11.Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. 12.Тютюнникова Т.Э. Доноткино. 13.Тютюнникова Т.Э. Доноткино.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города Магнитогорска
«Детская школа искусств № 6»
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Рабочая программа учебного предмета
В.02.УП.02 «Шумовой оркестр»
по дополнительным предпрофессиональным
общеобразовательным
программам в области музыкального искусства
«Духовые и ударные инструменты»,
«Народные инструменты»
Срок обучения 8 лет (с дополнительным годом обучения)
2014 г.

Содержание
Пояснительная записка......................................................................................4
I. Учебно-тематический план............................................................................5
II. Содержание учебного предмета...................................................................5
Ш. Требования к уровню подготовки обучающихся..................................... 7
IV. Формы и методы контроля, система оценок.............................................8
V. Методическое обеспечение учебного процесса.........................................8
Список литературы............................................................................................8
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Шумовой оркестр» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства.
Учебный предмет «Слушание музыки» входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки». Слушание музыки является необходимой дисциплиной, которая направлена на развитие первичных навыков по анализу музыкальной ткани. Слушание музыки способствует музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формирует художественный вкус, эмоциональную отзывчивость. Слушание музыки находится в непосредственной связи с такими учебными предметами, как «Сольфеджио» и «Музыкальная литература», а также является базовой составляющей для последующею изучения учебных предметов в области музыкального исполнительства.
Срок освоения программы «Слушание музыки» составляет 3 года.
При реализации учебной программы максимальная учебная нагрузка составляет 147 часов. Из них на аудиторные занятия отведено 98 часов.
Основной формой проведения уроков являются мелкогрупповые занятия педагога с учащимися.
Цель учебного предмета: введение ребёнка в мир музыки, её выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и увлекательной для этого возраста форме. Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков у детей школьного возраста является одним из важнейших факторов, определяющих в дальнейшем успех музыкального образования. Развитие музыкального слуха, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как часть его духовной культуры в будущем.
Задачи учебного предмета:
- формировать чувство коллективизма, начальные навыки и умения игры в ансамбле
-помогать преодолеть неуверенность и робость, расширять музыкальный кругозор
-развивать эмоциональную отзывчивость, формировать способность проявлять сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
- развивать природные способности (чувство ритма, музыкальную память, мышление, воображение и др.);
- уметь слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре
- развивать художественный вкус, творческую инициативу детей
Структура программы включает в себя: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, систему оценки, методическое обеспечение учебного предмета, список литературы.
«Пояснительная записка» содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объем учебного времени, цель и задачи предмета. Раздел «Учебно-тематический план» включает в себя последовательность изучения тем программ с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета. В разделе «Содержание учебного предмета» представлены важнейшие направления работы по предмету: слушание музыкальных произведений и начальный анализ, устный рассказ с минимальным анализом особенностей музыкального произведения. В разделе «Формы и методы контроля, система оценки» сформулированы требования к организации и форме проведения текущего, промежуточного и итогового контроля. В разделе «Методическое обеспечение учебного процесса» даны методические рекомендации педагогическим работникам, обоснование методов работы по основным направлениям. «Список литературы» состоит из перечня учебной и методической литературы.
Для реализации учебной программы «Слушание музыки» материально-техническое обеспечение включает в себя:
- библиотечный фонд, укомплектованный необходимой учебной, нотной и методической литературой, аудио- и видеозаписями;
- учебные аудитории для мелкогрупповых занятий, оснащенные доской, пианино, музыкальным центром.
I. Учебно-тематический план
1 класс
№ п/п Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Аудиторные занятия
1 Развитие чувства равномерной метрической пульсации в размерах 2/4 Урок 5
2 Метрическая сетка. Базисная партитура
Урок 5
3 Понятие: сильная и слабая доли, ударный и безударный слог. Ровное чередование длительностей..Урок 8
4 Сильная и слабая доли. Игра простых ритмов в унисон, синхронное исполнение. Урок 8
5 Творческие занятия Урок 4
6 Концертные номера Урок 2
Итого 32
2 класс
№ п/п Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Аудиторные занятия
1 Развитие чувства равномерной метрической пульсации в размерах 2/4 и 3/4 Урок 5
2 Метрическая сетка. Базисная партитура в размерах 2/4 и 3/4 Урок 5
3 Тактирование в размерах 2/4 и 3/4 Урок 8
4 Длительности четвертная, восьмая, половинная, пауза четвертная. Ритмические эталоны. Урок 8
5 Творческие занятия Урок 5
6 Концертные номера Урок 2
Итого 33
3 класс
№ п/п Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Аудиторные занятия
1 Развитие чувства равномерной метрической пульсации в трех видах размеров Урок 2
2 Метрическая сетка. Базисная партитура в размерах 2/4, ¾, 4/4 Урок 2
3 Тактирование в размерах 2/4, ¾, 4/4 Урок 2
4 Длительности шестнадцатые, пунктирный ритм, синкопа Урок 4
5 Чтение и запись ритмических партитур Урок 7
6 Речевой, двигательно-речевой, ритмический канон Урок 7
7 Творческие занятия Урок 7
8 Концертные номера Урок 2
Итого 33
II. Содержание учебного предмета
1 класс
Одной из главных задач этого года является необходимость дать детям представление о коллективных формах музицирования и активном их участии в этом процессе. Вся работа с детьми имеет форму устного музицирования. Разучивание и запоминание исполняемых моделей происходит на слух. Детьми используются только шумовые инструменты. Важнейшее внимание здесь уделено метроритмическому воспитанию. Средства, используемые в работе с детьми – музыка, речь, движение.
Теория: дать представление о метроритмической организации музыки, познакомить на практике с понятиями метрический пульс, сильная и слабая доли; темп медленный и средний; длинные и короткие звуки; динамические оттенки громко и тихо.
Воспитание метроритмического чувства: научить слышать и ощущать метрическую пульсацию музыки различного характера и темпа, осознанно выделять на слух сильную долю в двухдольном размере (показ в движениях). Учить слышать и исполнять базисную партитуру.
Воспитание интонационного, звуковысотного и тембрового слуха: дать представление о высоких, средних и низких звуках; познакомить детей с тембрами шумовых инструментов.
Творческое музицирование: побуждать детей принимать активное участие в играх звуками, тембрами, ритмами, движениями. Придумывать простейшие ритмические аккомпанементы с помощью «звучащих жестов» и переносить их на шумовые инструменты. Всевозможными способами развивать воображение, фантазию и изобретательность.
Концертное музицирование: разучить 4 произведения и исполнить их на детских праздниках. Дать детям представление о концертном качестве исполнения, воспитывать внимание, слуховой контроль, выдержку.

2 класс
Второй год обучения предполагает закрепление знаний и умений, полученных ранее. Наряду с устной формой музицирования, прибавляются различные способы моделирования ритма (графический, двигательный, слоговый). Разучивание исполняемых моделей ведется по одно- и двустрочной ритмической партитуре. К шумовым добавляются мелодические инструменты. Начинается знакомство с названием и расположением нот.
Теория: продолжать работу над понятиями метрический пульс, акцент, сильная и слабая доли; размеры, тактирование в них; темп медленный, средний, быстрый, ускорение и замедление темпа; длительности четверть, восьмая, половинная, четвертная пауза; Динамические оттенкиforte, piano, crescendo, diminuendo; повторение (остинато, реприза).
Воспитание метроритмического чувства: учить определять на слух музыкальный размер и тактировать его; Исполнять ритмические эталоны, комбинации из них в игре «эхо» и как остинатные аккомпанементы к пению, речи, танцевальной музыке.
Воспитание интонационного, звуковысотного и тембрового слуха: дать детям представление о музыке как о языке, на котором можно разговаривать с помощью музыкальных слов. Использовать речевые упражнения как мостик к интуитивному пониманию выразительных возможностей различных музыкальных средств: темпа, тембра, динамики, агогики, артикуляции, звуковысотной линии, фразировки. Учить интерпретировать текст, декламируя его в разных темпах, тембрах, размерах и т.п.
Дать представление об общем направлении звуковысотной линии: вверх-вниз. Научить ориентироваться в звукоряде металлофона и ксилофона. Познакомить с названиями нот, играть на инструментах песенки по гамме и песенки-ритмы на одном звуке со словами и нотами (на слух).
Творческое музицирование: учить придумывать и импровизационно (спонтанно) обращаться со знакомым материалом. Продолжать побуждать детей принимать активное участие в играх звуками, тембрами, ритмами, движениями. Придумывать простейшие ритмические аккомпанементы с помощью «звучащих жестов» и переносить их на шумовые инструменты. Всевозможными способами развивать воображение, фантазию и изобретательность.
Концертное музицирование: разучить 4-6 произведений и исполнить их на детских праздниках.

3 класс
Именно на третьем году обучения, используя активные «словари» элементов музыкального языка, накопленные детьми в предыдущие два года, можно реально организовать творчески-импровизационную работу. Она должна стать превалирующей формой деятельности на занятиях. Третий год обучения предполагает знакомство детей с записью высоты и длительности звуков для расширения их возможностей музицирования. Необходимость эта обусловлена широким применением для работы звуковысотных ударных инструментов – металлофонов, ксилофонов. Здесь также важное внимание уделяется дальнейшему метроритмическому воспитанию.
Теория: познакомить детей с записью высоты звуков, используя песенки-попевки из 2-3 звуков, затем с полным звукорядом мажорной гаммы. Дать графическое представление об общем направлении мелодического движения. Познакомить с понятиями гамма, тоника, трезвучие, октава, канон.
Воспитание метроритмического чувства: продолжать работу по воспитанию чувства метра, используя для этого более сложную музыку. Добиваться точного слышания, умения отмечать ритмический пульс и сильную долю в музыке различного темпа и характера, а также свободного владения ритмами второго года обучения. Учить исполнять усложненную базисную партитуру с введением в нее ритмических остинато, слышать простейшую полиритмию, исполнять речевые и двигательно-речевые каноны. Развивать умение придумывать и составлять сложные аккомпанементы с использованием «звучащих жестов» на 2-4 такта. Осваивать на слух исполнение новых ритмов: шестнадцатых, пунктирный ритм, синкопа.
Воспитание интонационного и звуковысотного слуха: продолжать развивать интонационный слух в речевых упражнениях, вокализации бытовой речи, речитации, учить петь и играть на ксилофонах песенки-попевки со словами и названиями нот, петь более сложные песни с остинатным аккомпанементом шумовых инструментов.
Творческое музицирование: создавать условия, ситуации для творческих проявлений детей. Поощрять всеми способами их инициативу. Учить спонтанно использовать ритмические эталоны и мелодические комбинации звуков в пределах звукоряда для составления аккомпанементов, мелодизации текстов. Продолжать развивать фантазию и воображение в игре звуками, тембрами, ритмами, учить разворачивать и расширять форму, придумывать «спонтанные» звуковые композиции и графические записи к ним. Озвучивать темброво-ритмические стихи и сказки, уметь по-разному интерпретировать это звучание. Развивать умение экспромтом принять участие в бытовом музицировании, проявлять при этом выдумку, юмор и изобретательность.
Концертное музицирование: выучить 3-4 произведения для публичного исполнения, использовать выступления для совершенствования навыков коллективной игры. Поощрять стремление детей к концертным выступлениям, учить вести себя на сцене.
Ш. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения учебной программы «Шумовой оркестр» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- наличие первоначальных знаний о музыке как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе - о музыкальных инструментах, в т.ч. шумовых, оркестровых исполнительских коллективах, основных жанрах;
- способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств;
- первоначальные представления об особенностях музыкального языка и средствах музыкальной выразительности;
-метроритмику (размеры 2/4, ¾, 4/4; длительности половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая, паузы).
должны уметь:
- читать нотный текст;
- ритмическую партитуру;
- играть на всех видах шумовых инструментов;
- элементарно музицировать.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Оценка качества учебного предмета является составной содержания учебного предмета и включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке. Кроме того, в рамках текущего контроля проводятся контрольные уроки. Текущий контроль успеваемости учащегося направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, на повышение уровня освоения текущего учебного материала. На основании результатов текущего контроля выставляются четвертные, полугодовые, годовые оценки.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков в конце I и II полугодия в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Итоговая аттестация по предмету «Шумовой оркестр» проводится в форме контрольного урока в 3 классе.
Качество подготовки обучающихся при проведении текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации оценивается в баллах: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно).
При выставлении итоговой (переводной) оценки учитывается:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка, выставленная на контрольных уроках;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Предмет «Шумовой оркестр» занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, так как именно младший школьный возраст является самым благоприятным для активного эмоционального общения со звучащей музыкой. От педагога требуется хорошее знание психологии детей, умение вызвать у них интерес к общению, использование жизненного опыта детей, их представлений о мире. Групповая форма учебной работы с учащимися, дает возможность педагогу включить в нее всех детей, освоение учащимися комплекса знаний, приобретение ими умений и навыков.
VI Список литературы
Список методической литературы
1.Асеев В. Возрастная психология. Учебное пособие – Иркутск: ИГПИ, 1989 – 194 с.
2.Баренбойм Л.А.Карл Орф и институт его времени. – в кн.: Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М.: 1978, с 29.
3.Белкина В.Н., Васильева Н.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль: Академия развития, 2001.
4.Бублей С. Детский оркестр. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1989 – 109 с.
5.Бугаева, З. Н. Музыкальные занятия в детском саду [Текст] / З. Н. Бугаева. - М.: АСТ: Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с.
6.Давыдова, М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы [Текст] / М. А. Давыдова. – М.: ВАКО, 2006. – 240 с.
7.Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для восп. и муз. рук.д/с. – М.: Просвещение, 1990.
8.Майзингер С.Ю. Знакомство с жанрами детского фольклора: методическое пособие / КГБОУ СПО «Красноярский колледж искусств имени П.И. Иванова-Радкевича». – Красноярск: Рекламно-полиграфический центр «Торос», 2010. – 68 с.
9.Немов Р., Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3-х книгах. Кн.2 Психология образования – изд. 2-е. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995 – 496 с.
10.Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. По ред.Л.А. Баренбойма. Л.: Музыка, - 1970 – 160 с.
11.Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа.
12.Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 1. М.: Педагогическое общество России, 2005 – 59 с.
13.Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 2. М.: Педагогическое общество России, 2005 – 90 с.
14.Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1 Игры звуками. – 98 с.
15.Тютюнникова Т.Э. Под солнечным парусом или полёт в другое измерение: Учебно-методическое пособие для начального музыкального обучения. – СПб.: издательство «Музыкальная палитра», 2008. – 68 с.

Учебная литература
1.Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П., На лугу. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников, М.: ВЛАДОС, 1999 – 125 с.
2.Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П., Осень золотая. В двух частях. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников, М.: ВЛАДОС, 2000 – 125 с.
3.Бублей С. Детский оркестр. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1989 – 109 с.
4.Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н., Музыка в детском саду (Старшая группа) Песни, пьесы, игры. М.:Музыка, 1986 – 125 с.
5.Колокольчики. Песы для детских музыкальных инструментов и фортепиано / В помощь воспитателям детских садов. Составитель Л.М. Архипова. – СПб.: Композитор, 1998. – 34 с.
6.Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 1. М.: Педагогическое общество России, 2005 – 59 с.
7.Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 2. М.: Педагогическое общество России, 2005 – 90 с.
8.Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1 Игры звуками. – 98 с.
9.Тютюнникова Т.Э. Весёлая шарманка. Шумовой оркестр для детей. М., 2007
10.Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа.
11.Оркестр в классе. Вып.1. Сост. И. Лаптев. М.: Музыка, 1991 86 с.
12.Оркестр в классе. Вып.2. Сост. И. Лаптев. М.: Музыка, 1991 46 с.
13.Оркестр в классе. Вып.3. Сост. И. Лаптев. М.: Музыка, 1991 50 с.
14.Орф К. Музыка для детей. 1951.. , 2011 г.
15.Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры / Е.А. Поддубная - Ростов н/Д: Феникс. – 39 с. – (Школа развития).
16.Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Пособие для музыкальных руководителей. Изд.2-е. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2005 – 58 с.

Приложенные файлы

  • docx 83349173
    Размер файла: 220 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий