Использование акварели, бумаги различного формата. Самостоятельная работа: копия с репродукции натюрмортов-обманок (тромплеи). 7. Тема.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.






Содержание


I
.

Пояснительная записка



II
.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
,
сведения о затратах учебного времени, графике проведения
промежуточной и итоговой аттестации



III
.

Учебно

тематический план



IV
.

С
одержание учебного предмета. Годовые требования



V
.

Т
ребования к уровню подготовки обучающихся



VI
.

Ф
ормы и методы контроля, система оценок



VII
.

М
етодическое обеспечение учебного процесса



VIII
.

С
писок рекомендуемой литературы































I.

Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с
учетом федеральных
государственных требований к дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательным программам в области
изобразительного искусства «Декоративно
-
прикладное творчество».

Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в
федеральных государственных

требованиях.

Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем.
Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения.

Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения,
строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в д
анной
программе отводится цветовым гармониям. Затем следуют темы «Фигура
человека», «Гризайль», в старших классах
-

«Интерьер».

Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку,
станковой композиции, с пленэром. В каждой из этих программ
прису
тствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому
рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному
решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся
задачи композиционного решения листа, правильного пост
роения предметов,
выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи
световоздушной среды.

Срок реализации учебного предмета

Учебный предмет «Живопись» при 5 (6)
-
летнем сроке обучения
реализуется 5
-
6 лет


с 1 по 5 (6) класс.

При реализации
прогр
аммы «Живопись»
с 5(6)
-
летним сроком

обучения: аудиторные занятия в
1
-
2 классах


три часа, в 3
-
6 классах


два
часа
, самостоятельная работа в 1
-
2 классах


три часа
, в 3
-
6 классах


два
часа.



Цель

и задачи учебного предмета

Цельучебного предмета
:

Целью учебного предмета «Живопись» являетсяхудожественно
-
эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в
процессе освоения программы учебного предмета художественно
-
исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также
выя
вление одаренных детей в области изобразительного искусства и
подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области
изобразительного искусства.

Задачи
учебного предмета
:


приобр
етение детьми знаний, умений и навыков по выполнению
живописных работ, в том числе:



знаний свойств живописных материалов, их возможностей и
эстетических качеств;



знаний разнообразных техник живописи;



знаний художественных и эстетических свойств цвета, осно
вных
закономерностей создания цветового строя;



умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственно
-
воздушной среды;



умений изображать объекты предметного мира, пространство,
фигуру человека;



навыков в использовании основных техник и ма
териалов;



навыков последовательного ведения живописной работы;


формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и
навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать
профессиональныеобразовательные программы в области изобразительного
искусства.




Форма
проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций
рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий
(численностью от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность
уроков


40

минут.

Мелкогрупповая форма занятий

позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную
работу.

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:



сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;



распределение учебного мате
риала по годам обучения;



описание дидактических единиц учебного предмета;



требования к уровню подготовки обучающихся;



формы и методы контроля, система оценок;



методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится
основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:



словесный (объяснение, беседа, рассказ);



наглядный (показ, наблюдение, демонстрац
ия приемов работы);



практический;



эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и

задач учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного
творчества.

Описание материально
-
технических условий реализации учебного
предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным
фондам и фонда
м аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электро
нными
изданиями основной и допо
лнительной учебной и учебно
-
методической
литератур
ой

по изобразительному иску
сству, истории мировой культуры,
художественными альбомами.


Мастерская по живописи должна быть оснащена натурными столами,
мольбертами, компьютером, интерактивной доской, предметами натурного
фонда.


II.

Объем
учебного времени
, предусмотренный учебным планом
образовательного уч
реждения на ре
ализацию учебного
предмета,

сведения о затратах учебного времени,

графике промежуточной и итоговой аттестации

При реализации
программы «Живопись» с нормативным сроком
обучения 5 лет

общая трудоемкость учебного предмета «Живопись»
составляет 924 часа (в том

числе, 495 аудиторных часов, 429 часов
самостоятельной работы). При реализации программы «Живопись» с
дополнительным годом обучения общая трудоемкость учебного предмета
«Живопись» составляет 1122 часа (в том числе, 594 аудиторных часов, 528
часов самостоя
тельной работы).

Экзамены проводятся с первого по четвертый класс во втором
полугодии. В остальное время видом промежуточной аттестации служит
творческий просмотр (зачет).

Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график
промежуточной аттестации

Всего
часов

Классы/п
олугодия

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Аудиторные
занятия

(в часах)

48


51

48

51

32

34

32

34

32

34

32

34

462


Самостоятельная
работа


(домашнее
практическое
задание
, в часах
)


48


51


48


51


32


34


32


34


32


34


32


34


462

Вид
промежуточной
аттестации

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

зачет

зачет

зачет


Максимальная
учебная нагрузка

(в часах)


96


102


96


10
2


64


68


64


68


64


68


64


68


924



III.

Учебно
-
тематический план

В данной программе

предложен пример учебно
-
тематического плана с
объемом часов, соответствующим объему, предложенному при
реализации
предпрофессиональной программы «Живопись» с нормативным сроком
обучения 5 (6) лет.

Первый
год
обучения






Наименование темы


Вид учебного занятия

Максимальная учебная
нагрузка

Задание для
самостоятельной
работы

Аудиторное задание

I

полугодие

1.


Характеристика цвета

урок

5

2

3

2.


Характеристика цвета

урок

5

2

3

3.


Характеристика цвета
. Три
основных
свойства цвета.

урок

5

2

3

4.


Приемы работы с акварелью

урок

5

2

3

5.


Приемы работы с акварелью

урок

5

2

3

6.


Приемы работы с акварелью

урок

10

4

6

7.


Нюанс

урок

10

4

6

8.


Световой контраст

(ахроматический
контраст)

урок

10

4

6

9.


Цветовая гармония.
Полярная гармония.

урок

5

2

3

10.


Трехцветная и многоцветная гармония

урок

10

4

6

11.


Гармония по общему цветовому тону

урок

10

4

6

II

полугодие

12.


Гармония по общему цветовому тону

урок

10

4

6

13.


Гармония по общему цветовому тону

урок

10

4

6

14.


Цветовой
контраст (хроматический)

урок

15

6

9

15.


Цветовой контраст (хроматический)

урок

15

6

9

16.


Контрастная гармония (на насыщенных
цветах)

урок

10

4

6

17.


Гармония по общему цветовому тону

урок

15

6

9

18.


Фигура человека

урок

10

4

6


Второй
год обучения






Наименование темы


Вид учебного
занятия

Максимальная
учебная нагрузка

Задание для
самостоятельной
работы

Аудиторное
задание

I
полугодие

1.


Гармония по общему цветовому тону

урок

10

4

6

2.


Контрастная гармония (на ненасыщенных
цветах)

урок

10

4

6

3.



Гармония по общему цветовому тону
и
насыщенности
(на насыщенных цветах)

урок


15


6


9

4.


Гармония по насыщенности

урок

10

4

6

5.


Контрастная гармония

урок

5

2

3

6.


Световой контраст (ахроматический).
Урок

15

6

9

Гризайль.

7.


Гармония по светлоте и
насыщенности

урок

15

6

9

II
полугодие

8.


Фигура человека

урок

5

2

3

9.


Гармония по общему цветовому тону

урок

15

6

9

10.


Гармония по насыщенности и светлоте

урок

15

6

9

11.


Гармония по общему цветовому тону

урок

15

6

9

12.


Гармония по общему цветовому тону.
Нюанс.

урок

5

2

3

13.


Гармония по насыщенности

урок

15

6

9

14.


Гармония по общему цветовому тону и
светлоте

урок

15

6

9


Третий
год обучения




Наименование темы


Вид учебного
занятия

Максимальная
учебная нагрузка

Задание

для
самостоятельной
работы

Аудиторное
задание

I
полугодие

1.


Контрастная гармония
(на насыщенных
цветах)

урок

12

6

6

2.


Гармония по общему цветовому тону и
светлоте

урок

20

10

10

3.


Контрастная гармония
(на насыщенных
цветах)

урок

16

8

8

4.


Фигура человека

урок

4

2

2

5.


Гармония по общему цветовому тону
и
насыщенности

(на ненасыщенных цветах)

урок

12

6

6

II
полугодие

6.


Гармония по общему цветовому тону

урок

24

12

12

7.


Контрастная гармония на ненасыщенных
цветах

урок

30

15

15

8.


Гармония по общему цветовому

тону и
светлоте

урок

24

12

12

9.


Гармония по светлоте

урок

24

12

12


Четвертый год обучения




Наименование темы


Вид учебного
занятия

Максимальная
учебная
нагрузка

Задание для
самостоятельной
работы

Аудиторное
задание

I
полугодие

1.


Контрастная гармония

(на насыщенных цветах)

урок

24

12

12

2.


Гармония по общему цветовому тону

и
насыщенности

(на ненасыщенных цветах)

урок

30

15

15

3.


Гармония по общему цветовому тону и
светлоте

урок

30

15

15

4.


Гармония по общему цветовому тону

урок

12

6

6

II
полугодие

5.


Гармония по общему цветовому тону
и
насыщенности

(на ненасыщенных цветах)

урок

30

15

15

6.


Гармония по насыщенности и светлоте

урок

30

15

15

7.


Нюансная

гармония

урок

30

15

15

8.


Фигура человека

урок

12

6

6


Пятый год обучения




Наименование темы


Вид
учебного
занятия

Максимальная
учебная
нагрузка

Задание для
самостоятельно
й работы

Аудиторное
задание

I
полугодие

1.


Гармония по общему цветовому

тону, по насыщенности

урок

12

6

6

2.


Нюансная

гармония

урок

30

15

15

3.


Гармония по насыщенности и светлоте


урок

30

15

15

4.


Интерьер

урок

24

12

12

II
полугодие

5.


Гармония по общему цветовому тону

урок

12

6

6

6.


Гармония по общему цветовому тону и
насыщенности

урок

30

15

15

7.


Фигура человека

урок

12

6

6

8.


Гармония по общему цветовому

тону и светлоте

урок

24

12

12

9.


Гармония по общему цветовому

тону и насыщенности

урок

24

12

12




Шестой год обучения




Наименование темы


Вид учебного
занятия

Максимальная
учебная нагрузка

Задание для
самостоятельной
работы

Аудиторное
задание

I
полугодие

1.


Многоцветная гармония

урок

12

6

6

2.


Гармония по насыщенности и светлоте

урок

30

15

15

3.


Гармония по насыщенности

урок

12

6

6

4.


Гармония по общему цветовому тону и
светлоте

урок

30

15

15

5.


Фигура человека в национальном
костюме

урок

12

6

6

II
полугодие

6.


Нюансная гармония

урок

30

15

15

7.


Интерьер

урок

24

1
2

1
2

8.


Гармония по общему цветовому тону и
насыщенности

урок

18

9

9

9.


Гармония по общему цветовому тону и
светлоте

урок

30

15

15


IV.

Содержание учебного предмета.

Годовые требования

В первые годы обучения задания даются на построение простых
гармоний, в основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для
того чтобы работы были более эмоциональными, редко используется черный
цвет.

В старших классах цветовые гармонии разнообразн
ее. Они построены
на нюансах, светлоте, со сложным колоритом. Фигура человека, натюрморт
связываются со станковой композицией.

Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения,
со свойствами живописных материалов, приемами работы с акваре
лью.
Учащиеся получают знания и навыки ведения последовательной работы над
натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения
предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и
фоном, первоначальные навыки построения цветовой га
рмонии.

Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой
гармонии, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче
фактуры предметов с выявлением их объемной формы.

В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по
фо
рме предметы. Задания даются на решения тонального и колористического
решения, передачу материальности и пространства, построения более
сложной цветовой гармонии.

В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным
тематическим характером, углубляютс
я знания о цветовой гармонии,
тональности и колористическом решении, решение пространства и
цельности.

В пятом классе

углубляются и закрепляются знания и умения
последовательно и продолжительно вести работу над постановкой. Ставятся
основные задачи академ
ической живописи: передать точные цветовые
отношения, построить сложную цветовую гармонию, глубину в натюрморте,
форму, объем и фактуру предметов.

К учащимся шестого класса

предъявляются следующие основные
требования:


-

самостоятельно выполнять задание п
о созданию художественного
образа, натюрморта;


-

самостоятельно строить цветовую гармонию;


-

выражать индивидуальное отношение к изображаемому;


-

уметь технически реализовать замысел.


Первый год обучения

1. Тема.
Характеристика цвета.
Знакомство с
ахроматическими и
хроматическими, основными и составными цветами. Выполн
ение

упражнени
я

на
получение
составны
хцветов из основных. О
рнамент с
о
сновными и составными цветами.
Применение лессировок. Использование
акварели, бумаги формата А4.

Самостоятельная
работа: орнамент с основными и составными цветами.

2. Тема. Характеристика цвета.
Знакомство с холодными и теплыми
цветами.Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых
растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков
.
Выполнение
растяжек от

желтого к красному, от красного к синему, от синего к
фиолетовому и т.п.Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа:
пейзаж с закатом солнца.

3. Тема. Характеристика цвета. Три основных свойства цвета.

Закрепление знаний о возможнос
тях цвета. Понятия «цветовой тон»,
«насыщенность», «светлота».
У
мение составлять сложные цвета.
Тема
«
Листья»
.
Использование акварели, бумаги формата А4.

Самостоятельная работа:
смешение красок с черным цветом. Тема
«Ненастье».

4. Тема. Приемы работы с акв
арелью.
Использование возможностей
акварели
.
О
тработка основных приемов (заливка, мазок).Этюды перьев птиц,
коры деревьев и т.п.Использование акварели, бумаги формата
А4.
Самостоятельная работа:
этюды осенних цветов.

5. Тема. Приемы работы с акварелью.

Испо
льзование возможностей
акварели
.
Отработка основных приемов (заливка, по
-
сырому,
alaprima
)
.
Эт
юд
с палитрой художника. Использование акварели, бумаги различных
форматов.

Самостоятельная работа:
этюды природных материалов (шишки, коряги,
ракушки и т.п.)

6.

Тема. Приемы работы с акварелью.
Использование возможностей
акварели
. О
тработка основных приемов.
Коп
ирование лоскутков
тканей.Использование акварели, бумаги формата А4.

Самостоятельная работа:
тема «Морские камешки», «Мыльные пузыри».

7. Тема. Нюанс.
Развитие

представления о локальном цвете и нюансах.
Понятие «среда». Влияние освещения на цвет. Изображение драпировок,
сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и
горизонтальной плоскостях при теплом освещении.Использование акварели,
бумаги

формата А4.

Самостоятельная работа
: изображение драпировок,сближенных по цветовому
тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при холодном
освещении.

8. Тема. Световой контраст (ахроматический контраст). Гризайль.

Силуэт. Форма предмета
, решение силуэта. Монохром. Натюрморт из
светлых предметов, различных по форме, на темном фоне. Использование
акварели, бумаги формата А4.

Самостоятельная работа: монохром. Натюрморт из темных предметов,
различных по форме, на светлом фоне.

9. Тема. Цве
товая гармония. Полярная гармония.
П
онятие «цветовая
гармония», «полярная гармония», «дополнительные цвета».Этюд фруктов
или овощей на дополнительных цветах (красный
-
зеленый, желтый
-
фиолетовый и т.д.)Использование акварели (техника
alaprima
), бумаги
различ
ных форматов.

Самостоятельная работа: этюд фруктов или овощей по тому же принципу.

10. Тема. Трехцветная и многоцветная гармонии.
Поиск
цветовых
отношений. Понятие трехцветной и многоцветной гармонии.Этюд цветов в
декоративно
-
плоскостном варианте, в мног
оцветной гармонии
.
Использование акварели, бумаги различных форматов.

Самостоятельная работа: натюрморт из цветов в трехцветной гармонии.

11. Тема. Гармония по общему цветовому тону.

Поиск
цветовых
отношений.Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в
тени и на рефлексах
.
Натюрморт из различных фруктов и овощей на нейтральном фоне.
Использование акварели, бумаги различных форматов.

Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари.

12. Тема. Гармония по общему цветовому тону.
В
лияние цветовой среды
н
а предметы.Передача формы предмета с учетом изменения цвета от
освещения
.
На
тюрморт с простым предметом быта цилиндрической формы
(кастрюля) с фруктами в холодной гамме при теплом освещении на
нейтральном фоне
.
Использование акварели, бумаги формата А4.

С
амостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.

13. Тема. Гармония по общему цветовому тону.
Влияние цветовой среды
на предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от
освещения. Несложный натюрморт в теплой

гамме при холодном освещении
на нейтральном фоне.Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари.

14. Тема. Цветовой контраст (хроматический).
Влияние цветовой среды на
предметы
.
По
нятие «цветовой контраст». Передача цвета предмет
ов с учетом
изменения цвета в зависимости от фона
.
Не
сложный натюрморт (серый
чайник или кофейник с фруктами на красном фоне). Использование
акварели,бумаги различных форматов.

Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.

15. Тема. Цветовой
контраст (хроматический).
Влияние цветовой среды на
предметы
.
Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в зависимости
от фона
.

Несложный

натюрморт (серый чайник или кофейник с фруктами на
зеленом фоне). Использование акварели, бумаги формата А4.
Само
стоятельная работа: подобный натюрморт в домашних условиях.

16. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах).
Применение
различных приемов акварели. Лепка формы предмета с учетом цветовых и
тональных отношений. Натюрморт на контрастном цветовом фоне.
Использование акварели,бумаги различных форматов.

Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.

17. Тема. Гармония по общему цветовому тону.
Т
онкие цветовые
отношения. Понятия «цветовая гамма», «колорит».Использование в
процессе работы различных
приемов акварели, передача формы и
материальности предметов. Натюрморт из трех предметов в сближенной
цветовой гамме на цветном фоне. Использование акварели, бумаги
различных форматов. Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов
домашней утвари.

18.
Тема. Фигура человека.
Ознакомление с изображением человеческой
фигуры, передача пропорций. Передача силуэтом характера модели.Этюды с
натуры фигуры человека.Использование акварели (монохром), бумаги
формата А4.

Самостоятельная работа: этюды с натуры фигур
ы человека
.

Второй год обучения

1. Тема. Гармония по общему цветовому тону.
Развитие

навыков и умений
работы с акварелью
.
Переда
ча

оттенк
ов

локального цвета
.
Этюд ветки с
плодами рябины, винограда, яблок и т.д. на
нейтральном

фоне.
Использование акварели (техника
alaprima
), бумаги различных
форматов. Самостоятельная работа:
э
тюд ветки со сложными листьями
(клен, вяз) на
нейтральном

фоне
.

2. Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах).

Развит
ие

представлени
й

о влиянии цветов
ой среды на предмет
.
Лепка

форм
ы

предметов с учетом цветовых и тональных отношений.Этюд овощей или
грибов на контрастном фоне.
Использование акварели (многослойная
живопись),бумаги формата А3.Самостоятельная работа:
этюды фруктов на
контрастном фоне
.

3. Тема
. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на
насыщенных цветах).
Развитие навыков по передаче цветовых
отношений
.Выражение характера формы силуэтом.Н
атюрморт

из 2
-
3
предметов насыщенного цвета разной материальности на светлом фоне
.
Использование
акварели (техника «по сырому»), бумаги формата А3.
Самостоятельная работа:
э
тюд несложных предметов различной формы на
светлом фоне
.

4. Тема. Гармония по насыщенности.
Изучение поняти
й

пространственной
среды и силуэта
.
Переда
ча

характер
а

формы

при помощи

р
азличны
х

прием
ов

работы с акварелью
.
Этюд чучела птицы на нейтральном фоне
.
Использование акварели,бумаги различных форматов.

Самостоятельная работа: э
скизы домашних животных.

5. Тема.
Контрастная гармония
.
Лепка формы цветом с учетом
светотеневых отношений, совершенствование акварельных
приемов
.
Работа
кистью по форме, передача изменений локального цвета предметов
на свету
и в тени
, взаимодействие цветов.Этюды двух предметов быта, контрастных
по форме и цвету
.
Использование акварели, бумаги формата
А3.Самостоятельная работа:
э
тюд чайника на контрастном фоне
.

6. Тема.
Световой контраст

(ахроматический). Гризайль.
Передача
светотеневых отношений и тональная передача объема и формы.
Найти
конкретные различия тонов
предметов и драпировки. Передача объема и
пространства тональными средствами.Натюрморт из двух предметов
(кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и тону при боковом
освещении на светлом фоне без складок.

Гризайль.
Использование акварели,
бумаги различ
ного формата.

Самостоятельная работа:
э
тюды комнатных растений (гризайль)
.

7. Тема. Гармония по светлоте и насыщенности.
Передача светотеневых
отношений, моделировка формы предметов.
Переда
ча

локальн
ого
цвет
а

предметов в многообразии цветовых оттенков с со
хранением объема и связи
с окружающей средой
.
Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и
т.п.), различных по форме и
цвету

при боковом освещении на светлом фоне
без складок

(с предварительным эскизом).
Использование акварели, бумаги
формата А3.

Самос
тоятельная работа:
э
тюды комнатных растений
.

8. Тема. Фигура человека.
Формирование навыков создания целостности
образа и колорита в этюде фигуры человека
.
Поиск

композиционно
го

решени
я
, определ
ение

основны
х

цветовы
х

отношени
й

фигуры без детальной
моделировки цветом.Два этюда фигуры человека (в различных позах)
.
Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа:
этюды

фигуры человека
.

9. Тема. Гармония по общему цветовому тону.
Развитие умения передавать
цветовые и тональные отношения.
Переда
ча

прозрачност
и

стекла

при
помощи

техничес
ких приёмов работы акварелью (по
сырому, лессировка,
мазок)
.
Этюд стеклянного кувшина или бутылки на
цветном

фоне
.Использование акварели, бумаги разли
чных форматов.

Самостоятельная работа:
э
тюд банки с водой н
а

нейтральном фоне
.

10. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте.
К
олористическ
ая

цельност
ь. С
мягчени
е

контрастов
. Выражениевлияния
цветовой среды на
предметы натюрморта

через рефлексы и полутона
. Переда
ча

глубин
ы

пространства.Натюрморт с кувшином и фруктами на темном фоне без
складок

при боковом освещении (с предварительным эскизом)
.

Использование акварели (техника
alaprima
), бумаги формата А3.
Самостоятельная работа:
э
тю
ды фруктов на те
мном фоне
.

11. Тема. Гармония по общему цветовому тону.
Передача тоном и цветом
нюансов родственных по гамме цветов
.
Натюрморт с корзиной и грибами на
светлом
теплом
фоне без складок.
Использование акварели («по сырому»),
бумаги формата А3.

Самостоятельная работа:
э
тюды с хлебопекарными изделиями
.

12. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Нюанс.
Закрепление
навыков передачи материальности прозрачных
предметов.Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме
цветов.
Натюрморт с предметом из стекла. Фон холодный
.
Использование
акварели («по сырому»), бумаги формата А3.

Самостоятельная работа
:
э
тюды предметов из стекла, раз
лич
ных по тону
.

13. Тема. Гармония по насыщенности.
Передача точных

свето
-
тоновых

и
цвето
вых отношений.
Определ
ение

различи
я

тональных и цвето
вых
отношений в натюрморте. Связь предметов с окружающей средой.
Дости
жение

ясности локального цвета при богатстве цветовых
оттенков.Натюрморт из контрастных по цвету предметов
(с предварительным
эскизом). Использование акварели (многослойная акварель), бум
аги формата
А3. Самостоятельная работа
:
э
тюды предметов на контрастном фоне
.

14. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте.
Закрепление
полученных навыков
. Поиск верных тональных и цветовых отношений в
натюрморте.
Натюрморт из тре
х с предметом из м
еталла (чайник, турка,
кофейник).
Использование акварели (многослойная акварель), бумаги
формата А3.

Самостоятельная работа:
э
тюды металлического предмета на разном фоне
.

Третий год обучения

1. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах).
Развитие
колористического видения. Поиск цветовых отношений, использование
различных приемов работы с акварелью. Натюрморт на осеннюю тему с
контрастными цветовыми отношениями. Использование акварели, бумаги
формата А3.

Самостоятельная работа: этюды овоще
й и фруктов.

2. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте.
Развитие
представление о сочетании цвета. Лепка цветом формы предмета.
Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт из нескольких
различных по форме и цвету предметов на нейтральном фо
не (с
предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная
акварель, поэтапная работа над формой), бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари.

3. Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах).
Дост
ижение
цветового единства. Передача материальности предметов, решение
пространства в натюрморте. Натюрморт из трех предметов быта,
контрастных по тону и цвету с различными по фактуре поверхностями на
темном фоне.Использование акварели, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов с различной фактурой.

4. Тема. Фигура человека.
Передача характера движения. Обобщенная
передача формы цветом. Этюд фигуры человека. Использование
акварели,бумаги различных форматов.

Самостоятельная работа
: этюды фигуры человека в движении по
представлению.

5. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на
ненасыщенных цветах).
То
нкие цветовые отношения
.
Моделирование
формы в тени.Натюрморт из предметов быта против света. Использование
акварели
, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: копирование натюрмортов с подобной
композицией.

6. Тема. Гармония по общему цветовому тону.
Цельность
колористического решения
.
Выявление композиционного и живописного
центра натюрморта, передача фактуры предме
тов. Натюрморт в теплой
цветовой гамме с чучелом птицы. Использование акварели, бумаги формата
А2.

Самостоятельная работа: копирование репродукций с изображением птиц.

7. Тема. Контрастная гармония на ненасыщенных цветах.
Цветотональные отношения
. Разл
ичные

приемы акварели.
Натю
рморт с
крупным предметом на контрастном фоне (с предварительным эскизом).
Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.

8. Тема. Гармония по общему цв
етовому тону и светлоте.
Поиск
выразительного живописно
-
пластического решения. Передача формы
предметов и пространства в натюрморте с учетом освещения. Ритмическое
построение цветовых пятен. Натюрморт из атрибутов искусства в
сближенной цветовой гамме (зол
отисто
-
коричневой). Использование
акварели («по сырому), бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов искусства.

9. Тема. Гармония по светлоте.
Последовательное ведение длительной
работы. Выражение «состояния» натюрморта. Лепка формы
цветом.Натюрморт в светлой тональности. Использование акварели, бумаги
формата А2.

Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.

Четвертый год обучения

1. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах).
Цельность и
декоративность колористического решения. Развитие навыков и умений
работы с акварелью. Натюрморт из живых цветов, овощей, фруктов и одного
предмета бытовой утвари на контрастном фоне. Испол
ьзование акварели,
бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды живых цветов.

2. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на
ненасыщенных цветах).
Грамотное сочетание цветовых отношений. Лепка
формы предметов, передача световоздушной с
реды. Натюрморт в различных
техниках из атрибутов художника со сложной по фактуре и цвету
драпировкой с введением гипса (с предварительным эскизом).Использование
акварели, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: копирование репродукций с картин натюрмо
ртов
известных отечественных и зарубежных художников

3. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте.
Последовательное ведение длительной постановки. Применение различных
приемов работы с акварелью. Ритмическое построен
ие цветовых пятен.
Натюрморт с

крупным предметом быта, фруктами и овощами.
Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов, различных по
материалу.

4. Тема. Гармония по общему цветовому тону.
Применение на практике
полученных знаний. Лепка формы цветом, передача материальности. Этюд
драпировки со складками. Использование акварели, бумаги различного
формата.

Самостоятельная работа: этюд драпировки со складками.

5. Тема. Гармония по общему цвет
овому тону и насыщенности (на
ненасыщенных цветах).
Передача глубины пространства. Создание
нескольких эскизов с разных мест. Эскизы натюрмортов в интерьере
(
венский стул, виолончель, ткань со складками
). Использование акварели,
бумаги различного формата.

Самостоятельная работа: копирование с репродукций картин известных
отечественный и зарубежных художников с подобной композицией.

6. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте.
Цветотональное решение.
Выделение смыслового центра светом. Ритмическое построен
ие цветовых
пятен. Тематический натюрморт из четырех предметов, четких по цвету и
различных по форме. Использование акварели, бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов.

7. Тема. Нюансная гармония.
Грамотное последовательное веден
ие
длительной постановки. Поиск интересного живописно
-
пластического
решения. Натюрморт с чучелом птицы. Использование акварели
(многослойная акварель), бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды с репродукций художников
-
анималистов.

8. Тема. Фигура
человека.
Развитие навыков и умений рисования фигуры
человека с индивидуальными особенностями. Решение формы при помощи
нюансов цвета.

Э
тюд фигуры человека в спокойной позе («За рукоделием»,
«За чтением» и т.п.) Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюд фигуры человека по представлению.

Пятый год обучения

1. Тема. Гармония по общему цветовому тону, по насыщенности.
Цельность, декоративность колористического решения. Передача фактуры
предметов.
Этюды постановок с грибами и
осенними листьями
.
Использование акварели (техника по выбору), бумаги формата А3
Самостоятельная работа: к
опии с репродукции натюрмортов
.

2. Тема. Нюансная гармония.
Грамотное ведение длительной работы. Связь
натюрморта с пространством интерьера.
Осенний
натюрморт из плодов и
овощей с введением фрагмента интерьера

(с предварительным эскизом) с
нестандартной точки зрения
.
Использование акварели (техника
alaprima
),
бумаги различного формата.

Самостоятельная работа: о
сенний натюрморт из плодов и овощей с
введ
ением фрагмента окна.

3. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте.
Самостоятельное
последовательное ведение длительной работы. Передача материальности
предметов, лепка формы цветом.
Н
атюрморт с предметами из стекла
(2
-
4
стеклянных предмета
, различные по
цвету) в те
мной цветовой
гамме
.Использование акварели (многослойная акварель). Выбор формата с
учетом композиции.

Самостоятельная работа: э
тюды стеклянных предметов в различном
освещении.

4. Тема. Интерьер.
Поиск интересной композиции интерьера. Передача
пространства.
Фрагмент интерьера класса, холла с растениями.

Использование акварели (техника по выбору), бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: ф
рагмент домашнего интерьера с комнатными
растениями.

5. Тем
а. Гармония по общему цветовому тону.
Самостоятельное
последовательное ведение работы. Передача материальности и характера
предметов в среде. Тематические
натюрморты бытового жанра.

Использование акварели (техника
alaprima
), бумаги формата А3.
Самостоятель
ная работа: э
тюды натюрморта из нескольких предметов с ярко
выраженными различиями материальности
.

6. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности.
Грамотное построение цветовых и тональных отношений. Передача
«большой формы», пространства в натюрморте. Ритмическое построение
цветовых пятен.
Натюрморт с введением гипсовой маски или орнамента
.
Использование акварели, бумаги формата А2.

Самостоятельная

работа: этюды
2
-
3 белых предметов на различном фоне.

7. Тема. Фигура человека в театральном костюме.
Выявление
характерных особенностей модели. Этюды фигуры человека в контражуре.

Использование акварели, бумаги различного формата.

Самостоятельная работа:

этюды родных и друзей.

8. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте.
Сближенные
отношения, цветовые нюансы. Использование в работе ограниченной
палитры цветов.
Натюрморт из предметов сложной формы и разной
материальности, но близких по цвету
. И
спользование акварели, бумаги
формата А2. Самостоятельная работа: копии с репродукций натюрмортов.

9. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности.
Поиск
интересной живописно
-
пластической композиции. Лепка формы цветом.
Передача материальности.
Н
атюрморт из предметов различной
материальности (тематический натюрморт «Игрушки»)
. Использование
акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды игрушек с различных точек.

Шестой год обучения

1. Тема. Многоцветная гармо
ния.
Развитие умения работы разными
приемами акварели
. Лепка формыбукета цветом, передача фактуры
материала.
Этюд букета цветов в стеклянном сосуде
.
Использование
акварели (техника
alaprima
), бумаги формата А3.

Самостоятельная работа:
э
тюд букета цветов в

сте
к
л
я
нном

сосуде.

2. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте.
Уме
ние

самостоятельно
,

последовательно вести длительную работу над натюрмортом
. Лепка формы
цветом, передача

пространств
а

в натюрморте
. Ритмическое построение
цветовых пятен.
Натюрморт из п
редметов различной материальности и
насыщенности «На пороге осени»

(с предварительным
эскизом)
.
Использование акварели, бумаги различного формата.

Самостоятельная работа
:
э
тюды на тему

«Натюрморты осени»
, выполненные
в различных акварельных тех
никах и при р
азличном освещении.

3. Тема. Гармония по насыщенности.
Поиск структурно
-
пластического
решения
. Передача формы и материальности.
Этюды чучел животных,
использование трех
-
четырех цветов.
Использование акварели, бумаги
формата А3.

Самостоятельная работа:
к
оп
ии
с репродукций картин с изображениями
животных.

4. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте.
Образ
натюрморта.
Переда
ча

цветом форм
ы
, материальност
и

и фактур
ы

предметов
.
Натюрморт с отражением предметов, стоящих на стекле

(с предварительным
эск
изом)
. Использование акварели (многослойная акварель), бумаги
различного формата.

Самостоятельная работа:
э
тюды стеклянных предметов в теплой, холодной
гамме и на сближенных тонах
.

5. Тема.
Фигура человека

в национальном костюме.
Выявление
индивидуальных

особенностей модели
. Лепка формы цветом.
Этюды
одноклассников
.
Использование акварели(техника
alaprima
), бумаги
различных форматов.


Самостоятельная работа:
этюды родных и друзей.

6. Тема. Нюансная гармония.
Поиск

интересн
ой

живописно
-
пластическ
ой

компози
ци
и. Лепка

форм
ы
цветом, переда
ча

материальност
и.
Натюрморт с
ясно выраженной тематической направленностью (театральной,
музыкальной, художественной и т.д.) с нестандартной точки зрения (на полу,
на высоком подиуме, на уровне глаз и т. д.)

с предварительны
м эскизом
.
Использование акварели, бумаги различного формата.

Самостоятельная работа:
к
опия с репродукции

натюрмортов
-
обманок
(тромплеи)
.

7. Тема. Интерьер.
Поиск

интересн
ой

сюжетно
-
тематическ
ой

композици
и.
Переда
ча

пространств
а

в интерьере с фигурами че
ловека
.
Интерьер класса с
учащимися за работой
.
Использование акварели (многослойная акварель),
бумаги формата А3.

Самостоятельная работа:
к
опия репродукций с картин подобных интерьеров
.

8. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности.
Поиск

образност
и

силуэта
.
Переда
ча

материальност
и

предметов
.
Натюрморт в
освещении против света с предметами разной материальности
.
Использование акварели (техника по выбору), бумаги формата А3.

Самостоятельная работа:
э
тюды комнатных растений против света на
окне
.

9. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте.
С
амостоятельно
е

последовательно
е

ве
дение

длительн
ой

работ
ы

над
натюрмортом
. Р
азличные живописные приемы
.Ритмическое построение
цветовых пятен.
Натюрморт с чучелом из 5


6 предметов и драпировкам
и с
рельефными складками в среде рассеянного освещения

(с предварительным
эскизом)
.
Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата
А2.

Самостоятельная работа
:
к
опии с репродукций акварелей художников
-
анималистов
.

IV
.
Требования к уровню
подготовки

обучающихся

Результатом
освоения программы «Живопись» является приобретение
обучающимися следующих
знаний, умений и навыков:


-

знание свойств живописных материалов, их возможностей и
эстетических качеств,


-

знание художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей, создания цветового строя;


-

умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственно
-
воздушной среды;


-

умение изображать объекты предметного мира, простран
ство,
фигуру человека;


-

умение раскрывать образное и живописно
-
пластическое решение в
творческих работах;


-

навыки в использовании основных техник и материалов;


-

навыки последовательного ведения живописной работы.

Требования к экзамену

Экзамен рекоме
ндуется проводить в виде самостоятельной работы
учащегося над натюрмортом. Выполняется этюд постановки акварелью на
формате А
3 в течение 4 учебных часов. В первых
-
вторых классах натюрморт
состоит из простых по форме предм
етов (2
-
3 предмета и однотоновая
др
апировка
), в третьих
-
четвертых

классах


комбинированных по форме,
раз
лич
ных по материалу предметов (3
-
4 предмета и богатые по цвету и
декору драпировки).

Для успешного выполнения задания и получения наивысшей оценки
учащийся должен:

-

грамотно расположить

предметы в листе;

-

точно передать пропорции предметов;

-

поставить предметы на плоскость;

-

правильно строить цветовые гармонии;

-

умело использовать приемы работы с акварелью;

-

передать с помощью цвета объем предметов, пространство и
материальность;

-

добиться цельности в изображении натюрморта.

V.

Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде
проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы
над ком
позицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет
возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры
по разделам программы.


Формы промежуточной аттестации:



зачет


творческий просмотр (проводится в счет аудиторного
времени);



экзамен
-

творческий просмотр (проводится во внеаудиторное
время).

Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде
творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученик
ам
могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет
возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры
по разделам программы (текущий контроль).

При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих
умений и навыков:

1

год обучения

-

грамотно

компоновать изображение в листе
;

-

грамотно

передавать локальный цвет
;

-

грамотно

передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону
;

-

грамотно

передавать основные пропорции и силуэт простых предметов
;

-

грамотно

передавать материальность простых гладких и шершавых
поверхностей
;

2

год обучения

-

грамотно

компоновать группу взаимосвязанных предметов
;

-

грамотно

передавать оттенки локального цвета
;

-

грамотно

передавать цветовые и тональные отношения между предметам
и
;

-

грамотно

передавать пропорции и объем простых предметов
;

-

грамотно

передавать материальность простых мягких и зеркально
-
прозрачных поверхностей
.

3

год обучения

-

грамотно

компоновать сложные натюрморты
;

-

грамотно

строить цветовые гармонии
;

-

грамотн
о

передавать световоздушную среду и особенности освещения
;

-

грамотно

передавать пропорции и объем предметов в пространстве,
плановость
;

-

грамотно

передавать материальность различных фактур во взаимосвязи
;

4 год обучения

-

грамотно

компоновать объекты в интерьере
;

-

грамотно

ст
роить цветовые гармонии;

-

грамотно

передават
ь нюансы светотеневых отношений;

-

грамотно

передавать пропорции и объем сложных предметов
;

-

грамотно

передавать материальность сложных гладких и шершавых
поверхно
стей
;

5 год обучения

-

передавать цельность

и законч
енность

в работе
;

-

строить сложные цветовые гармонии
;

-

грамотно

передавать сложные светотеневые отношения
;

-

грамотно

передавать пропорции и объем предметов в интерьере
;

-

грамотно

передавать материальн
ость сложных мягких и зеркально
-
прозрачных поверхностей
;

6 год обучения

-

находить
образное и живописно
-
пластическое решение постановки;

-

определять колорит;

-

с
вободно владеть передачей тональных отношений световоздушной среды
;

-

с
вободно владеть
передачей объема предметов, плановости световоздушной
среды
;

-

с
вободно владеть передачей материальности различных предметов
.

С учетом данных критериев выставляются оценки:

5 (
«
отлично
»
)
-

ставится, если соблюдены и выполнены все критерии
;

4 (
«
хорошо
»
)
-

при условии невыполнения одного
-
двух пунктов
данных критериев
;

3 (
«
удовлетворительно
»
)

-

при невыполнении тр
е
х
-
четырех пунктов
критери
ев
.


VII
. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации преподавателям

Предложенные в настоящей про
грамме темы заданий по живописи
следует рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в
основном, на рисовании с натуры натюрмортов, которые необходимо
ставить, руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания
предусматривают наличие богатого

натурного фонда, большого
иллюстративного материала.

Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий
по живописи:

1. Анализ цветового строя натюрморта.

2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художников
-
классиков.

3. Выбор тех
ники исполнения.

4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением.

5. Выполнение картона.

6. Выполнение работы на формате в материале.

Работа, как правило, ведется акварельными красками.
Техника
исполнения и формат работы обсуждается
с преподавателем.

Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия
для самостоятельного обучения, которые включают в себя


-

посещение выставок;


-

поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;


-

чтение дополнительной литературы;


-

выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;


-

посильное копирование шедевров мирового искусства;


-

выполнение аудиторных заданий по памяти.


Средства обучения

-

материальные
: учебные аудитории, специально оборудованные
наглядными пособиями
, мебелью, натюрмортным фондом;

-

наглядно
-
плоскостные:
наглядные методические пособия, карты,
плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;

-

демонстрационные:
муляжи, чучела птиц
, гербарии, демонстрационные
модели, натюрмортный ф
онд;

-

электронные образовательные ресурсы:
мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;

-
аудиовизуальные:
слайд
-
фильмы, видеофильмы, учебные кинофиль
мы,
аудио
записи.











VIII
. Список
рекомендуемой литературы

Методическая литература

1.

Алексеев С.О.
О колорите.
-

М., 1974

2.

Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок,
живопись, станковая композиция, основы графического дизайна. Примерные
программы для ДХШ и изобразительн
ых отделений ДШИ.


М., 2003

3.

Беда Г.
В. Живопись.
-

М., 1986

4.

Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Уч
ебное
пособие. М.: Владос, 2004

5.

Все о технике: цвет
.
Справочник для художников
.

-

М.: Арт
-
Родник,
2002

6.

Все о технике: живопись акварелью
.
Сп
равочник для художников
.

-

М.: Арт
-
Родник, 200
4

7.

Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта
работы.


М.: Просвещение, 1992

8.

Волков Н.Н.
Композиция
в живописи.
-

М.,
19
77

9.

Волков Н.
Н. Цвет в живописи.
М.
: Искусство
,
1985

10.

Выготский Л.С. Воображ
ение и творчество в детском возрасте.
СПб: СОЮЗ, 1997

11.

Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных
отделений ДШИ.


М., 2008

12.

Зайцев А.
С. Наука о цвете и живопись.


М.
: Искусство, 1986

13.

Кирцер

Ю.М. Рисунок и живопись.


М.: Высшая школа, 1992

14.

П
аранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников:
колорист
ика.


Ростов н/д: Феникс, 2007

15.

Психология цвета.
-

Сб. пер. с а
нгл. М.: Рефл
-
бук, Ваклер, 1996

16.

Смирнов Г.
Б.
Живопись. Учебное пособие.

М.: Просвещение
,

1975

17.

Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках
изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей.


М.:
Просвещение, 1974


Учебная литература

1.

Школа изобразительного искусства

в десяти выпусках
. М.: Изобраз.
искусство, 198
6: №1, 1988: №2

2.

Сокольникова Н.М. Основы композиции.


Обнинск: Титул, 1996

3.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы
живописи.


Обнинск: Титул,
-

1996

4.

Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети.


М.: Конец века, 1997

5.

Харр
исон Х.Энциклопедия акварельных техник
.


АСТ, 2005

6.

Яшухин А.П. Живопись.
-

М.: Просвещение, 1985

7.

Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись.
М.
: Рандеву


АМ
,
Агар
, 1999

8.

Кальнинг А.
К.

Акварельная живопись.


М., 1968

9.

Унковский
А.А. Живопись. Вопросы колорита.
М.:
Просвещение,
1980



Приложенные файлы

  • pdf 83331193
    Размер файла: 615 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий