именно

государство

продолжает

оста-
ва
ться

основной

несущей

конструкцией

национальной

идентичности.

Особенно

это

относится

к

странам,

где

гражданское

общество,

которое

может

выступить

в

качестве

ее

опоры,

не

получило

такого

развития

как

в

США

и

ведущих

государ-
ствах

Запада.

Для

народов

стран

сл
або

затронутых

процессом

глобализации

или

не

затронутых

ею

вовсе,

национальная

идентичность

остается

сверхценностью.

А

ведь

таковых

в

международном

сообществе

подавляющее

большинство:

это

можно

сказать

о

большей

части

Африки

и

Латинской

Америки,

в

большой

мере



о

России,

обо

всех

странах

Ближнего

Востока

и

о

значительной

части

Азии.

Глобализация

как

идеология

нового

космополитизма

выдвигает

против

национального

государства

права

человека:

«
Глобализация

предполагает

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»


6

https://interactive
-
plus.ru

Содержимое

доступно

по

лицензии

Creative Commons Attribution 4.0 license (CC
-
BY 4.0)

существование

правил

и

обязательств,

пр
едусматривающих

подчинение

им

су-
веренных

стран.

По

мере

глобализации

рынков

и

культуры

неолиберальная

тео-
рия,

объясняющая

глобализацию,

предполагает

увядание

суверенности

отдель-
ных

стран,

формирование

нового

типа

«
гражданина

мира
»
,

чья

лояльность

обра-
щена

уже

не

к

отдельным

правительствам,

а

к

внегосударственным

структурам
»
[
5
]
.

С
траны,

выпавшие

из

процесса

глобализации,

могут

стать

и

становятся

аре-
ной

межэтнических

коллизий,

прибежищем

наркобизнеса

и

организованной

пре-
ступности,

международного

терроризма.

Отсюда

следует,

что

глобализация



жесткая

реальность,

с

которой

так

или

иначе

приходится

считаться

всем.

Идеальной

моделью

универсализации

глобализационного

процесса

явля-
ется

сеть

И
нтернет.

Виртуальное

пространство

и

в

самом

деле

не

делится

на

свое

и

чужо
е,

здесь

не

важна

ни

государственная,

ни

этническая,

ни

половая,

ни

со-
циальная,

ни

возрастная,

вообще



«
никакая
»

принадлежность

пользователя,

кроме

содержания

коммуникации,

обозначаемого

условным

адресом.

В

идеологическом

плане

позитивной

альтернативой

г
лобализму

является

идея

многополярного

мира.

Ее

разделяет

большинство

государств

планеты
:

Рос-
сия,

Китай,

Индия

и

многие

другие.

Немногие

народы

отказались

от

своей

наци-
ональной

самобытности

настолько,

чтобы

их

можно

было

считать

глобалистами,

не

имеющими

с
обственных

устоев.

В

ходе

глобализации

космополитизм

все

глубже

проникает

в

культуру

и

идеологию

государств,

естественно,

сталкиваясь

с

патриотизмом.

Глобализация

разрушает

национальное

государство,

а

космопо-
литизм

объектом

имеет

все

человечество,

любить

и

сопереживать

которому

го-
раздо

сложнее,

чем

народу

или

этносу.

Как

известно,

на

протяжении

многовековой

истории

России

самые

разнооб-
разные

военные

коалиции

стран

Запада

так

и

не

смогли

сломить

ее

мощь.

И

только

стратегия

идеологической

агрессии,

развернув
шаяся

против

нашей

страны

с

середины

50
-
х

годов

ХХ

века,

привела

с

течением

времени

к

небыва-
лому

успеху.

В

результате

этой

агрессии,

насаждения

разрушительных

для

нашего

общества

и

государства

прозападных

идей

и

ценностей,

созданы

немалые

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"


7

Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC
-
BY 4.0)

препятствия

на

пу
ти

самостоятельного

развития

России,

на

котором

она

была

способна

реализовать

потенциал

своего

возрождения.

Оно

возможно

лишь

в

том

случае,

если

Россия

будет

следовать

законам

своего

национального

бытия,

своей

самобытности.

Ядро

русской

духовности,

сформи
рованное

православной

верой

и

классиче-
ской

литературой,

обозначило

русскому

человеку

направленность



каким

он

должен

быть;

призывало

к

работе

над

собственным

совершенствованием,

наце-
ливало

человека

на

экзистенциальные

переживания

и

поиск

ответов

на

традиц
и-
онно

русские

вопросы

(как

жить
,

для

чего

жить

и

т. п.
).

В

противоположность

этому,

идеология

глобализма

предлагает

русскому

человеку

отказаться

от

тради-
ционной

для

него

нормативности

нравственного

самосовершенствования,

как

чего
-
то

отжившего,

устаревшего,

мешающего

человеку

жить

в

удовольствии.

Ему

предлагается

иная

цель:

улучшать

не

себя,

а

лишь

условия

своего

существо-
вания;

стать

на

путь

бесконечного

удовлетворения

своих

стремлений

и

желаний.

Согласно

такому

подходу,

экзистенциальные

вопросы

подменяются

и

ограничи-
ваются

понятием

«
качество

жизни
»
.

В

последние

годы

в

молодежной

среде

появилась

небольшая,

но

вполне

определившаяся

часть

юношей

и

девушек,

которые

включили

патриотизм

в

си-
стему

своих

ценностных

ориентаций.

Только

развивая

чувство

патриотизма

и

любви

к

Родине

можно

обеспечить

будущее

страны.

После

того

как

президент

Владимир

Путин

заявил,

что

национальная

идея

России



это

патриотизм,

комитет

Госдумы

по

безопасности

и

противодействию

коррупции

выступил

с

инициативой

разработки

федерального

закона

«
О

патри-
отическом

воспитании

в

России
»

[
6
]
.

С

подобной

идеей

в

201
3

год
у

выступала

глава

Совета

Федерации

Вален-
тина

Матвиенко.

По

ее

инициативе

Межпарламентская

ассамблея

СНГ

разрабо-
тала

в

201
5

год
у

модельный

закон

«
О

патриотическом

воспитании
»
.

Тогда

ко
ор-
динатором

разработки

этого

закона

выступил

ДОСААФ,

однако,

по

словам

со-
трудников

организации,

в

правительстве

не

увидели

необходимости

в

подобном

законе,

сославшись

на

реализующиеся

государственные

программы

по

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»


8

https://interactive
-
plus.ru

Содержимое

доступно

по

лицензии

Creative Commons Attribution 4.0 license (CC
-
BY 4.0)

патриотическому

воспитанию.

В

настоящее

вре
мя

в

стране

реализуется

госпро-
грамма

«
Патриотическое

воспитание

граждан

Российской

Федерации

на

201
6

2
02
0

год
ы
»
,

координатором

которой

выступает

«
Росмолодежь
»
.

На

сегодняшний

день

в

российском

законодательстве

отсутствуют

нормы,

регулирующие

патриотическо
е

воспитание

граждан.

О
фициальное

закрепление

обяжет

чиновников

всех

уровней

проводить

мероприятия

по

патриотическому

воспитанию,

а

затем

отчитываться

перед

своим

руководством

о

мерах,

предпри-
нятых

в

этом

направлении.

Н
овый

федеральный

закон

будет

соответс
твовать

принятому

ранее

Межпарламентской

ассамблеей

СНГ

закону

от

16

апреля

201
5

год
а.

В

законопроекте

будут

предусмотрены

меры

по

формированию

граждан-
ской

идентичности

и

привитию

молодежи

патриотического

отношения

к

обще-
ству

и

государству.

Основная

задача

закона



способствовать

формированию

национального

самосознания.

О
бязательства

по

патриотическому

воспитанию

граждан

должны

распро-
страняться

на

всё

общество

целиком

и

эту

миссию

должны

нести

все

органы

гос-
ударственной

власти,

образовательные

учреждения

и

некоммерческие

организа-
ции.

Таким

образом,

в

последние

годы

становится

очевидной

необходимость

раз-
вития

в

стране

системы

патриотического

воспитания,

при

помощи

которой

удастся

возродит
ь

к

жизни

всю

систему

образования

в

государстве,

оградить

его

от

внутр
енних

и

внешних

негативных

факторов,

подготовить

к

профессиональ-
ной

деятельности

новые

поколения

молодых

людей,

которые

станут

опорой

для

семьи,

страны,

общества

в

целом.

Список литературы

1.

Даль

В.И.

Толковый словарь живого великорусского языка.


М., 1995.

2.

Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.

Бим
-
Бад.


М.: Большая российская энциклопедия, 2003.

3.

Селевко

Г.К.

Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 2.


М.: НИИ школьных технологий, 2006.



816 с.

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"


9

Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC
-
BY 4.0)

4.

Покровский

Н.Е.

Российское общес
тво на путях глобализации. Человек и
современный мир.



М.: ИНФРА
-
М, 2002.



С. 27

48.

5.

Уткин А. Глобализация: процесс и осмысление.



М., 1998.

6.

[Электронный ресурс].


Режим доступа: http://izvestia.ru/news/603325


Приложенные файлы

  • pdf 83448276
    Размер файла: 383 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий