Н.П. «Тум балалайка» обр. А.Шалова. Е.Поплянова регтайм «Счастливые башмачки». Примерный репертуар Академического концерта. «Финская народная песня» обр. Ученик с первых шагов учится слушать и создавать музыку, у него



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
Им. П.А.Серебрякова»
ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
АНСАМБЛЬ
ПО.01.УП.02.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
/Домра, Балалайка, Гитара, Баян, Аккордеон/
срок обучения 4 года
с дополнительным годом обучения
Санкт-Петербург 2012

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Требования по годам обучения;
ансамбль класса домры
ансамбль класса балалайки
ансамбль класса гитары
ансамбль класса баяна и аккордеона
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы ансамбля домры;
- Список рекомендуемой нотной литературы ансамбля балалайки;
- Список рекомендуемой нотной литературы ансамбля гитары
- Список рекомендуемой нотной литературы ансамбля баяна и аккордеона
- Список методической литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» составлена на основании федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Современная музыкальная педагогика наряду с индивидуальным подходом к учащимся, который является основным в работе по специальности, уделяет всё больше внимания различным формам коллективного музицирования (дуэты, ансамбли, оркестры, аккомпанемент).
Современная музыкальная педагогика наряду с индивидуальным подходом к учащимся, который является основным в работе по специальности, уделяет всё больше внимания различным формам коллективного музицирования (дуэты, ансамбли, оркестры, аккомпанемент).
В традиционной практике работы ДШИ длительное время преобладал акцент на развитие у детей сольных исполнительских качеств, что приводило к односторонности музыкального развития, ограниченности муз.кругозора.
Формирование потребности коллективногомузицирования – одна из главных задач современной музыкальной педагогики. Работа над развитием навыков ансамблевого музицирования становится центральным звеном общего музыкального образования, в котором пересекаются профессиональные интересы преподавателя с запросами детей и их родителей, что в дальнейшем должно иметь практическое применение в жизни ребенка и после окончания музыкальной школы.
Основной целью программы ансамблевое музицирование и ансамбль больших форм является развитие у детей элементарных навыков коллективного музицирования, формирование творческого отношения к процессу, слуховой и зрительный контроль над звукоизвлечением в коллективе.
Роль ансамбля в современной жизни музыкантов- народников очень высока. Солистами становятся единицы, а совместное творчество- это перспективный путь развития. И, безусловно, начинать учиться играть вместе нужно с младших классов музыкальной школы. В настоящее время проводится множество конкурсов, фестивалей, нотные издания, современные сочинения, переложения классиков позволяют разносторонне реализоваться в этой области.
Следует учитывать и воспитательную роль ансамблевого класса: здесь создается благоприятная почва для проявления чувства товарищества, коллективной ответственности за выполняемое дело. Участие в ансамбле прививает детям чувство коллективизма, повышает общую дисциплинированность. Юный ансамблист обогащает свой кругозор, оттачивает профессионализм, эстетический вкус, повышая, таким образом, своё общее развитие.
Таким образом ансамблевое музицирование является эффективной, актуальной и востребованной формой приобщения детей к музыкальному искусству. Оно даёт возможность каждому ребёнку проявить свои способности в коллективном муз.сотрудничестве и сотворчестве в соответствии со своим уровнем подготовки и природными данными.
Сроки реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета- 4 года 2-5 класс.
С дополнительным годом обучения (6 класс) – 5 лет.
Форма проведения учебных аудиторных занятий мелкогрупповая от 2-х учащихся.
К реализации учебного предмета «Ансамбль» могут привлекаться обучающиеся по ОП «Фортепиано. В связи с подготовкой к фестивалям и конкурсам целесообразно использовать межпредметные связи («Концертмейстерский класс», «Ансамбль» по ОП «Фортепиано»).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
класс Нагрузка в неделю Общий объем времени в часах
Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия Консультации
2 класс 1 час 66 33 33 2
3 класс 1 час 66 33 33 2
4 класс 1 час 66 33 33 2
5 класс 1 час 66 33 33 -
6 класс 2 часа 132 66 66 2
По 5 летнему 264 132 132 6
По 6 летнему 396 198 198 8
Концертмейстерские часы предусматриваются по учебному предмету «Ансамбль» класса домры, балалайки в объеме до 100% аудиторного времени.
Концертмейстерские часы по предмету «Ансамбль» класса гитары, баяна, аккордеона не предусмотрены.
Объем самостоятельной работы обучающимися в неделю по УП «Ансамбль» в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования, планируется 1 час в 9 классе 2 часа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий:
Форма проведения учебных аудиторных занятий мелкогрупповая от 2-х учащихся.
Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
По учебному предмету "Ансамбль " к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства.
К реализации учебного предмета «Ансамбль» могут привлекаться обучающиеся по ОП «Фортепиано». В связи с подготовкой к фестивалям и конкурсам целесообразно использовать межпредметные связи («Концертмейстерский класс», «Ансамбль» по ОП «Фортепиано»).
Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
Цели и задачи учебного предмета
Цель:
- эстетическое воспитание, духовно-нравственное развитие детей
- овладение учащимися духовными и культурными ценностями народов мира
- развитие навыков коллективного музицирования, освоение общих принципов игры в ансамбле (общее дыхание и цезуры, ритмическая организация, динамическое и тембровое распределение звучности, восприятие и реализация записи нот в партитурном записи)
- ансамблевой игрой привитие детям навыков владения инструментом, развитие их музыкального слуха
- расширение музыкального кругозор, повышая, таким образом общее развитие
- воспитание слухового и зрительного внимания над звукоизвлечением в коллективе
-правильное формирование репертуара учащихся, обогащая его переложениями и аранжировками различных произведений.
Направленность - художественно эстетическая.
Коллективные формы работы выявляют целый ряд дополнительных резервов муз . воспитания, связанных в первую очередь с нравственным воспитанием. Ансамбли позволяют объединить юных музыкантов, это дает возможность ученику ощутить результат работы – широкий общественный резонанс выступлений. Это имеет большую педагогическую ценность. Таким образом обучение становится более интересным и целенаправленным. Коллективный характер работы при разучивании и исполнении произведений, общность целей и задач, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности делают класс ансамбля наиболее эффективной формой учебно-воспитательного процесса.
При этом педагог выступает не только как вдохновитель, организатор, но и как участник совместного творческого процесса. Педагог и ученик предстают как равноправные партнёры творческогомузицирования. Программа представляет возможность сделать результаты учебной работы начинающих музыкантов востребованными в живой концертной практике
Задачи учебного предмета
Образовательные:
Знакомство с репертуаром. Оригинальные произведения, переложения и современная музыка для балалайки, домры и гитары.
Образное восприятие и выразительное исполнение
Освоение закономерностей музыкальной композиции
Формирование основных навыков ансамблевого музицирования:
- взаимной координации
- ритмической согласованности
- точное соблюдение пауз
- динамического равновесия
- единства фразировки
- навыков совместной игры
- понимание роли и значения исполняемой партии
- единство темпа
- точное соблюдение штрихов
- согласованность приёмов звукоизвлечения.
Развивающие:
Создать условия для развития муз.способностей: муз. памяти, ритмической дисциплины
Содействовать развитию образного мышления, фантазии, воображения, эмоционального восприятия музыки, культуры чувств.
Способствовать развитию осмысленного выразительного исполнения.
Сформировать умения и навыки выступления на сцене.
Сформировать навыки самостоятельной работы.
Ожидаемый результат.
Обучение в классе ансамбля позволяет:
- охватить широкие репертуарные пласты инструментальной музыки от старинной до современной;
- заложить навыки, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности в качестве ансамблиста. Для тех кто не станет профессиональным музыкантом, игра в ансамблях может послужить основой для домашнего музицирования, для «создания музыкальной среды»;
-практически ознакомить ученика с различными инструментами.
Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала партий);
наглядный (показ, демонстрация отдельных частей произведения);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
коллективный подход к ученикам с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на сложившихся традициях ансамблевого исполнительства инструменталистов.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Для реализации программы требуется: просторная аудитория, инструменты, стулья, пульты, фортепиано (рояль), учебные и нотные пособия, аудиозаписи, проигрывающая аппаратура, ксерокс, типовой дневник, подставка для ноги(15-20 см.), паралоновая подстилка под инструмент (20х20 см.).
Аудиторные занятия проводятся в классе № 40, № 22, № 23, № 25, № 6
Репетиции и выступления – Концертный зал. Малый зал.
Учебные аудитории соответствуют санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда с соблюдением своевременных сроков текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Материально-техническая база ДШИ им. П.А.Серебрякова соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со звукотехническим оборудованием, учебной мебелью, наглядными пособиями, учебной и методической литературой, периодикой; библиотека, малый и большой концертные залы; инструментарий, пианино, рояли. Созданы все материально-технические условия для реализации программы «Народные инструменты» в соответствии с установленными Федеральными государственными требованиями.
Содержание учебного предмета
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета:
класс Нагрузка в неделю Общий объем времени в часах Промежуточная
аттестация
Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия Консультации 2 класс 1 час 66 33 33 2 Академический концертII пол.
3 класс 1 час 66 33 33 2 Академический концерт II пол
4 класс 1 час 66 33 33 2 Академический концерт II пол
5 класс 1 час 66 33 33 - -
6 класс 2 часа 132 66 66 2 Академический концерт II пол
По 5 летнему 264 132 132 6 По 6 летнему 396 198 198 8 * Консультации проводятся рассредоточено или в счет резервного времени.
Учебный предмет Ансамбль в классах домры, балалайки, гитары, баяна, аккордеона вводится со2 класса по 5 летней программе обучения, с дополнительным годом обучения – 6 класс, обязательной части образовательной программы «Народные инструменты»
. Срок реализации программы учебного предмета Ансамбль для детей поступивших в I класс в возрасте от десяти лет до двенадцати лет
Составляет - 4 года,
с дополнительным годом обучения (6 класс) –5 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета:
Максимальная учебная нагрузка –264 часа, с учетом 6 класса -396 часов.
Внеаудиторная нагрузка -132 часа, с учетом 6 класса- 198 часов.
Аудиторная нагрузка – 132 часа, с учетом 6 класса- 198 часов.
Объем знаний, умений и навыков, приобретаемых обучающимся в процессе освоения учебного предмета:
- знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерныхдля ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;
-знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения в ансамбле/оркестре на инструменте;
- умения чтения нотного материала с листа;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкальногопроизведения в коллективе;
- умения взаимодействовать друг с другом при исполнении произведения;
- навыков публичных выступлений (ансамблевых).
В течение полугодия пройти 2-3 несложных пьесы, умение организовать неотрывность взгляда от нотного текста, т.е. играть не глядя на руки, ориентировка на ощупь. Умение синхронно брать звуки на инструментах вдвоём, динамическое равновесие, штрихи и приёмы звукоизвлечения.
Проигрывание произведения целиком, анализ, поиск кульминации, выразительность исполнения.
Качество исполнения (чистота, ритмическая организация, аппликатурная дисциплина), интонационная проработка, овладение основными штрихами (легато, стаккато, нон легато), выразительность исполнения, раскрытие художественного образа.
2. Требования по годам обучения
Примерный ансамблевый репертуар, возрастающий по уровню сложности:
2.1. Ансамбль в классе домры
Рекомендуемый репертуар для 2 класса:
Украинская нар. Песня «Веселые гуси» обр. М.Красева«Савка и Гришка»обр. М.КрасеваФилипенко «Цыплятки»
Русская нар. Песня «Во саду ли, в огороде»
М.Качурбина «Мишка с куклой»
Чешская нар. Песня «А я сам»
Примерный репертуар Академического концерта
Чешская нар. Песня «А я сам»
Объем учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
Максимальный- 66 часов
Аудиторный – 33 часа,
Внеаудиторный – 33 часа
Самостоятельная работа обучающихся в программе учебного предмета:
-выполнение домашнего задания,
-посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
-участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
Рекомендуемый репертуар для 3 класса:
Ж. Металлиди «Колечко», «Моя лошадка».
Н.Бакланова «Детский Марш», «Мазурка»
Н.Карш «Кубики»
Ж.Пьертон «Бубенчики»
Я.Кептис «Вальс кукол»
М.Глинка «Кавалерийская рысь»
Примерный репертуар Академического концерта
М.Глинка «Кавалерийская рысь»
Объем учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
Максимальный- 66 часов
Аудиторный – 33 часа,
Внеаудиторный – 33 часа
Самостоятельная работа обучающихся в программе учебного предмета:
-выполнение домашнего задания,
-посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
-участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
Рекомендуемый репертуар для 4 класса:
Ю.Забутов Полька
Д.Шостакович «Прелюдия»
А.Андреев Вальс «Бабочка»
Г.Портнов «Лесной ручеек»
Н.Портнов «Песенка извозчика»
Р.Н.П. «Ай все кумушки домой»
А.Андреев Вальс «Грезы»
Р.Н.П. «Вдоль да по речке» обр. В.ГородовскойПримерный репертуар Академического концерта
А.Андреев Вальс «Грезы»
Объем учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
Максимальный- 66 часов
Аудиторный – 33 часа,
Внеаудиторный – 33 часа
Самостоятельная работа обучающихся в программе учебного предмета:
-выполнение домашнего задания,
-посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
-участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
Рекомендуемый репертуар для 5 класса:
Варламов «Красный сарафан»
Е.Меццакапо «Парижский марш»
Р.Н.П. «На горе –то калина»
Романс «Я встретил вас»
Р.Н.П. «Шуточная» обр. ШаловаБудашкин инструментовка А.Абакшонка «Родные просторы»
Блантер «В землянке»
Р.Н.П. «Научить ли тя, Ванюша»
Е.Дербенко «Лирическое настроение»
Р.Н.П. «На горе было, горе»
В.Гаврилин «Танцующие куранты»
Примерный репертуар Академического концерта
Варламов «Красный сарафан»
Объем учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
Максимальный- 66 часов
Аудиторный – 33 часа,
Внеаудиторный – 33 часа
Самостоятельная работа обучающихся в программе учебного предмета:
-выполнение домашнего задания,
-посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
-участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
Рекомендуемый репертуар для 6 класса:
Русская нар.песня инструментовка В. Конова «Возле речки, возле моста»
М.Шмитц «Арабский ранец»
Р.Н.П. «Волга реченька глубока».
Андреев «Вальс-Искорки»
Р.Н.П. «При долинушке»
М.Каркасси Аллегретто
А.Цыганков «Волчек»
В.Белецкий «Марш-Гротеск»
Евр. Н.П. «Тум балалайка» обр. А.ШаловаЕ.Поплянова регтайм «Счастливые башмачки»
Р.Н.П. обр. Мотова «Научить ли тя Ванюша»
В.Андреев «Вальс - Экспромт»
М. Обычайко Вальс «Тоска» (для 2-х домр и гитары)
Примерный репертуар Академического концерта
М.Шмитц «Арабский ранец»
Объем учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
Максимальный- 132 часа
Аудиторный – 66 часов,
Внеаудиторный – 66 часов
Самостоятельная работа обучающихся в программе учебного предмета:
-выполнение домашнего задания,
-посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
-участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
2.2. Ансамбль в классе Балалайки
Рекомендуемый репертуар для 2 класса:
Iполугодие
«С горки камешек катился» обр.А. Шалова«В деревне» Ю.ЗабутовIIполугодие
«Песенка извозчика» Н.Богословский
«Частушка» А.Попов
Примерный репертуар Академического концерта
«В деревне» Ю.ЗабутовОбъем учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
Максимальный- 66 часов
Аудиторный – 33 часа,
Внеаудиторный – 33 часа
Самостоятельная работа обучающихся в программе учебного предмета:
-выполнение домашнего задания,
-посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
-участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
Рекомендуемый репертуар для 3 класса:
Iполугодие
«На лошадке» Н. Любарский, перелож. М. Белавина
«Пьеса №2» И. Ильин, перелож. М. Белавина
IIполугодие
«Финская народная песня» обр. М. Феркельмана, пер. М. Белавина
«Эстонский народный танец» перелож. М. Белавина
Примерный репертуар Академического концерта
«Финская народная песня» обр. М. Феркельмана, пер. М. Белавина
Рекомендуемый репертуар для 4 класса:
Iполугодие
« Мелодия» Р. Шуман, перелож. М. Белавина
«Волынка» Я. Сибелиус, перелож. М. Белавина и А. Тихомирова
IIполугодие
«Искорки» вальс, В. Андреева
«Как под яблонькой» р.н.п., обр. В. Андреева
Примерный репертуар Академического концерта
«Искорки» вальс, В. Андреева
Объем учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
Максимальный- 66 часов
Аудиторный – 33 часа,
Внеаудиторный – 33 часа
Самостоятельная работа обучающихся в программе учебного предмета:
-выполнение домашнего задания,
-посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
-участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
Рекомендуемый репертуар для 5 класса:
Iполугодие
«Научить ли тя, Ванюша» р.н.п., обр. Г. Андрюшенкова« Как по травке» р.н.п., обр. Г. АндрюшенковаIIполугодие
« Полька- азбука» Г. Андрюшенков«Родные просторы» Н. БудашкинОбъем учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
Максимальный- 66 часов
Аудиторный – 33 часа,
Внеаудиторный – 33 часа
Самостоятельная работа обучающихся в программе учебного предмета:
-выполнение домашнего задания,
-посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
-участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
Рекомендуемый репертуар для 6 класса:
Iполугодие
« Тум- балалайка» евр.нар.п., обр. А. Шалова«Галоп» И. Дунаевский
IIполугодие
« Марш- гротеск» В. Белецкий, Н. Розанова
«Танец маленьких утят» обр.Е.Курбатова
Примерный репертуар Академического концерта
« Марш- гротеск» В. Белецкий, Н. Розанова
Объем учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
Максимальный- 132 часа
Аудиторный – 66 часов,
Внеаудиторный – 66 часов
Самостоятельная работа обучающихся в программе учебного предмета:
-выполнение домашнего задания,
-посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
-участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
2.3. Ансамбль в классе Гитары
В последние годы в школах Санкт-Петербурга наметилась стабильная тенденция значительного увеличения контингента учащихся в классах классической (шестиструнной) гитары. Обучение игре на гитаре является популярным средством приобщения людей к широкому культурному контексту мировой музыкальной культуры. Именно поэтому процесс обучения игре на гитаре обязательно должен носить развивающий характер, а, следовательно, способствовать гармоничному развитию личности, направленному на раскрытие его личностного и профессионального потенциала.
Гитара - инструмент с богатыми гармоническими возможностями и в практике широко используется как аккомпанирующий и ансамблевый инструмент. Одной из форм работыв классе гитары является совместноемузицирование или игра в ансамбле. Музыкальное развитие ученика обогащается за счёт расширения репертуара, знакомства с произведениями различных эпох, развивается чувство ритма, темпа, умение слышать партии, контролировать звучание своего инструмента, чувство интонации и многие другие исполнительские умения и навыки. Большую пользу приносят дуэты для двух гитар, в которых обе партии относительно технической сложности равноценны. Большое распространение имеют и более крупные гитарные ансамбли - трио, квартеты, так же и смешанные — с голосом, скрипкой, флейтой, балалайкой, домрой и др. инструментами.
Участвуя в работе ансамбля, ученик развивает не только свои музыкальные, но и коммуникативные способности. Таким образом, гитарный ансамбль, становится средством повышения мотивации и эффективности обучения игре нагитаре. Систематическое воспитание навыков игры в ансамбле начинается со2 класса.
Данная программа позволяет преподавателю наиболее полно реализовать задачи каждого из курсов обучения, а именно:
формировать основы первичных навыков коллективногомузицирования;
уметь разучивать и грамотно, выразительно исполнять произведения различных жанров и стилей, читать с листа.
Рекомендуемый репертуар для 2класса:
З.Беренд «Наигрыш»
Ш. Дьепар «Менуэт»
В.А.Моцарт «Лендлер»
И.Кюфнер «Рондо»
Обр. В.Лебедева «Камаринская» р.н.п.
Ю.Левитин «Рыцари с картинки»
Обр. В.Лебедева «Как под яблонькой» р.н.п. (для трио)
А.Виницкий «Счастливая парочка»
В.Гаврилин «Каприччио»
П.Чайковский, перел. В. Агабабова «Итальянская песенка»
Обр. А.Холминова «Ой, да ты, калинушка» р.н.п. (для трио)
А.Грибоедов, переел. В.Колосова «Вальс»
Обр. А.Иванова-Крамского «Утушкалуговая»
М.Каркасси «Аллегретто»
Е.Поплянова «Регтайм «Счастливые башмачки»
Примерный репертуар Академического концерта
Е.Поплянова Регтайм «Счастливые башмачки»
Объем учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
Максимальный- 66 часов
Аудиторный – 33 часа,
Внеаудиторный – 33 часа
Самостоятельная работа обучающихся в программе учебного предмета:
-выполнение домашнего задания,
-посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
-участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
Рекомендуемый репертуар для 3 класса:
Обр. А.Флёри «Аргентинская мелодия»
Ф.Карулли «Аллегретто»
Д.Карлтон, обр.Р.Боткина «Джа-да»
А.Цфасман, обр. Р.Боткина «Неудачное свидание»
Обр. В.Колосова «Кубинский танец»
В.Андреев «Вальс «Бабочка»
В.Козлов «Марш Гулливера»
Обр. Д.Лермана «Испанский танец» (для трио)
Моцарт, перел. В.Колосова «Вальс» (для трио)
Ж.Б.Люлли «Гавот» (для флейты и гитары)
М.Обычайко «Вальс «Тоска» (для домры, балалайки и гитары)
С.Ирадье, обр.В.Колосова «Голубка»
Примерный репертуар Академического концерта
А.Цфасман, обр. Р.Боткина «Неудачное свидание»
Объем учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
Максимальный- 66 часов
Аудиторный – 33 часа,
Внеаудиторный – 33 часа
Самостоятельная работа обучающихся в программе учебного предмета:
-выполнение домашнего задания,
-посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
-участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
Рекомендуемый репертуар для 4 класса:
В.Козлов «Баркарола для принцессы»
Кватромано «Отъезд»
К.Фюрстенау «Дуэт №2» (для флейты и гитары)
Муз.П.Булахова, Сл. А.К.Толстого, перел. В.Коновалова «Колокольчики мои» (для голоса и гитары)
Перел. Т.В.Бурнатовай, В.В.Ковбы «Протяжная и плясовая» (для балалайки и гитары)
В.Козлов «Вальс»
Х.Кардосо «Милонга»
В.Андреев «Вальс «Грёзы» (для трио)
М.Родригес, обр. А.Синополи «Кумпарсита»
Примерный репертуар Академического концерта
М.Родригес, обр. А.Синополи «Кумпарсита»
Объем учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
Максимальный- 66 часов
Аудиторный – 33 часа,
Внеаудиторный – 33 часа
Самостоятельная работа обучающихся в программе учебного предмета:
-выполнение домашнего задания,
-посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
-участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
Рекомендуемый репертуар для 5 класса:
Е.Поплянова «Милонга»
Е.Ларичев «Вальс»
К.Мачадо, перел. Д.Трофимов «Шоро» (для домры и гитары)
К.В.Глюк, перел. А.Иванова-Крамского «Гавот» из оперы «Ифигения в Авлиде» (трио)
Е.Поплянова «Прелюдия №3» (для флейты и гитары)
Б.Фомин, Обр. С.Орехова «В краснойрубашоночке»
Ф.Шопен, перел.И.Пермякова «Мазурка»
Ф.Крейслер, перел.А.Смирнова «Прекрасный розмарин» (скрипка и гитара)
Примерный репертуар Академического концерта
Программа не исполняется
Объем учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
Максимальный- 66 часов
Аудиторный – 33 часа,
Внеаудиторный – 33 часа
Самостоятельная работа обучающихся в программе учебного предмета:
-выполнение домашнего задания,
-посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
-участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.

Рекомендуемый репертуар для 6 класса:
Перел.О.Зубченко «ХаваНагила»
Е.Поплянова «Танго» (трио)
М.Соколовский «Московская полька»
Э.Гранадос «Испанский танец №2»
А.Вивальди «Анданте» (трио)
Г.Свиридов, перел. О.Зубченко «Отзвуки вальса»
Ф.Карулли «Рондо»
А.Чазаррета «Аргентинский вальс»
А.Пьяцолла «Империал»
М.Джулиани «Менуэт» (флейта и гитара)
И.С.Бах – Ш.Гуно, перел. А.Смирнова «Аве Мария» (скрипка и гитара)
А. Пьяццолла «Либертанго» (трио)
А.Гурилев, обр. В.Дителя «Однозвучно гремит колокольчик»
Примерный репертуар Академического концерта
Э.Гранадос «Испанский танец №2»
Объем учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
Максимальный- 132 часа
Аудиторный – 66 часов,
Внеаудиторный – 66 часов
Самостоятельная работа обучающихся в программе учебного предмета:
-выполнение домашнего задания,
-посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
-участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
2.4. Ансамбль в классе Баяна и Аккордеона.
Игра в ансамбле является составной частью музыкального развития ребенка. Для реализации ансамблевых задач необходимо выполнение следующих условий:
- свободное техническое владение инструментом,
-уверенное знание текста, точное его воспроизведение,
-точное выполнение штрихов и динамических нюансов,
-синхронность исполнения, единство ритмического пульса,
-ощущение общего для всех участников исполнительского «дыхания».
Особенность ансамблевой игры состоит в том, что несколько человек с различным уровнем музыкального развития и исполнительской подготовки объединяются в единый исполнительский «организм». Игре в ансамбле надо обучать специально как одному из видов музыкального искусства.
Ученик с первых шагов учится слушать и создавать музыку, у него создается ощущение, что он уже играющий музыкант, возникают первые творческие сопереживания.
Для учащихся средних способностей, игра в ансамбле становится, нередко, единственной возможностью участвовать в концертном выступлении, что, несомненно, способствует воспитанию устойчивого интереса к обучению. В ансамбле у детей быстрее развивается мышление и воображение, понятие звукового баланса, формируется  находчивость и сообразительность. Необходимость считаться с партнером тренирует быстроту реакции.
Направленность
Игра в ансамбле способна сыграть активную роль в процессах становления и развития музыкального сознания, мышления, интеллекта. Она раздвигает горизонты познания в музыке, пополняет фонд слуховых впечатлений, увеличивает багаж музыкального опыта. Ансамблевоемузицирование способствует развитию комплекса профессиональных музыкально-исполнительских способностей: всех видов музыкального слуха, ритмического чувства, памяти, двигательно-моторных навыков. Коллективные формы музицирования имеют большое значение:
-они способствуют закреплению навыков, приобретенных на уроках специальности;
- воспитывают волевые качества;
- стимулируют интерес ученика к игре на выбранном инструменте, прививают любовь к коллективному творчеству;
- воспитывают чувство ответственности перед партнером, коллективом за результат общей работы, качеством публичного выступления;
- дарят радость от совместного выступления;
- являются одной из эффективных форм воспитания эстетического вкуса, расширения кругозора учащихся.
Цели.
Обучение в классе ансамбля преследует те же цели, что и обучение в классе специальности– развитие интереса и любви к своему инструменту, к музыке и музицированию через популяризацию лучших образцов классической и современной музыки, расширение музыкального кругозора, музыкальной памяти. Развитие творческих способностей, формировании практических умений, воспитание у ученика эмоционального отношения к исполняемому, воспитание чувства стиля, художественного вкуса.
Основные этапы организации учебного процесса.
Ансамблевоемузицирование позволяет ребенку участвовать в различного рода концертных выступлениях с первых шагов обучения. Первые «открытия» учащегося при игре в ансамбле таковы: даже минимальное отклонение от темпа, малейшее нарушение ритма, не улавливаемые при сольном исполнении, сразу делаются заметными при совместной игре. Уже первые попытки в игре ансамблем учат бережному отношению к паузам, длинным нотам. Следующим этапом обучения ансамблевой игре может стать игра унисоном. При этом начинают закрепляться навыки точного интонирования, развивается слуховое восприятие и контроль, ответственность за освоение и закрепление профессиональных качеств при исполнении своей партии. Учащиеся учатся слышать себя, своих партнеров и одновременно музыку в целом, исполняемую ансамблем, приобретают профессиональные навыки. Важной частью работы педагога при формировании ансамблей является подготовительный период. Большое внимание должно уделяться составлению репертуара. При этом рекомендуется использовать дифференцированный подход, учитывать общую подготовленность участников ансамбля. Ансамблям, состоящим из более слабых учеников, но с удовольствием занимающихся коллективным музицированием, рекомендуется использовать в репертуаре популярную, лёгкую музыку. Любой участник ансамбля должен очень хорошо освоить свою партию, поэтому на начальном этапе работы над музыкальным произведением, выбранным для репертуара ансамбля, важную роль играет индивидуальная сдача партий каждым учеником. Следующий этап-совместные репетиции. Ансамбль позволяет ребенку участвовать вразличного рода концертных выступлениях с первых шагов обучения.
Задачи обучения.
Ознакомление с широким кругом музыкальной литературы.
Освоение новых жанров.
Развитие способностей согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников ансамбля; 
Повышение требований в отношении музыкально-исполнительских навыков.
Умение соподчинять все средства выразительности ради построения общего художественного целого, выражения общей художественной идеи. 
Воспитывать чувство ответственности за себя и за коллектив.
Более глубокого изучения музыкальных стилей.
Организация учебного процесса.
2 класс – Май. Исполнение на академическом концерте 1 произведение.
3 класс – Май. Исполнение на академическом концерте 1 произведение.
4 класс – Май. Исполнение на академическом концерте 1 произведение.
5 класс – Май В году пройти 3-4 произведения.
6 класс– Май. Исполнение на академическом концерте1 произведение.
Рекомендуемый репертуар для 2 класса:
Д. Шостакович. Гавот
Д. Кабалевский. Клоуны
А. Лядов. Колыбельная
В. Калинников. Грустная песенка
А. Арутюнян. Протяжная
А. Аверьянов. Дорожная колхозная
Перепёлочка. Белорусская народная песня в обработке А. ЭшпаяП. Чайковский. Трепак из балета «Щелкунчик»
Н. Чайкин - Ю. Лихачёв. Вальс
 М. Лихачёв. Менуэт 
А. Спадавеккиа. Добрый жук
Примерный репертуар Академического концерта
А. Аверьянов. Дорожная колхозная
Объем учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
Максимальный- 66 часов
Аудиторный – 33 часа,
Внеаудиторный – 33 часа
Самостоятельная работа обучающихся в программе учебного предмета:
-выполнение домашнего задания,
-посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
-участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
Рекомендуемый репертуар для 3 класса:
В. Накапкин. Галоп
Заиграй, моя волынка. Русская народная песня в обработке А. КрылусоваА. Лядов. Музыкальная табакерка. Вальс-шутка
А. Гречанинов. Со вьюном я хожу
П. Чайковский. Неаполитанская песенка
В. Хабаров. Элегия
В. Петренко. Раздумье
Игровая. Чувашская народная песня в обработке С. Булатова
А. Эшпай. Вальс
Л. Бекман - С. Лихачёв. В лесу родилась елочка
К. Стенгач - С. Лихачёв. Галоп
Примерный репертуар Академического концерта
П. Чайковский. Неаполитанская песенка
Объем учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
Максимальный- 66 часов
Аудиторный – 33 часа,
Внеаудиторный – 33 часа
Самостоятельная работа обучающихся в программе учебного предмета:
-выполнение домашнего задания,
-посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
-участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
Рекомендуемый репертуар для 4 класса:
Кубилас. Литовский народный танец в обработке Н. Чаплыгина
В. Ребиков. Вальс из оперы-сказки «Ёлка»
М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
Д. Шостакович. Вальс цветов
А. Арутюнян. Маленькая полька
А. Широков. День рождения
В. Накапкин. Галоп
К. Кромский. Хрустальные звуки
Ой, мороз, мороз. Русская народная песня в обработке А. СудариковаВерховина. Закарпатский народный танец в обработке О. Дымова
К. М. Вебер. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»
Примерный репертуар Академического концерта
Верховина. Закарпатский народный танец в обработке О. Дымова
Объем учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
Максимальный- 66 часов
Аудиторный – 33 часа,
Внеаудиторный – 33 часа
Самостоятельная работа обучающихся в программе учебного предмета:
-выполнение домашнего задания,
-посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
-участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
Рекомендуемый репертуар для 5 класса:
Р. Шуман. Вальс
С. Барбер. В ясную ночь
Русский перепляс в обработке А. КрылусоваЭ. Григ. Танец Анитры из сюиты «Пер Гюнт»
И. Стравинский. Гавот из балета «Пульчинелла»
Д. Шостакович. Романс из музыки к кинофильму «Овод»
В. Хабаров. Концертная пьеса
С. Рахманинов. Русская песня
М. Красев. Пляска
А. Айвазян. Песня
Г. Колмандинов. Концертный вальс
Объем учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
Максимальный- 66 часов
Аудиторный – 33 часа,
Внеаудиторный – 33 часа
Самостоятельная работа обучающихся в программе учебного предмета:
-выполнение домашнего задания,
-посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
-участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
Рекомендуемый репертуар для 6 класса:
Комарок. Русская народная песня в обработке Ю. Соловьёва
Ю. Шишаков. Шествие
Ю. Блинов. Школьный вальс
Тульяк. Эстонский народный танец в обработке В. Горлова
К. Глюк. Гавот
А. Лядов. Танец комара
Вот что случилось. Английская народная песня в обработке Н. Горлова
Р. Штраус. Вальс из оперы «Кавалер роз»
С. Джоплин. Рэгтайм
Посиделки. Русский танец. Пьесы и обработки В. Е. Романюхи.
 Красная лента. Сканд. нар.песня, обр. Ю. Лихачёва.
Примерный репертуар Академического концерта
Р. Штраус. Вальс из оперы «Кавалер роз»
Объем учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
Максимальный- 132 часа
Аудиторный – 66 часов,
Внеаудиторный –66 часов
Самостоятельная работа обучающихся в программе учебного предмета:
-выполнение домашнего задания,
-посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
-участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
III. Требования к уровню подготовки учащихся.
1. Сформированный комплекс навыков и умений в области коллективноготворчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
2. Знание ансамблевого репертуара, способствующее воспитанию на разнообразной литературе способностей к коллективному творчеству;
3. Навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Формы и методы контроля. Система оценок.
Оценка качества реализации учебного предмета является составной частью содержания учебного предмета и включает в себя текущий контроль успеваемости, и промежуточную аттестацию обучающихся.
Учет и формы оценки успеваемости.
Форма текущего контроля успеваемости:
-Академический концерт в 2,3,4,6 классах.
В течении учебного года учащиеся должны принять участие в академическом концерте. В конце года исполняется одно произведение наизусть.
Форма промежуточной аттестации
При подведении итогов промежуточной аттестации учитывается работа ученика в течение года, оценки за выступления на академических концертах, а также другие выступления ученика в течение года.
Форма итоговой аттестации по данному предмету не предусматривается.
Фонд Оценочных средств и Критерии оценок по музыкальному коллективному исполнительству разработаны, утверждены Методическим советом школы в соответствии с ФГТ, и позволяют в полной мере осуществить оценку качества реализации учебного предмета Ансамбль Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Критерии оценок уровня знаний учащихся по предметам музыкального коллективного исполнительства ДШИ им. П.А.Серебрякова при промежуточной аттестации.
5 «отлично»
Исполняемый материал звучит в характере, выразительно.сбалансированное звучание между голосами (партиями). Творческие намерения в создании художественного образа произведения реализуются совместно. Жанры стилистически выдержаны, соответствуя замыслу композиторов. Владение выразительным разнообразием звука, соответствующего образному смыслу произведений.
5- «отлично минус»
Те - же критерии, применимые к оценке «5», с незначительными погрешностями в исполнении, связанные с сценическим волнением в творческом коллективе.
4+ «хорошо плюс»
Образное исполнение программы с отношением, в правильных темпах, но с небольшими динамическими потерями в ансамблевом исполнении.
4 «хорошо»
Уверенное исполнение, с хорошо проработанным текстом, но без яркой сценической подачи. Грамотное, стилистически правильное исполнение. Характер и художественный образ произведений соответствуют замыслу композитора.
4- «хорошо минус»
Выступление малоинициативное, но грамотное, осмысленное. Допущение технических погрешностей, но с пониманием художественных задач.
3+ «удовлетворительно плюс»
Исполнение технически несвободно. Допущение технических, звуковых и текстовых погрешностей, но с желанием выполнить поставленные задачи преподавателя.
3 «удовлетворительно»
Выступление малоинициативное, но грамотное, осмысленное. Присутствуют ансамблевые погрешности (звуковой баланс, фразировка). Программа соответствует классу уровня способностей ниже средних.
3- «удовлетворительно минус»
Исполнение с неряшливым отношением к тексту, штрихам, фразировке, динамике. Технически несостоятельно, но исполнено от начала до конца каждое произведение.
2 «неудовлетворительно»
Фрагментарное исполнение текста произведений, не позволяющее оценить объем проработанного материала. Плохое знание текста.
*В случае неявки на выступление по причине неготовности без уважительной причины выставляется 2 «неудовлетворительно».
Итоговые уроки, преимущественно в конце каждой четверти, проходят в классе с оценкой с занесением в дневник и сводную ведомость.
Все домашние задания записываются в дневник каждого учащегося, а также проставляются оценки по результатам работы и контрольных прослушиваний.
В индивидуальном плане каждого учащегося отражается весь объем его учебной работы: репертуар, технические задачи, программы выступлений с оценками и отзывами.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
Игра в ансамбле, дуэте вид совместного музицирования, предоставляющий широкие возможности для интересного сотворчества. Ансамблем можно заниматься на любом уровне владения инструментом. Важным фактором являются систематические занятия и совместное, с педагогом, музицирование. В таком ансамбле важен безукоризненный авторитет педагога для создания атмосферы естественного преодоления трудностей. Объединять в ансамбль полезно детей с разными природными данными, темпераментами.
Существует огромное количество приёмов овладения ансамблевой техникой. Самые важные из них: синхронность исполнения, ясное слышание фактуры, согласованность в штрихах, приёмах звукоизвлечения, динамики и ритма.
Особое внимание следует уделить принципу последовательности и постепенности в усвоении материала, технической и художественной доступности с учётом возраста учащихся.
В процессе работы над музыкальными произведениями учащиеся должны научиться: слушать музыку в целом и слышать свой голос, исполнять свою партию без ошибок, не сбиваться и не мешать другим, творчески применять навыки, усвоенные в индивидуальном порядке, быть активным пропагандистом народного творчества и музыкального искусства в целом.
Большое значение для учащегося имеет выступление на сцене, признание, успех у публики
-Методические рекомендации по самостоятельной подготовке учащихся
.Преподаватель с особой тщательностью следит и руководит за внеаудиторной работой учащегося, направляет, советует, рекомендует слушать и анализирует с учеником прослушанные записи исполнителей.
Рекомендует к чтению публицистическую литературу с целью вдохновения своего воспитанника.
Подготовка к публичному выступлению требует четко поставленных задач по проработке интонационного строя, технической проработке сложных ансамблевых мест текста, темповых и образно-характерных представлениях при самостоятельных занятиях
Культурно-просветительской деятельностью школы предусмотрено выступление лучших учащихся, которые проявляют сценическую выдержку, чувство эстрады, желание играть на публике, в концертах проводимых щколой:
Концерт для дошкольников,
Концерт для родителей,
Учебный концерт,
Отчетный концерт отдела,
Отчетный концерт школы,
Абонементные концерты школы в филиале библиотеки №2 им. А.С.Пушкина
Концерт для ветеранов,
Концерт - встреча с творческими деятелями,
Концерт класса преподавателя.
А также:
Показательное выступления на семинарах Городской методической секции преподавателей народных инструментов,
Участие в фестивалях, конкурсах
Список литературы и средств обучения.
Список рекомендуемой нотной литературы для домры.
1.Сборник пьес «Светлячок» 1 класс составит. Э.Пудовочкин.
2. Сборник пьес «Светлячок» 2 класс составит. Э.Пудовочкин3. Сборник пьес «Светлячок» 3 класс составит. Э.Пудовочкин4. Сборник пьес «Светлячок» 5 класс составит. Э.Пудовочкин5. Транскрипции для ансамбля скрипачей «Популярная музыка» вып. 2
6. Педагогический репертуар ДМШ «Домра –ансамбли» состав. Г.Гинтов.
7. Пьесы для ансамбля народных инструментов «Играем вместе!» состав. Р.Чендева, В.Семендяев.
8. Ж.Металлиди «Сыграем вместе» пьесы для ансамбля срипачей и фортепиано младшие классы ДМШ.
9. Репертуар младших, средних и старших классов ДМШ «Детский камерный ансамбль»
10. «Пьесы для ансамбля домр с фортепиано» Педагогический репертуар сост. Г.Гинтов.
Список рекомендуемой нотной литературы для балалайки.
Библиотека юного музыканта. Хрестоматия для 1-2 классов ДМШ. Дуэты
Балалаек / сост.М. Белавин. Л.: Советский композитор,1991
Дорожкин А. Самоучитель игры на балалайке. М.,1992
Илюхин А. Самоучитель игры. М.,1980
Классические пьесы для балалайки и домры / сост. А.Котягин, Н.Котягина. Спб.,Союз художников 1999 Ч 1-2
Курченко А. Детский альбом для балалайки и фортепиано. М.: Метоиздат,2003
Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано /сост. Г. Андрюшенков. Спб, Композитор,2003
Репертуар балалаечника /сост. В. ГлейхманСпб., Композитор, 1994
Сборник эстрадных произведений для балалайки и фортепиано./сост. А. Гуревич. Новосибирск: Арт классика 2001
Трояновский Б. Русские народные песни / общая редакция А. Илюхина М.,1962
Феоктистов Б., Русские народные песни. М.,1969
Хрестоматия. Балалайка 1-3 классы. /сост. В.Глейхман М., Кифара 2004
Хрестоматия. Балалайка 3-5 классы /сост. В. Глейхман, М., Кифара, 2007
Шалов А. Детская сюита для балалайки и фортепиано « Алёнкины игрушки».СПб,: Композитор 2000
Шалов А. Концертные пьесы и обработки популярных мелодий для дуэта балалаек и фортепиано. М.: Эстетический центр «Престо»,1994
Список рекомендуемой нотной литературы для гитары.
A.Гитман. «Начальное обучение на шестиструнной гитаре»;Ю. Кузин. «Азбука гитариста. Инструментальный период». Ч. 1, 2;Л. Соколова. «Легкие пьесы для шестиструнной гитары». Ч. 1;
B.Калинин. «Юный гитарист». Ч. 1;
Л.Иванова. «Пьесы для начинающих. Маленькому гитаристу»;
Г.Каурина. «Шаг за шагом. Легкие мелодии и ансамбли для начинающих гитаристов». Ч. I, II;
И. Кюффнер. «Легкие дуэты»;
В.В.Козлов, Е.А. Михайлов, Г.И.Назаров. «Пьесы для ансамбля гитар»;
Е. Поплянова. «Путешествие на остров гитара»;
А.М. Иванов-Крамской. «Школа игры на шестиструнной гитаре»;
В.Калинин. «Юный гитарист»;
Л.Иванова. «Ансамбли для гитары. Для начальных и средних классов ДМШ»
«Ансамбли шестиструнных гитар» Вып.2. Сост.В.Колосов
В.В.Козлов, Е.А. Михайлов, Г.И.Назаров. «Пьесы для ансамбля гитар»;
А.М. Иванов-Крамской. «Школа игры на шестиструнной гитаре»;
«Хрестоматия юного гитариста» репертуар для ансамблей шестиструнных гитар (дуэты, трио). Сост. О.В.Зубченко «Кадриль» дуэты для классических гитар. Ред. Ю.Н.Зырянова
Е.Поплянова «Три прелюдии для флейты и гитары»
«Обратное восприятие гитары» Сост. И.Шошин
«Ансамбли шестисрунных гитар» Вып.2. Сост.В.Колосов
«Ты – это счастье» Вып.2. Сост.О.Лукьянчиков
«Произведения русских и зарубежных композиторов» для дуэта шестиструнных гитар. Сост. И.Пермяков
В.Козлов «Эхо бразильского карнавала» для двух гитар.
«Гитара в концертном зале» соло-дуэты Вып.3. Сост. Н.Михайленко, П.Гордиенко
В.Козлов «Восточный танец».
«Педагогический репертуар для ансамбля домры и гитары» Сост. А.В.Потапова, Д.Ч.Трофимов
«Хрестоматия гитариста. Ансамбли для гитары с духовыми, струнными инструментами, фортепиано». Сост.Н.Иванова-Крамская«Музыка латинской Америки» Вып.1,2. Сост. А.Торопов
Е.Поплянова «Милнга. Танго. Румба» для трио гитар.
С.Привалов «Пьесы и ансамбли для шестиструнной гитары (флейты и гитары)».
«Под прелестные звуки гитары» песни и романсы для голоса и шестиструнной гитары. Сост. Ю.Базаров
«Старинные и современные романсы» для голоса в сопровождении шестиструнной гитары. Сост.П.Вещицкий«Ансамбли. Гитара шестиструнная» Сост. О.Лукьянчиков
«Малахитовая тетрадь для шестиструнной гитары. Соло, дуэт, трио». Сост. В.Козлов
Дж.Дауленд «Три пьесы для трёх гитар» транскр. С.Ильина
«Вальсы и танго в обработке для гитары» Сост. Е.Тепляков, П. Иванников, Т.Иванников.
*При составлении программы для ансамблей, ориентированных на участие в каком-либо конкурсе или на фестивале,преподаватель руководствуется программными требованиями конкретного конкурса и конкретного фестиваля.
Список рекомендуемой нотной литературы для баяна и аккордеона.
Н.Ризоль. Очерки о работе в ансамбле. – Москва. 1986
2. В. И. Шрамко. Класс ансамбля баянов (аккордеонов). – СПб. “Композитор”, 2008
3. Пьесы для ансамблей аккордеонов, вып. 1-4, составитель С. Ю. Лихачёв
СПб. “Композитор” 
4. Ансамбли для баянов и аккордеонов, составитель Р. Н. Гречухина СПб. “Композитор” 
5.Ансамбли аккордеонов вып. 5-9, составитель А. Розанов. Москва “Музыка”, 1974-1979
6. В. Бортняков. Эстрадные миниатюры `Ретро` для баяна или аккордеона. Обработки и
сочинения для ансамбля баянов и аккордеонов. “Детство”, 1993
7. Аверкин А. Пьесы для дуэта баянов. - Москва, 1975.
8. Пьесы для ансамблей баянов, составитель С.Коняев и Е.Максимов. Вып. 1-3. - Москва,
1961-1963
9. Ансамбли баянов, составитель В.Накапкин Вып.7. - Москва, 1976
10. Шрамко В. А. "Класс ансамбля баянов (аккордеонов). Хрестоматия для I–III кл. ДМШ
– СПб. “Композитор”, 2008
11. Р. Бажилин. Пьесы для ансамбля аккордеонистов. Учебное пособие. Издательский дом Владимира Катанского. 2002
12. Брызгалин В. С. Радостное музицирование. Антология ансамблевой музыки в четырех томах. – Челябинск, 2007.
2. Рекомендуемая методическая литература
Белова В.В. Дополнительное образование –М.,1997
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии – М.,1990
Документы и материалы, опубликованные в журнале «Внешкольник»
Педагогическое проектирование в системе образования: Методические материалы – Спб.,1994
В. И. Шрамко. Класс ансамбля баянов (аккордеонов). – СПб. “Композитор”, 2008
Н.Ризоль. Очерки о работе в ансамбле. – Москва. 1986
.

Приложенные файлы

  • docx 83338815
    Размер файла: 3 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий