Контрольный урок Зачёт Зачет. Экзамен. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Музыкальный инструмент». 11. М., 1980. 10. Егоров, Б. Общие основы постановки при обучении игре на баяне. Баян и.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.

м
униципальное бюджетное учреждение

д
ополнительного образования

«
Кораблинская детская музыкальная школа
»







Дополнительная общеразвивающая программа

в области музыкального искусства

«Музыкальный фольклор»

по учебному предмету

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМ
ЕНТ

(
б
аян, аккордеон, гитара)»





(срок реализации программы
-

4года)


















г. Кораблино, 2014г.







2


СТРУКТУ
РА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГ
О ПРЕДМЕТА

I
.

Пояснительная записка

-

Характеристика учебного предме
та, его место и
роль в образовательном
процессе


-

Ср
ок реализации учебного предмета

-

Объ
ё
м

учебного времени, предусмотренный учебным планом школы на
реализацию
учебного предмета

-

Форма провед
ения учебных аудиторных занятий

-


Цели и задач
и учебного пред
мета

-

Структура программы

-

Методы обучения

-

Описание материально
-
технических услов
ий реализации учебного
предмета


II
.

Содержание учебного предмета


-

Требования по годам

III
.

Требования
к уровню подготовки обучающихся


IV
.

Формы и
методы контроля,

система оценок


-

Аттестация
: цели, виды, форма, содержание

-
Контрольные требо
вания на разных этапах обучения

-

Критерии оценки

V
.

Методическо
е обеспечение учебного процесса


-
Методичес
кие рекомендации преподавателям

-
Методические рекомендации по организ
ации сам
остоятельной работы
обучающихся

VI
. Списки рекомендуемой н
отной и методической литературы

-

Списки рекомендуемой
методической и
нотной литературы



3


I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСК
А

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе

П
рограмма по учебному предмету «Музыкальный инструмент

(
баян, аккордеон,
гитара)»,

(далее


Музыкальный
инструмент)
является частью до
полнительной
обще
развивающей программы в области музыкального искусства «
Музыкальный
фольклор
» и разработана на
и с уч
ё
то
м

«Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих
программ в области искусств», утверждённых приказом Министерства культуры
Российской Федерации, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в
области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских
школах искусств
.


Программа направлена на:

-

формирование и развитие творческих способностей обучающегося;

-

расширение музыкального кругозора ученика;

-

овладение осн
овами игры на
б
аяне
,

аккордеоне, гитаре для применения
полученных
дополнительных музыкальных знаний, умений, навыков, как в
индивидуальном, так и в
коллективном (ансамблевом или оркестровом)
музицировании;

-

творческое самовыражение ученика, воспитание в
н
ё
м

психологиче
ской
раскованности,
уверенности в себе, сценической свободы;

-

создание на уроках атмосферы

креативности, созидательности
сотворчества.

Творческая атмосфера на занятиях предполагает активное участие детей в
учебном
процессе. Радость и удовольствие от сов
местного творчества на уроке, с
первых дней
обучения
-

залог интереса к этому инструменту, музыке и способствует
развитию таких
качеств,
как
внимательность,
ответственность, дисциплинированность,
целеустремл
ё
нность
. Полученные на уроках знания и умения, до
лжны помочь
обучающимся в их занятиях по сольфеджио, по специальному инструменту и
4


ансамблю.

Обучение игре на дополнительных музыкальных инструментах включает в
себя
музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры,
овладение
основами акко
мпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и
направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.
Обучающиеся
знакомятся с выдающимися образцами музыкальной ли
тературы, что
наряду с
уроками по специальности, теоретическими дисциплинами способствует
формированию их музыкального кругозора.

Программа по учебному предмету

«Музыкальный инструмент
» предполагает
проведение итоговой аттестации в форме экзамена. Возможн
ы другие формы
итоговой аттестации. При выборе той или иной формы завершения обуч
ения
образовательное учреждение

вправе применять индивидуальный подход.


Срок реализации
учебного предмета


При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент»

со
сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по
четвёртый год обучения составляет 35 недель в год.

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1
-
й год

2
-
й год

3
-
й год

4
-
й год


По
лугодия

1

2

3

4

5

6

7

8


Количество недель

16

19

16

19

16

19

16

19

Аудиторные занятия

16

19

16

19

16

19

16

19

140

Самостоятельная
работа

16

19

16

19

16

19

16

19

140

Максимальная
учебная нагрузка

32

38

32

38

32

38

32

38

28
0

5




Контрольный
урок


Зачё
т



З
ачет


Экзамен




Объ
ё
м

учебного времени, предусм
отренный учебным планом
на реализацию
учебного предмета

«
Музыкальный

инструмент
»


На освоение у
чебного предмета “Музыкальный

инструмент” по учебному
плану
предусматривается

1 час

(в неделю)

п
родолжител
ьность
ю

урока
40 минут.
Общая трудоёмкость учебного предме
та
при 4
-
летнем срок
е обучения составляет
280

часов.

Из них: 140 часа


аудиторные занятия, 140
часа


самостоятельная
работа
.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия пр
оводятся в индиви
дуальной форме, которые строя
тся в
соответствии с

рекомендациями педагога, должны

быть ре
гулярными,
систематическими

и
контролироваться на каждом уроке. В
озможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2
-
х человек) занятий. Индивидуальная и
мелкогр
упповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального
подходов.

Цель и задачи у
чебного предмета

Цели
:

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
сп
особностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниям
и и
представлениями об истории
исполнительства на народных инструментах,
формирования практических
умений и навыков игры на баяне,
аккордеоне,

гитаре.
У
стойчивого интереса к самостоятельной деятельн
ости в области музыкального
искусства. Из поставленной цели вытекают следующие
задачи
:

6




р
азвитие общей музыкальной грамотности обучающегося и расширение
его
музыкального кругозора, а также воспитание в н
ё
м

любви к классической,
народной и
популярной м
узыке

и музыкальному творчеству;



о
птимизация обучения. Помочь реб
ё
нку
, независимо от его природных
данных,
выразить себя в музыкальном исполнительстве, ощутить радость творчества,
разбудить в
н
ё
м

фантазию и любознательность через уроки творчества, гибкую
щадящу
ю форму
контроля, через воспитание интереса к домашнему
узицированию и открытым
выступлениям;




н
аработка комплекса важных практических знаний, умений, навыков игры на
народных
инструментах;



с
тимулирование музыкальных интересов обучающихся, развитие
самосто
ятельности
мышления и тв
орческой инициативы;




с
оздание благоприятного психологического климата, позволяющего получить
радость
от работы с музыкальным

инструментом и г
ордость за полученный результа.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:



сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;



распределение учебного материала по годам обучения;



описание дидактических единиц учебного предмета;



требования к уровню подготовки учащихся;



формы и методы контроля, сис
тема оцено
к
;



методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения


При работе с обучающими
ся педагог использует следующие
методы:

7




словесный (о
бъяснение, беседа, рассказ);



наглядно
-
слуховой метод (показ с демонстрацией
при
ё
мов
, наблюдение);



эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);



практический метод

обучения (
работа на инструменте над упражнениями,

чтением с листа, исполнением му
зыкальных произведений).

Описание материально
-
технических условий
реализации

учебного

предмета

Музыкальный

инструмент”


Материально
-
техническая база ДМШ

соответствует санитарным и
противопожарным
нормам, нормам охраны труда.

В школе искусств созданы ус
ловия для содержания, своевременного
обслуживания
и ремонта музыкальных инструментов

(
баяны, аккордеоны,
гитары, в
том числе соответствующие по размеру
возрасту обучающегося)
.
Каждый учащийся
обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и в
идеозаписей
школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут
пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению
предложенных тем.

Библ
иотечный фонд укомплектован

печатными, электронными изданиями,
учебно
-
методической

и нотной литературой.


II.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА



III
.

ТРЕБОВАНИЯ К

УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

К моменту окончания обучения, у обучающихся должно выработаться
чувство
ответственности за качество освоения программы. При исполнении
музыкального
произведения они должны достигать точности в темпе, ритме,
штрихах, динамике, знать
музыкальную терминологию, осмысленно передавать
содержание музыкального
произведения.

8


Обучающиеся должны развить в себе такие навыки, как

-

самоконтроль, самооценка собственного исполнения музыкального произведения;

-

управление своим мышечно
-
двигательн
ым аппаратом;

-

развивать зрительную, осязательную, слуховую ориентацию в освоении инструмента;

-

хорошо, бегло научиться читать с листа;

-

осмысленно передавать содержание исполняемого произведения;

-

достичь
определ
ё
нного

технического развития;

-

ум
еть планировать свою домашнюю работу;

-

уметь осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;

-

уметь давать объективную оценку своему труду, формированию навыков

взаимодействия с преподавателем и обучающимися в образовательном про
цессе;

-

воспитывать в себе уважительное отношение к иному мнению и художественно
-


эстетическому взгляду, пониманию причин успеха или неуспеха собственной учебной
деятельности.

IV

ОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРО
ЛЯ, СИСТЕМ ОЦЕНОК

Аттестация
: цели, виды, форма, сод
ержание


Оценка к
ачества реализации программы «Музыкальный

инструмент» включает
в
себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль

направлен на поддержание учебной дисциплины, на
ответственную
подготовку домашнего

задания, правильную организацию
самостоятельной работы,
имеет воспитательные цели, носит стимулирующий
характер. Текущий контроль над
работой обучающихся осуществляет
преподаватель, отражая в оценках достижения
ученика, темпы его продвижения в
освоении ма
териала, качество выполнения задания
и.т.п. Одной из форм текущего
контроля может стать контрольный урок без присутствия
комиссии. На основании
результатов текущего контроля, а также учитывая публичные
выступления на
концерте или открытом уроке, выставляет
ся четвертная отметка.
Текущая
аттестация проводится за сч
ё
т

времени аудиторных занятий на вс
ё
м

протяжении
9


обучения.

Промежуточная аттестация

проводится в виде
контрольного урока с
оценкой
в
о
II

полугодии
, в
виде «зачёта» в
IV
, VI полугодиях
сч
ё
т

аудиторн
ого
времени, предусмотренного на учебный предмет
. «Экзамена
» в 8 полугодии.

Обязательным условием

является методическое обсуждение результатов
выступления
обучающихся, оно должно носить аналитический, рекомендательный
характер, отмечать
успехи и перспекти
вы развития
реб
ё
нка
. Промежуточная
аттестация отражает результаты
работы обучающихся за данный период времени,
определяет степень успешности
развития на данном этапе обучения. Концертные
публичные выступления могут быть
засчитаны как промежуточная аттестац
ия.
По итогам проверки успеваемости
выставляется оценка с занесением е
ё

в
журнал, ведомость, индивидуальный план,
дневник обучающихся.

Оценка за год ставится по результатам всех выступлений, включая участие в
концертах, конкурсах.
Зач
ё
ты

проходят в доволь
но мягком режиме.

На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе,
преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного
нотного текста, а также
проверка исполнения гамм, в соответствии с программными
требованиями.

Критер
ии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в
себя методы и средства контроля, позволяющие оценить
приобрет
ё
нные

знания, умения и
навыки.

По итогам исполнения программы на
зач
ё
те

выставляется оценка по
пятибалл
ьной шкале.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку
качества приобрет
ё
нных

обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий и
промежуточный контроль обучающихся нес
ё
т

проверочную, воспитательную и
корректирующую функции, обеспечивающие управлени
е учебным процессом.


10


V
. МЕТОДИЧЕСКО
Е ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО
ГО ПРОЦЕССА

Методические реком
ендации преподавателям

В работе с обучающимися используется основная форма учебной и
воспитательной
работы
-

индивидуальный урок с преподавателем. Он включает
совместную р
аботу педагога и ученика над музыкальным произведением,
проверку домашнего задания,
рекомендации по проведению дальнейшей
самостоятельной работы с целью достижения
обучающимися наилучших результатов
в освоении учебного предмета. Содержание урока
зависит от

конкретных творческих
задач, от индивидуальности обучающихся и
преподавателя.

Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом
на
инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель
должен
вести постоянную
работу над качеством звука, развитием чувства ритма,
средствами
выразительности.

Занимаясь с обучающими необходимо обратить внимание на такие моменты как:

-
организация игро
вого
аппарата;

-

работа над чистой интонацией (мелодической и гармонической), ров
ностью
звучания
музыкального произведения;

-

точностью исполнения штрихов и аппликатуры, раскрывая перед обучающимися
их целесообразность и выразительность в передаче музыкального произведения;

-

знакомить обучающихся с автором, эпохой, содержанием, форм
ой, стилем
изучаемого
произведения;

-

развивать технику чтения с листа;

-

научить грамотно, самостоятельно делать разбор музыкального произведения;

-

совершенствовать техническое развитие обучающихся;

-

воспитывать исполнительский опыт в присутствие зр
ителей (родители,
одноклассники).

Методические рекомендации по организации сам
остоятельной работе
обучаю
щихся

11


Самостоятельные

занятия должны быть построены таким образом, чтобы
при
наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть
осознанными
и результативными.






VI
. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМ
ОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕ
СКОЙ

Методическая литература

1.

Акимов, Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на бая
не.
М.,
Советский композитор, 1980
.

2.

Акимов, Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия
исполнителя
-

баяниста.
Баян и баянисты. Вып.
4. М:

Музыка, 1978
.

3. Браудо, И.А. Артикуляция: о произношении мелодии. Л: Музыка, 1973.

4. Власов, В.П. Методик
а работы баяниста над полифоническими
произведениями: учеб. пособие для муз. вузов и муз. уч
-
щ. М., РАМ им. Гнесиных,
2004.

5.
Гвоздев, П
. Принципы образования звука на баяне и его извлечения // Баян
и баянисты: сб. статей. Вып. 1. М., 1970.

6. Гвоздев, П.

Работа баяниста над развитием техники. Баян и баянисты: Сб.
статей. Вып. 1. М., 1970.

7. Говорушко, П.И. Об основах развития исполнительских навыков баяниста //
Методика обучения игре на народных инструментах. Сост. П.Говорушко.
Л:Музыка, 1975.

8. Голубов
ская, Н.И. О музыкальном исполнительстве. Л: Музыка, 1985.

9.
Егоров, Б. Средства артикуляции и штрихи на баяне // Вопросы
профессионального воспитания баяниста: Труды ГМПМ им.Гнесиных. Вып.48.
12


М., 1980.

10. Егоров, Б. Общие основы постановки при обучении
игре на баяне. Баян и
баянисты. Вып. 2. М.,1974.

11. Крупин, А. О некоторых принципах освоения современных приёмов
ведения меха баянистами. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6. Л.,1985.

12. Липс, Ф. Искусство игры на баяне. М: Музыка, 1985.

13. Мотов, В
. Простейшие приёмы варьирования на баяне или аккордеоне.
М:Музыка,1989.

14. Мотов, В. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху (баян,
аккордеон). М:Кифара, 2002.

15. Основы начального обучения игре на баяне. А. Судариков. М: Музыка,
1978.

16. Пур
иц, И. Методические статьи по обучению игре на баяне. М:
Композитор, 2001.

17. Чернов, А. Формирование смены меха в работе над полифонией. Баян и
баянисты. Вып. 7. М:1987.

Нотная литература для баяна

1.

Альбо
м начинающего баяниста.Вып.1
-
37.
-
М:
Совет
ский композ
итор, 1971
-
1988.

2.

Бер
ежков, В. Пьесы для баяна,

СПб:

Композитор,

2004
.

3.

Звучала музыка с экрана. Песни из отечественных фильмов. Выпуск
и 1,2,3,4,
5 (Баян).
-

СПб.:Композитор, 2002
-
2005.

4.

Лихачёв
, С.
Эстрадные мини
атюры
. Выпуск 1. (Бая
н).
-
СПб.: Композитор,
199
8.

5.

Лихачёв
, С. Эстрадные миниатюры

для баяна. Выпуск 1
,2.
-
СПб.:
Ко
мпозитор, 2002.

6.

Репертуар баяниста.Вып.3,5,6,8,12.
-
М.:
Советс
кий композитор, 1966,1967.

7.

Скуматов, Л. Популярные мелодии (Баян).
-
СПб.:
Композитор
, 2001.

13


8.

Учебный репертуар для ДМШ
1,2,3,4,5

клас
с
ы; издание девятое.
-
Киев:
Музыкальная Украина,

1977.

9.

Хрестоматия для баяна. Часть 2, 2 год

обучения. Музыка народов мира.
-
СПб.: Композитор, 2007.

10.

Хрестоматия для баяна. Часть 3, 3 год

обучения. Музыка народов мира.
-
СПб.: Композитор
, 2
007.

11.

Хрестоматия дл
я
баяна. Выпуск 3. 3 кл. ДМШ.
-
СПб.:
Комп
озитор, 2006.

12.

Хрестоматия для баяна. Вып. 1. Младшие классы ДМШ.
-
СПб.:
К
омпозитор, 2002.


13.

Черняев, В. Популярная музыка для баяна.
-
СПб.:Композитор, 2008.

14.

Этюды для баяна. Состав. Грачев.
-

М.,1980.

15.

Этюды для баяна на раз
ные виды техники 1
,2,3,4,5

класс
ы. Ред. состав.
Н.Нечипоренко, В. Угринович.
-
К.:
Му
з. Украина, 1975.

Нотная литература для аккордеона

1. Бах,И. Маленькие прелюдии и фуги/ под ред. Н. Рукавишникова.
-
М.:
Музыка, 1989.


2. Вальс, танго, фокстрот: для аккордеона или баяна/ Сост. И.Савинцева.
-
М.:Музыка, 1987.

3
. Грачёв, В. Аккордеон в музыкальной школе.
-

М.: Сов. Ком., 1981

4
. Доренский, А. Эстрадно
-
джазовые сюиты. 1
-
3 классы /

А. Доренский.
-

Ростов
-
на
-
Дону:Феникс, 2008.



5
.Звучала музыка с экрана. Вып. 1
-
5/состав. Л. Скуматов.
-

СПб.: Композитор,
2001.




6
.Композиции для аккордеона/Сост. В.Ушакова. Вып. 1
-
3, 5
-
10.
-

СПб.:Композитор, 1998, 1999.

7
. Концертный репертуар аккорд/Сост. Ю.Дранга.
-
М.: Музыка, 1990.

8
. Музыка советской эстрады. Вып. 1, 2 /Сост. М.Двилянский.
-

М.:Музыка,
1983, 1984.

14


9
. Полифонические пьесы для баяна. Вып.1,2/Сост. В. Агафонов, В.Алёхин.
-

М.:Советский композитор, 19
71.

10
. Полифонические пьесы И.С.Баха и его сыновей/ Сост. Ю. Лихачёв.
-

Л.:
Музыка, 1988.

11
. Просчитай до трёх. Эстрадные композици
и для дуэта аккордеонистов/
Сост. В.Ходукин.

СПб.:Композитор, 1999.


12
. Хорошее настроение. / Сост. А.Дмитриева.
-
Л.: Музыка, 1990.



13
. Хрестоматия аккордеониста. 1
-
3 классы. / Сост. В.Мотов, Г.Шахов.
-

М.:Кифара,2002.

14
. Хрестоматия аккордеониста.3
-
4кл./Сост.Ю.Акимов.
-
М.:Музыка, 1970.


15
. Школа игры на аккордеоне. /Сост. П.Лондонов.
-

М.: Кифара, 2007.

16
.Эстрадные миниатюры для аккордеона и баяна. Вып 1, 2/ Сост. С.
Лихачёв.
-

СПб.:Композитор, 2002.

Нотная литература для гитары

1.А
гуадо Д. Этюды для
шестиструнной гитары / Ред. Х. Ортеги. М., 1979.

2.Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко.
М., 1989.


3
.Брауэр Л. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко.
М., 1986.

4
.Вила
-
Лобос Э. П
роизведения для шестиструнной гитары / Сост. В.
Максименко. М., 1984, 1988.

5
.Восемь пьес для шестиструнной гитары / Аранж. А. Иванов
-
Крамской. М.
-

Л., 1946. 8.Иванов
-
Крамской А. Пьесы для шестиструнной гитары. М.
-

Л., 1947.

6
.Из репертуара А. Иванова
-
Кр
амского: Произведения для шестиструнной
гитары. / Сост.
Н. Иванова
-
Крамская. М., 1983.

9
.Карулли Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары /
Сост. И.
Поликарпов. М.,1972.

10
.Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть 1/ Сост. и ред. А.
15


Г
итман. М.,
1997.

11
.Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1 / Сост. А.
Гитман. М.,
1998.

12
.Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2 / Сост. А.
Гитман. М.,
2002.

13
.Морено
-

Торроба Ф. Произведения для шестиструнной гит
ары / Сост. Е.
Ларичев. М., 1981, 1984.

14
.От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. и
ред. И.
Пермяков. Л., 1986.

15
.Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып.
l

/ Сост. Я.
Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1
970

22.Педагогический репертуар гитариста. Вып.
l
. Для 4 класса ДМШ / Сост. А.
Иванов
-

Крамской. М.,1966.

25.Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ:
Пьесы
и этюды для шестистр
унной гитары. Вып. 1 / Сост. А.
Гитман. М.,




Приложенные файлы

  • pdf 83388230
    Размер файла: 563 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий